Пик популярности бильярда в США и Европе пришелся на 1980-е годы, а России — на 1990-е годы. Потом начался спад, и очень многие бильярдные клубы закрылись, как за границей, так и у нас. Вот что об этом пишет Брэд Тернер, авторитетный американский бизнес-тренер. "С развитием интернета люди ушли в виртуальный мир гаджетов, поменяв время, которое могли бы провести в клубах, на социальные сети. Сегодня интерес к общению и реальным играм постепенно возвращается". Но чтобы открыть бильярдный клуб, надо пройти по лезвию бритвы. О том, насколько опасным является это путешествие, мы и расскажем.
Ломаем стереотипы
Прежде чем открыть бильярдную, нужно поговорить с теми, кто это уже сделал. Наверняка среди них будут люди, которые успели закрыть свой бизнес. Это даст представление о реальных продажах услуг и о тратах, о которых будущий хозяин игрового заведения не догадывался. Базисом для достижения успеха и сегодня остается правильный выбор месторасположения.
В этой связи любопытно узнать, где функционируют успешные клубы, в том числе за рубежом. Оказывается, шикарные бильярдные, открытые на центральных улицах, в наши дни востребованы слабо. Не помогают даже витрины на всю стену, за которой находится роскошная обстановка. Чего не скажешь о тех бильярдных, которые работают рядом боулингами, закусочными, бассейнами, фитнесом, кинотеатрами — то есть в зонах отдыха торговых центров. "Люди жаждут зрелищ, — поясняет Игорь Новоселов, психолог. – Они могут посмотреть, как играют другие, а потом и сами присоединятся".
Бильярдный зал и Аль Пачино
Если почитать статьи о том, как открыть бильярдную, в них, как правило, подробно — со знанием дела — расписывается, какими должны быть столы, кии, шары и прочая техническая атрибутика. Безусловно, такая информация будет интересна и полезна. Между тем американский опыт возрождающегося, казалось, из пепла бильярдного бизнеса показывает, что очень многие посетители имеют слабое представление о тонкостях игры. Для них это просто развлечение. Значит, и столы должны быть коммерческими. Они стоят не дороже 30-40 тысяч рублей.
Размышляя, как открыть бильярдную, важно распланировать побочные доходы. Продажа напитков и еды через вендинговые автоматы способны принести до 15% прибыли заведения. Еще 25-35% может дать простенькая кухня — бутерброды, пирожные, чай, кофе.
"Откажитесь от универсальных формул, — пишет Брэд Тернер. — В то же время заложите не менее 15% рентабельности. Главные деньги планируйте получать за счет неосновных услуг. Я знаю парня, которые вообще разрешает играть бесплатно при условии, если на стоимость "часа" приобретаются имеющие у него товары".
Другими словами, в Америке традиционные брутальные темные залы, стилизованные под английские клубы как места для встреч очень серьезных людей, сегодня себя не всегда оправдывают.
"К примеру, играть в боулинг приходят веселыми компаниями или семьями — прежде всего, посоревноваться между собой и повеселиться, — пишет бизнес-тренер, который помог очень многим предпринимателям открыть успешные бильярдные. — Здесь необходимо сделать что-то аналогичное. Пока отец играет с другом, его сын стреляет из лазерного кольта в игровом автомате".
В этом случае бильярдный зал может представлять собой светлое помещение площадью от 100 кв. метров, где расположатся:
- три-четыре бильярдных стола;
- телеэкран;
- вендинговые автоматы;
- детские симуляторы стрельбы;
- пара диванчиков;
- два-три столика со стульями для приема еды.
А на стенах можно повесить фотографии звезд, которые играли в бильярд. Элвис Пресли, Шон Коннери, Элизабет Тейлор, The Beatles, Аль Пачино, Джонни Депп и другие знаменитости с киями в руках наверняка привлекут внимание потенциальных посетителей. Пришло время ломать стереотипы.
Бильярд, деньги и женщины
Как мы уже писали, любая информация о бильярдном бизнесе имеет ценность для будущего бизнесмена. А знание психологии людей, которым нравится эта игра, поможет разработать концепцию зала. Не только мужчины азартно играют в бильярд. В книге "Психология Бильярда. Подиум" Сергея Баева говорится, что дамам очень нравится приходить в эти заведения.
"Появление женщины за бильярдным столом не служит проявлением её желания доказать мужчинам-игрокам, что она в чём-то лучше и умнее их. — пишет автор. — Даму прельщает атмосфера завораживающего действа, восхищённые взгляды соперника и зрителей поединка. Грациозные движения во время игры подчёркивают красоту женской фигуры, поэтому девушка с кием в руках выглядит особенно соблазнительной для окружающих и вызывает неподдельный интерес".
Опираясь на приведенное наблюдение, подумайте, почему бы не нанять в качестве хозяйки зала молодую женщину, которая составит компанию в игре одиноким мужчинам?
Если это так, то бизнес-планы бильярдного клуба нужно строить исходя из того, что предпринимателю придется арендовать небольшое помещение в торгово-развлекательном центре. Значит, самой "тяжелой" статьей расходов станет аренда. С учетом того, что срок прохождения так называемой "долины смерти" для бильярдной оценивается не менее чем в 6 месяцев, то и денег для старта потребуется ориентировочно раза в два больше, чем стоит полугодовая оплата квадратов в ТРЦ.
Наш эксперт Игорь Малюгин просчитал минимальную стоимость входного билета, опираясь на опыт Брэда Тернера.
"Надо иметь в кармане порядка полумиллиона рублей, чтобы рискнуть открыть бильярдную, причем не в самом престижном ТРЦ, — считает аналитик. — Успех придет к тому, кто не упустит мелочей, угадает с местом и проведет удачную рекламу хотя бы на уровне оформления витрины. Тогда точка безубыточности будет пройдена через три-пять месяцев с момента старта".
При всем этом не стоит уходить от традиций, согласно которым зал должен иметь английскую обстановку, не менее 8-ми столов, пивной бар, кожаные диваны и клиентов-профессионалов, обожающих эту игру. Старт при таком интерьере обойдется в разы дороже. Банк удастся сорвать, если получится добиться расположения местной лиги бильярдистов. Но переманить профессионалов из другого клуба будет проблематично.
Заключение
Бильярдный бизнес целесообразно открывать в игровых и развлекательных зонах больших торговых центров. Обстановка в клубе должна быть тёплой и семейной. Попытка ориентироваться на фанатов бильярда вряд ли будет успешной, так как заядлые бильярдисты уже посещают клубы полупрофессиональной лиги.