13:05, 05 марта 2018, Развлечения

Бизнес на аэротрубе: полет нормальный?

Люди ещё до начала «самолётной» эры мечтали «летать как птицы». Сегодня это уже не столь актуально. У каждого есть возможность «победить гравитацию» в набирающем популярность аттракционе «аэродинамическая труба».

Долгие годы это устройство предназначалось для моделирования поведения самолетов в воздушных потоках, но в 1981 году инженер Джин Гермейн запатентовал вертикальную дозвуковую аэротрубу для подготовки парашютистов. Уже тогда было понятно, что этот аппарат можно использовать в коммерческих целях, но у него был существенный недостаток – запредельная цена.

К 2010 году благодаря новым технологиям удалось снизить стоимость аттракциона до уровня, при котором появился потребительский спрос. Как следствие, многие предприниматели заинтересовались новой нишей, тем более что производители оборудования убеждают, что развлекательная аэротруба – бизнес, который способен озолотить инвесторов. Но так ли хороша эта идея для бизнеса на самом деле?

Аэротруба: краткий обзор рынка

Из-за высокой стоимости «аэротрубы» предприниматели опасаются устанавливать аттракционы в небольших городках, отдавая предпочтение торгово-развлекательным центрам в региональных мегаполисах. Но и здесь редкие предприниматели могут похвастаться хорошим трафиком. На форумах можно найти посты, в которых юзеры пишут о своём разочаровании.

«Сейчас экстрим-развлечения хватает, - пишет «форумчанин» с ником asund#71. – Это сноуборд, скейтинг-ринг, кайтинг, роуп-джампинг, квесты…. Хотя клиентов, которые ищут острые ощущения, много, не думайте, что будет очередь».

На вопрос, «хотели ли вы посетить аэротрубу», сказали – “да” порядка 15 % молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Он сообщили, что мечтают «победить гравитацию», даже если придется отдать 5 тысяч рублей за 10 минут полета. Применительно к России речь идет об аудитории потенциальных клиентов численностью 3.6 млн человек, готовых потратить на этот вид развлечения суммарно 1.5 млрд рублей в год.

В действительности доходы владельцев аэротруб куда скромнее. И дело не только в текущем экономическом кризисе. Низкий спрос свидетельствует о проблемах продвижения бизнеса в конкретных условиях. Иначе говоря, насколько бы замечательной идея ни была, реализовать её может быть проблематично.

«По бизнес плану аэродинамической трубы придётся потратить не один миллион рублей, – отмечает эксперт по малому бизнесу Игорь Малюгин. – Поэтому нужно все тщательно взвесить прежде, чем стартовать. Особо следует обдумать вариант «б» - на случай, если что-то пойдет не так. Например, удастся ли продать бизнес или хотя бы оборудование».

С чего начать бизнес на аэротрубе?

Бизнесмены, которые знают не понаслышке, что такое аттракцион аэротруба, придерживаются разных мнений по поводу того, где её стоит располагать. Кто-то считает, что нужно учитывать сезонный характер бизнеса, поэтому логично предпочесть открытую площадку. Ведь летом всегда хочется чего-то особенного, особенно на курортах. Не обязательно стремиться, чтобы труба для потенциальных клиентов находилась в пешей доступности. Мол, аэротруба - удовольствие дорогое, значит, «победа над гравитацией» будет планироваться заранее. Посетители аттракциона, если решатся купить дорогой билет, приедут на автомобиле.

Другие, напротив, настаивают на размещение аэротрубы в закрытом помещении в ТРЦ или фитнес-центрах, например, рядом со студией скалолазания или в фойе аквапарка.

«Аэротруба в помещении, на первый взгляд, интереснее, хотя бы потому, что будет эксплуатироваться круглый год, - считает Игорь Ромашкин, - С другой стороны, установку конструкции придется согласовать с архитектурой и со службой надзора за эксплуатацией зданий и сооружений. Все будет зависеть от веса аттракциона, энергопотребления, уровня вибрации и шума. Этот вопрос решаем, но нужно быть готовым к высокой арендной плате».

Таким образом, начинать бизнес на аэротрубе нужно с выбора места, и лучше запастись несколькими вариантами. Необходимо учитывать, что помимо 20-25 кв. метров площадки для самого аттракциона и кабины оператора, потребуется еще помещение для раздевалки. Это плюс 10 кв. метров минимум.

На выбор места для аттракциона может повлиять и модификация аэротрубы.

«Прежде чем разрабатывать бизнес план, придется учесть много взаимозависимых факторов: место установки, высоту и диаметр аэротрубы, характеристики её силовой установки, энергоснабжение (подключение к электросети или дизельное топливо) и многое другое, - советует эксперт Малюгин. – В частности, из-за шума жильцы близлежащих домов имеют право потребовать перенести аэротрубу в другое место».

Что касается модели, то здесь действует стандартное потребительское правило: хорошее дешево не стоит. Если есть деньги и уверенность в хорошем трафике, то можно остановиться на признанных во всем мире аэротрубах SkyVentu и Bodyflighret. Хотя воронежские аттракционы "Торнадо" почти не уступают лидерам, зато стоят значительно меньше. Если бюджет сильно ограничен, то выбор невелик - это аэротрубы из Беларуси по цене от 3.5 млн рублей.

Сколько стоит открыть аэротрубу?

После того, как предприниматель выбрал место и остановился на модели аэротрубы, ему нужно составить подробный бизнес план со сметой расходов. А затем строго следовать ему.

Приведем основные шаги бизнес-плана:

  1. Зарегистрироваться либо как индивидуальный предприниматель, либо как собственник общества с ограниченной ответственностью по виду деятельности 93.2 «Деятельность в области отдыха и развлечений».
  2. Найти подходящее помещение или место на открытой площадке и заключить арендный договор - как минимум, на год.
  3. Решить вопрос с охраной будущего аттракциона.
  4. Решить вопрос с энергоснабжением.
  5. Набрать персонал и провести обучение инструкторов.
  6. Приобрести аэротрубу и осуществить ее монтаж.
  7. Разработать маркетинговую политику, рекламное продвижение и мероприятия по презентации аэротрубы.

После этого уже можно открыть аттракцион.

Далее рассмотрим, на что бизнесмену нужно обратить особое внимание.

Персонал

Для нормальной работы аэротрубы потребуются хотя бы 3 человека:

  • директор аттракциона (ответственное лицо);
  • оператор (включает и выключает оборудование, проводит осмотр и мелкий ремонт);
  • инструктор (учит технике полета в аэротрубе, страхует от ошибок). Чтобы посетители остались довольными, а не жалели о бессмысленном и неприятном кувыркании в мощном потоке воздуха, рекомендуется нанимать в качестве инструктора опытного парашютиста.

Маркетинг и реклама

Без активной и систематической рекламы на хороший трафик рассчитывать не приходится. Помимо традиционной пиар-кампании, включающей в себя публикации в СМИ и ролики на местном телевидении, необходимо вести странички в социальных сетях, рассказывая об интересных моментах на аттракционе. Популярной, например, может быть акция «Заключи брак на небесах».

Риски несчастных случаев

Нужно понимать, что далеко не всем можно посещать симулятор эффекта невесомости или свободного падения. В частности, у детей или у пожилых людей могут возникнуть проблемы с дыханием. Такое случается крайне редко, тем не менее, к этому нужно быть готовым.

Сколько понадобиться денег

Для выполнения бизнес плана потребуются такие инвестиции:

Статья расходов

Длительность этапа

Размер трат

Примечание

Регистрация, открытие счета, привлечение инвесторов 30 дней 50 тыс. рублей Регистрация не требует особых усилий. Поиск инвестора может не увенчаться успехом
Поиск, аренда и подготовка площадки 50 дней, может идти параллельно с регистрацией от 100 тысяч до 500 тысяч рублей Трудоемкий и ответственный этап
Приобретение и монтаж оборудования от 20 дней до 70 дней в зависимости от модели от 3.5 млн до 10 млн рублей Потребуется помощь юриста по составлению договора купли-продажи. Стоимость установки оговаривается отдельно
Наём и обучение персонала, не менее 3 человек 70 дней, правильно начать сразу же после регистрации 40 тысяч рублей Несложный, но ответственный этап
Презентация и реклама 60 дней после монтажа оборудования От 50 тысяч до 150 тысяч Может потребовать нестандартных решений

Таким образом, предварительные расчеты бизнес плана аэротрубы показывают, что размер первоначальных инвестиций начинается с 4 млн рублей.

«Открыть бизнес на аэротрубе не так уж просто. Как показывает практика, такие аттракционы покупают предприниматели с деньгами, для которых аэротруба является формой диверсификации бизнеса. В этом деле рассчитывать на банковский кредит не приходится, разве только если найдется надежный поручитель”, - комментирует бизнес план эксперт Малюгин.

Какой доход принесет аэротруба и возможные риски

Просчитать, какую конкретно принесет прибыль аэротруба, сложно. В некоторой степени это лотерея. Тем не менее, сегодня этот аттракцион имеет высокий уровень рентабельности, позволяющий даже при малом трафике держаться на плаву. А при наплыве посетителей - озолотиться за считанные месяцы.

При себестоимости 60-80 рублей за минуту полета в аэротрубе стоимость услуги достигает 350-500 рублей за минуту.

“Чтобы проект окупился нужно стремиться к среднему трафику 300 минут в день или 60 посетителей (по 5 минут), - рассказывает Игорь Ромашкин, - тогда срок окупаемости проекта «аэродинамическая труба» не превысит одного года. Увы, в реальности обычно этот срок раза в два больше”.

Заключение

Бизнес на аэротрубе имеет свои «подводные камни», его успех серьёзно зависит от трафика. Для этого бизнеса характерны высокие эксплуатационные затраты – на аренду, техобслуживание аттракциона и персонал. Очень много денег будет уходить на оплату энергии.

Впрочем, у этого предпринимательства есть и существенный плюс - уникальность. Никакие другие симуляторы острых ощущений не могут доставить тех же ощущений, что и аэротруба. За счет этого достигается 3-кратная рентабельность, обеспечивающая стабильность бизнеса даже в сложных условиях. Главное, не ошибиться с местоположением трубы и её моделью.

Видео
Розлив и упаковка напитков
Линии розлива Bag-in-box
Малогабаритная установка Кондор