17:56, 05 декабря 2017, Другое   Просмотров: 54675

Почему каршеринг "не живет" в регионах?

В 2015 году в разделе «Бизнес-идеи» портала equipnet.ru была опубликована статья «Работаем по системе каршеринга». В этом материале констатировалось зачаточное состояние бизнеса, основанного на поминутной аренде легковых автомобилей. В выводах мы говорили о минимальной конкуренции на рынке. Теперь пришло время узнать, кто «попробовал себя» в каршеринге и что из этого получилось. Мы проведём подробный анализ рынка каршеринга.

«Итальянец» вместо АвтоВАЗа

Если на Западе основными провайдерами поминутной аренды машин являются автопроизводители, то в России таким предпринимательством занимаются частные инвесторы. На этом различия не заканчиваются. К примеру, в Америке взять машину для поездки можно практически везде, тогда как российский каршеринг фактически сосредоточен в Москве - если не считать нескольких сотен машин в Санкт-Петербурге, а также небольших парков в Сочи, Адлере, Красной Поляне, Краснодаре, Анапе, Пятигорске, Ессентуки, Кисловодске.

Даже при том, что рынок пребывает в «зачаточном» состоянии, уже сформировались лидеры, которые продолжают «накачивать мускулы». Это, прежде всего, сервис «Делимобиль» под управлением итальянца Винченцо Трани – данному оператору принадлежит 70%-ная доля национального каршеринга. Еще одним значимым игроком является компания BelkaСar.

На начало 2017 года суммарные капиталовложения «Делимобиль» и BelkaСar превысили 1.2 млрд рублей. Что касается поездок пользователей каршеринга, то их число в Москве, по данным департамента общественного транспорта, за 10 месяцев 2017 года достигло 2,5 млн. Такой показатель на фоне статистики общественного транспорта – метро, электричек и автобусов - составляет тысячную долю процента и, по сути, является «каплей в море».

Это означает, что российский каршеринг, которому исполнилось 4 года, по-прежнему является городской экзотикой, несмотря на очевидные плюсы. Скажем больше: эксперты говорят, что 12-миллионному мегаполису, каким является Москва, хватит «каких-то» 15 тысяч машин. Но даже такой скромный показатель вряд ли будет достигнут в ближайшие годы.

Цена вопроса: личный автомобиль, каршеринг или такси?

Отечественный каршеринг должен развиваться впечатляющими темпами, поскольку содержание машины в России стоит очень дорого. К примеру, простая и доступная Lada Granta с ценником 450 000 рублей при условии пробега 20 тысяч км в год обходится собственнику приблизительно 8 рублей/км, 480 рублей/день или 14400 рублей/месяц. И это при средней по стране зарплате в 31 000 рублей/месяц. В траты включаются стоимость топлива, ОСАГО, КАСКО, техническое обслуживание, транспортный налог, негарантийный ремонт, парковка, потеря стоимости из-за «старения». Если же покупать «железного коня» в кредит, то цена владения увеличивается еще на 20% в год.

С другой стороны, прокатиться на своей машине ненамного дешевле, чем взять такси, которое, по информации сервиса Яндекс.Такси, летом 2017 года оценивается от 9 рублей/км плюс 9 рублей за посадку. Для сравнения, цена автомобиля каршеринг-сервиса в столице составляет 8 - 11 рублей за минуту - при этом среднее время поездки равняется 38 минутам. За условные 350 рублей пользователь получает не только автомобиль в аренду, но ещё бензин и место на парковке. Справедливости ради, если проехать на машине провайдера те же 20 тысяч км в год, то абоненту придётся заплатить 750 и более рублей в день. Как говорится, чудес не бывает, так как сервис несет те же траты, что и любой собственник, плюс амортизационные, операционные расходы и прибыль.

Значительная часть российских пользователей каршеринга – молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, которые, к слову, обладают личными автомобилями. Естественно, многие из них удовлетворяют ключевому требованию, согласно которому необходимый для пользования каршерингом стаж водительского вождения должен быть не менее 2-х лет. Чтобы понять, почему водители пользуются арендой машин, хотя имеют своих «коней», обратимся к специализированным форумам.

«Собственный автомобиль делает меня мобильным и свободным, - пишет «форумчанин» с ником iacha@haer1988. – То, что цена машины падает, меня волнует в последнюю очередь - главное, чтобы денег на бензин хватило. Каршерингом я пользуюсь на работе, но не всегда есть машины в шаговой доступности. Если бы не проблемы с парковкой, вряд ли арендовал машину».

«Личный автомобиль и каршеринг – две «большие разницы», - высказывает свое мнение менеджер крупной компании Сергей Гроссман. – Семье с детьми всегда нужна машина под рукой, а если человек одинок, можно взять авто в аренду - тем более, что условия каршеринга более чем комфортные. Особенно, актуальна поминутная аренда для приезжих и людей, которым просто негде припарковать свою машину».

По мнению экспертов, не рационализм абонентов, а платные парковки с увеличивающимся тарифом и в дальнейшем останутся движущей силой рынка аренды машин. По мере того, как дорожает стоянка «железных коней», будет увеличиваться спрос на поминутную аренду в целом по стране. Тем не менее, ситуацию нельзя назвать однозначной. Хоть люди уже знают, как пользоваться каршерингом, водители в большинстве своём не готовы отказываться от личного транспорта. Им нравятся удобство и свобода передвижения.

Так или иначе, «лед уже тронулся» - прирост автомобильного парка каршеринг-компаний в 2017 году может составить 1.5 тысячи машин, то есть увеличиться на 60%. Сравнивать Москву и остальную Россию, впрочем, не совсем корректно. При одинаковой стоимости каршеринга зарплаты и доходы у жителей столицы значительно выше, чем у провинциалов. Последним проще и дешевле пользоваться такси в виде «старенькой девятки», нежели взять в аренду новенький Hyundai Solaris. Очевидно, поэтому наши производители в отличие от американских автогигантов не спешат выходить на рынок каршеринга.

Без жуликов никуда

После того, как в нашей стране число пользователей каршеринга превысило психологическую отметку в триста тысяч, на рынке поминутной аренды появились недобросовестные пользователи и даже жулики. В московском районе Восточное Измайлово легкомысленный молодой человек, купивший за 600 рублей аккаунт у другого абонента, самым злостным образом нарушал ПДД. Сервис «Делимобиль» посчитал такую аренду неправомерным завладением автомобилем без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Напомним, чтобы создать свой аккаунт, нужно зарегистрироваться на сайте компании. Сделать это можно и с помощью мобильного приложения, загрузив свое фото и сканы паспорта и водительских прав.

Случай в Восточном Измайлово оказался далеко не единственным. По данным службы безопасности «Делимобиль», в 2016-2017 годах было зафиксировано 20 таких мошеннических поездок и 5 попыток угона. Иначе говоря, злоумышленники тоже пришли на этот рынок, начав создавать по утерянным паспортам фейковые аккаунты - в том числе и с целью заправки своих автомобилей по топливной карте провайдера. Другие сервисы тоже сталкиваются с похожими проблемами. Для добросовестных абонентов это чревато ростом тарифов - издержки в любом случае ложатся на них.

Заключение

Анализ ситуации на рынке каршеринга позволяет прогнозировать, что с каждым годом все больше людей будут пользоваться услугой поминутной аренды машин, однако, в приоритете останутся личные авто, общественный транспорт и такси. И пока АвтоВАЗ не станет ключевым игроком, принципиальных изменений ждать не следует.

Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков