Поговорка «какой русский не любит быстрой езды» отражает историческую любовь жителей нашей страны к дорожному лихачеству. Именно поэтому у нас так популярны международные спортивные гонки.
Между тем, поучаствовать в гонке на простых болидах, называемых картами, можно и самому. Более того, на этом удастся и заработать — если открыть свою «Формулу-1». Правда, пилотам-любителям придётся найти и взять за основу грамотный бизнес план картинга. Один из вариантов плана мы предложим в этой статье.
2. Какой формат картинга выбрать?
3. Что нужно для открытия картинга
4. Пошаговый план действий
5. Логотип, герб и флаг клуба
6. Аренда
7. Обустройство картодрома
8. Первым делом карты
9. Персонал
10. Маркетинг
11. Общие затраты
12. Рентабельность и окупаемость картинг клуба
13. Картинг как бизнес: плюсы и минусы
14. Заключение
Анализ рынка и целевой аудитории
Картинг как бизнес в нашей стране развит слабо, хотя, например, в СССР эта забава была известна еще с 1961 года. Чуть раньше началась его история в США. Простые и удобные машинки с трубным каркасом и с двигателями объемом 125 куб. см и 175 куб. см были очень популярны в Советском Союзе, о чем говорит наличие более чем 5 тысяч картинг клубов в 1991 году. Сегодня в РФ насчитывается только пара сотен подобных спортивно-развлекательных заведений, главным образом в крупных городах. Не впечатляет и динамика строительства новых гоночных трасс, в том числе и для картинга – не больше 10 в год.
Что касается целевой аудитории, ее можно разбить на 6 возрастных групп, прежде всего из числа представителей «сильного пола». Приведем таблицу потенциальных клиентов:
Возраст |
Макс. скорость |
Доля потенциальных клиентов в общей численности возрастной группы |
6-9 лет |
40 км/час |
10-15% |
9-13 лет |
50 км/час |
20-25 % |
13-18 лет |
60 км/час |
25-30% |
18-35 лет |
100 км/час |
50-60% |
35-50 лет |
80 км/час |
25-35% |
Свыше 50 лет |
60 км |
10-15% |
Какой формат картинга выбрать?
Наибольшее число потенциальных клиентов приходится на активную (и рискованную) группу молодых людей. Основываясь на этом, можно планировать трафик посещений с поправкой на покупательскую способность. Здесь правильнее ориентироваться на медианную заработную плату в регионе, где бизнесмен задумал открыть картинг клуб:
- до 25 тысяч рублей в месяц – эконом класс:
- до 40 тысяч рублей в месяц – средний класс;
- свыше 40 тысяч рублей в месяц – элит класс.
Что нужно для открытия картинга
Как правило, вопросом, как открыть с нуля картинг клуб, интересуются люди, неплохо разбирающиеся в специфике подготовки спортсменов по картингу, которые участвуют в соревнованиях в соответствии с Международным спортивным регламентом СИК-ФИА и Спортивным Кодексом Российской Автомобильной Федерации (РАФ). Тогда этот бизнес приобретает другой статус – спортивной организации, которая предоставляет населению коммерческие услуги и заодно получает доходы от рекламы организованных соревнований. Правда, для этого нужно нанять тренеров и механиков с лицензиями РАФ. Тем же, кто «не варится в этой каше», будет чуть сложнее. Этим бизнесменам, в отличие от профессионалов РАФ, знающих все от «а» до «я», придется выполнить определенные шаги на пути к открытию картинг клуба.
Пошаговый план действий
Поскольку картинг клуб нуждается в постоянных посетителях, его открытие нужно совмещать с «раскруткой». Действовать нужно по такому алгоритму:
- Разработать логотип клуба, его флаг, сообщить в СМИ о том, что «теперь в N-ске (ваш город) будет «Формула-1 для горожан».
- Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Необходимо получить в налоговой инспекции выписку ЕГРИП по форме Р6000 в трехдневный срок после подачи заявления. Соответствующая этому виду предпринимательства система налогообложения позволяет минимизировать затраты на бизнес.
- Подобрать участок для гоночной трассы. Обязательно с удобной пешей или транспортной доступностью для горожан. Новичкам лучше всего выбрать «временные трассы по лицензии «D» или «E».
- Разработать проект картодрома в соответствии с рекомендациями Ассоциации картинга РАФ на основе требований комиссии картинга ФИА.
- Обустроить инфраструктуру гоночной трассы, включая охранные системы.
- Зарегистрировать трассу в Ассоциации картинга РАФ (для участников соревнований).
- Приобрести карты, экипировку для пилотов и другое оборудование для гонок.
- Подобрать персонал, уделив особое внимание инструкторам.
- Создать Фан-сообщество картинг клуба.
- Провести рекламную кампанию и презентацию.
- Открыть клуб.
Логотип, герб и флаг клуба
Открывая картинг клуб, необходимо выстроить стратегию бизнеса таким образом, чтобы, как минимум, треть поступлений обеспечивалась за счет подготовки пилотов и команд для участия в соревнованиях лиги А и в международных соревнованиях SWS. Очень многие подростки и молодые люди мечтают о спортивной карьере гонщиков или хотя бы о праве называться лучшим гонщиком родного города. Почему бы им не помочь в этом и заодно не пополнить доходы картодрома? Придумать флаг, герб и логотип помогут местные дизайнеры — за 10-15 тысяч рублей.
Аренда
По опросам региональных владельцев картинг клубов, стоимость аренды земли под картодром площадью 1000 кв. метров в местах, где хорошая проходимость, доходит до 50 тысяч рублей в месяц. В городах-миллионниках на эти цели уходит в 3-4 раза больше. Аренда такого участка имеет свои минусы: после обустройства трассы арендодатели стремятся повысить ставку, зная, что владелец картодрома вложил большие деньги в землю. Причем в бизнес плане с расчетами статей расходов необходимо учесть, как минимум, 3 месяца убыточного периода, когда придется финансировать «земельный вопрос» за счет стартового капитала. Заложим под эту статью 150 тысяч рублей.
Обустройство картодрома
Картодром должен отвечать требованиям и рекомендациям Российской ассоциации картинга. Временным кольцевым трассам категорий «D» или «E» рекомендуется обеспечить длину не менее 600 метров, ширину – 6 метров, уклон продольный — максимум 5%, поперечный – не более 10%. Для этих трасс сезонный период соответствует теплому времени года. При этом старт должен находиться за 70 метров до первого поворота. Расстояние между двумя смежными участками трассы должно составить, как минимум, 6 м. Трассу необходимо асфальтировать по всей длине, при этом парк-стоянку ограждают двухметровым забором. Кроме того, должны быть оборудованы;
- крытый пост для взвешивания;
- стартовые светофоры и сигнальные огни;
- улавливающие ограждения на поворотах;
- гравийные зоны схода,
- табло электронного хронометража.
«Проще всего поискать старые советские картодромы, — говорит архитектор Марина Васильева. – Такие, кстати, имеются во многих городах, хотя и находятся в очень запущенном состоянии. Если затраты на создание с нуля гоночной трассы для картинга составят 2 миллиона рублей, то расходы на ремонт существующей – от 300 до 500 тысяч рублей. Если, конечно, объект не разрушен до основания».
Таким образом, под обустройство картодрома необходимо заложить 2 млн рублей.
Первым делом карты
В процессе подготовки трассы следует решить вопрос с гоночными машинками. Новые карты продаются за 100-150 тысяч рублей, а подержанные можно купить даже за 20-50 тысяч рублей. Специалисты советуют для начала приобрести 5 машин – 2 (1) новых и 3(4) б/у. Также необходимо купить экипировку, стартовые светофоры и другое необходимое оборудование. На это потребуется до 500 тысяч рублей.
Персонал
К подбору персонала картинг клуба необходимо подойти предельно ответственно, поскольку от работы сотрудников зависит безопасность клиентов. Потребуются автомеханик, отвечающий требованиям РАФ (возможен вариант аутсорсинга), тренер-инструктор (как правило, сам спортсмен-гонщик), инструктор (работник трассы) и администратор. Их примерные зарплаты (для регионов) и обязанности приведем в таблице:
Должность |
Зарплата |
Обязанности |
Администратор (владелец) |
70 000 рублей |
Общее управление, тарифная и рекламная политика |
Тренер-инструктор |
50 000 рублей |
Подготовка пилотов на курсах, участие в рекламных целях на соревнованиях |
Инструктор (работник трассы) |
35 000 рублей |
Краткий инструктаж новичков, уборка трассы, разовые поручения |
Механик |
35 000 рублей |
Ремонт и техобслуживание картов |
Кассир |
20 000 рублей |
Продажа билетов и оформление договоров об обучении на курсах |
Итого |
210 000 рублей |
В таблице приведены фактические зарплаты, сверх этой цифры необходимо учитывать налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота картинг клуба. Примерно потребуются 300 тысяч рублей.
Маркетинг
Маркетингом, как правило, занимается владелец клуба. Его главные задачи заключаются в рекламе гоночного спорта в региональных СМИ, в формировании Фан-сообщества и в организации в формате шоу местных соревнований, на которых новичкам дается возможность бесплатно прокатится по трассе. Под эти мероприятия необходимо закладывать не менее 100 тысяч рублей в месяц.
Общие затраты
В плане следует учесть 20% непредвиденных расходов. Таким образом, суммарные финансовые вложения в бизнес при аренде картодрома составят до 1 миллиона рублей, при открытии картинг клуба с нуля – 3 миллиона рублей.
Рентабельность и окупаемость картинг клуба
Обзор форумов и опрос собственников картинг клубов, которые на условиях анонимности согласились поделиться информацией, показал, что «выживание» картодрома возможно только при 25%-ной рентабельности. При цене билета 500 рублей за одну поездку трафик посещений в среднем должен быть не меньше 50 человек в день. Даже если продолжительное время на картодроме тихо, в праздники могут быть аншлаг и очереди, что обеспечивает в сезон выручку до 5 миллионов рублей и прибыль до 2 миллионов.
Неплохие деньги приносит также реклама на соревнованиях. Обычно окупаемость первоначальных вложений происходит на второй год работы. Это следует учитывать предпринимателю, который разрабатывает бизнес план картинг клуба.
Картинг как бизнес: плюсы и минусы
Идея зарабатывать на любви людей к быстрой езде не является гарантом успеха. Осторожный рост картинг клубов и их устойчивое положение объясняется приходом в этот бизнес настоящих профессионалов, которые изнутри знают, «чем живет и чем дышит» картодром. Они имеют своеобразные «подушки безопасности» в виде поддержки от местных властей и деловых элит, заинтересованных в хорошем имидже города. Но это же и является существенным минусом, сдерживающим рост клубов до уровня СССР, когда существовала государственная поддержка данного вида досуга.
Заключение
Открыть картинг клуб с нуля легче всего профессиональному спортсмену-гонщику, который знаком с «подводными камнями» этого бизнеса и может рассчитывать на поддержку со стороны «сильных» данного региона. Аренда земли, обустройство которой под картодром может стоить до 2-х млн рублей, несет высокий риск из-за возможного разрыва договора с арендодателем. Учитывать надо и фактор нестабильного трафика, ведь проводить время на картах люди предпочитают в выходные и праздники.