11:32, 27 октября 2017, Бизнес идеи для села     Просмотров: 82 436    Время чтения: 6 минут

Помощь советом фермерам может быть прибыльным делом

Российское сельское хозяйство на подъеме Об этом свидетельствуют сводки Росстата. В 2017 году зерна намолочено почти на 13% больше, чем в 2016 году. Показатели в национальном агропромышленном комплексе (АПК) уже третий год подряд формируют положительный тренд. По мнению немецкого эксперта по мировой агропромышленной политике Шульца Урбаха, в нашей стране созрели идеальные условия для вовлечения в аграрное дело новой волны предпринимателей. «В бизнесе «заразителен» высокодоходный (то есть хороший) пример, — говорит он. – Так было в Германии в конце 40-х, так случилось во Франции – в середине 50-х, когда в этих странах началась «зеленая революция». Судя по всему, так будет и в России».

Нуждаются ли фермеры в помощи?

Если посмотреть на становление АПК развитых стран, то можно увидеть, что у них сформировался постоянный спрос на услуги, которые предоставляются фермерам крупными консалтинговыми группами и совсем крохотными фирмами, состоящими порой из 2-х человек. Например, американец Джим Скот из Техаса пишет, что аграрии регулярно приезжают к нему на лекции, а также, чтобы посоветоваться, и узнать о новинках рынка.

«Я реально помогаю сэкономить на технике, на послегарантийном обслуживании, на прогнозах на будущее, — говорит Скот. – Три года назад я сказал своим парням: хватить сеять пшеницу. Обратите внимание на кукурузу и сою. Они послушали и выиграли. И в самом деле: из-за русских и украинцев цены на зерновые упали почти на четверть, зато кукуруза и соя оказались в два раза прибыльнее при тех же материальных затратах».

В России тоже имеет место сельскохозяйственное информирование и даже профобучение, которое осуществляется через государственные центры при аграрных институтах. Однако центры с/х консультирования (по мнению самих их сотрудников) не охватывают даже пятой доли фермеров, которые нуждаются в правильных советах по поводу современных технологий и методов управления. Каждый год появляются новые семена, пестициды, способы обработки – всё то, что называется инновациями. Без инноваций трудно выиграть конкурентную борьбу. Поэтому и становится всё более популярным и востребованным аграрный консалтинг.

Опыт развитых стран, которые создали высокопродуктивный АПК, показывает, что «нацеленные на успех» фермеры действительно нуждаются в помощи — в том числе и в информационно-консультативных услугах от частных фирм аграрного консалтинга.

Инновационная поддержка сельского хозяйства

Безусловно, ни фермеры, ни руководители средних агрофирм в полной мере не информированы о новинках с/х технологий, о которых можно узнать из переводных журналов или на специализированных выставках. Из-за высокой загруженности у них просто нет времени на чтение иностранных СМИ. Это утверждают сами аграрии и эксперты. «В Европе, например, уже пару лет как «засветился» самоходный опрыскиватель, действующий на скорости почти 40 км в час и с автоматом для промывки, наполнения и перемешивания, — рассказывает Шульц Орбах. — Эти машины имеют просто фантастическую производительность и высокий уровень удобства для фермера. При этом автопилот с GPS не допустит на угодьях опасных необработанных пятен. Но российские крестьяне из глубинки вряд ли об этом слышали».

Кстати, такую машину можно купить вскладчину, поскольку её производительности и надежности хватает для того, чтобы обработать десять или более полей средних размеров. В частности, в Германии можно найти удачные примеры неформальных кооперативов, деятельность которых регулируется соглашениями, составленными консалтинговыми фирмами.

Американец Джим Скот, опираясь на свой опыт, высоко оценивает аграрный консалтинг, считая, что он способствует финансовой стабильности и культуре взаимодействия фермеров-соседей. В самом деле, зачем аграриям покупать уйму вспомогательной техники, если её можно взять в аренду в кооперативе, в котором они состоят? И здесь на первый план выходит информированный и надежный посредник.

Господдержка не распространяется на аграрный консалтинг

Еще 10 лет назад аграрии и мечтать не могли о грантах на развитие хозяйства. Сегодня же фермер имеет право на государственную финансовую помощь в размере от 250 тысяч до 1.5 млн рублей. Деньги можно потратить на приобретение техники, постройку подсобных помещений и даже на покупку земли. «Тем не менее, претендентов на гранты отбирают жёстко, — говорит фермер Николай Семененко. – Надо доказывать, что деньги расходуются конкретно на хозяйство — то есть на то, что будет материализовано».

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Подразделения Минсельхоза применяют строгие квалификационные критерии к фермерам, которые рассчитывают на гранты. Это, как минимум, десятилетний стаж работы и такой же срок владения подсобным хозяйством. Поощряется членство в кооперативах и наличие личных денег для софинансирования проектов, на которые запрашиваются средства. «Аграрий не может потратить деньги из гранта на услуги аграрного консалтинга, — напоминает юрист Анна Маслова. – Это надо учитывать фирмам, которые хотят заработать на с/х консультировании».

Риски аграрного консалтинга

Частные центры сельскохозяйственного консультирования (они же — фирмы аграрного консалтинга) могут быть совсем небольшими (штат 2-3 человека) и требовать минимальных финансовых вложений (до 100 тысяч рублей на аренду и коммуникации). Ключевым капиталом таких компаний является не столько первоначальный взнос, сколько репутация их квалифицированных аналитиков. При этом эксперты отмечают, что заработать авторитет «с нуля» очень трудно.

В связи с этим портал Equipnet.ru выделяет ряд проблем, с которыми часто сталкиваются новые компании, предлагающие платные информационно-консультативные услуги. Преодоление этих препятствий – значительный шаг к успеху бизнеса:

• Скептицизм потенциальных потребителей. Это классическая проблема: кто же и из «матерых» крестьян отдаст «свои кровные» за какие-то советы? Преодолеть барьер недоверия помогут бесплатные консультации в рамках пиар-кампании и грамотная агитационная работа.

• «Слабая» инфраструктура района, в котором приходится работать. Например, если в транспортной доступности нет технических сервисов по обслуживанию и ремонту инновационной техники, а также станций по продаже высокодоходных семян, это может оказаться препятствием для предпринимательства.

• Слабое «финансовое здоровье» фермеров – у многих, как правило, нет денег даже на то, чтобы софинансировать проекты, на которые можно получить гранты.

• Дискредитация «инноваций». Не секрет, что некоторые западные новшества в российских условиях не приживаются. Нужно учитывать русский менталитет и климатические факторы, дабы давать действительно полезные консультации.

• Конкуренция со стороны государственных центров с/х консультирования и «коллег» по аграрному консалтингу. Эксперты советуют учитывать этот фактор, но не преувеличивать его значение.

Отметим, что хуже всего на аграрный консалтинг влияет неразвитость инфраструктуры, затем отсутствие свободных средств у фермеров — и только потом недоверие к консультантам. Как видите, конкуренция практически не влияет на старт. Все это, безусловно, следует учитывать предпринимателям, которые планируют зарабатывать на платных информационно-консультативных услугах. Составляя списки потенциальных клиентов, бизнесменам необходимо понять, как тот или иной фактор повлияет на спрос информационно-консультативных услуг. Шульц Орбах в этой связи дает хороший совет, что «успех одного клиента означает появление трех новых. Следуйте этому правилу».

Заключение

Новые фирмы аграрного консалтинга сегодня заполняют ниши информационно- консультативных услуг, в которых остро нуждаются фермеры. Однако необходимо учитывать способность производителей инновационной техники адекватно реагировать на посредническую деятельность предпринимателей в данной территории. Логично также изучить политику местных властей по отношению к фермерам и, конечно, финансовое здоровье последних.

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Другие материалы рубрики
Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков