Это только кажется, что начинать с нуля в бизнесе не так уж сложно. Кредиторы, выдающие ссуды предпринимателям-новичкам, расскажут сотни историй о неудачных проектах, несмотря на детальную проработку бизнес-планов. «Нет известности, нет бренда – значит нет клиентов, – говорит бизнес-ангел Иван Яшин. – Плюс ошибки начального периода. В итоге все труды и надежды летят в долговую яму. Становятся на ноги только те, кто еще до регистрации своей фирмы договорился о заказах с потенциальными клиентами. Оптимальный вариант – это стартовать с франшизой».
Такой точки зрения придерживается и наш эксперт Игорь Малюгин. По его мнению, болезни роста присущи всем бизнесам, особенно в кризис. Франчайзинг в этой связи имеет очевидные преимущества:
- во-первых, это экономия на рекламе, которая, как известно, двигатель торговли (или привлечения клиентов);
- во-вторых, отработанный до мелочей план действий и выверенный регламент обучения;
- в-третьих, помощь в первых шагах со стороны продавца франшизы.
Что касается непосредственно сферы деятельности, то, как говорится, здесь трудно что-либо советовать, утверждает Иван Яшин. Солидные плюсы, впрочем, как и минусы, имеются практически в каждом предпринимательстве. Исключением является общественное питание, которое востребовано даже в самые кризисные времена, если оно, разумеется, ориентировано на массового потребителя. Примером такого подхода является компания SUBWAY.
Почему мы остановились именно на этой сети и, главное, что нужно сделать, чтобы заработать под её вывеской, мы и расскажем в этой статье.
Что нужно знать о SUBWAY
То, что сеть ресторанов быстрого питания SUBWAY® имеет свои точки в 110 странах мира, говорит о многом. Исследования этого рынка позволяют оценить среднестатистического клиента. Это молодые активные, как правило, образованные люди от 22 до 50 лет. Они ценят не только время, но и здоровье. Сеть SUBWAY в США, Канаде, Великобритании, Германии, Бразилии и даже в Пуэрто-Рико ежедневно посещают сотни тысяч таких клиентов, многие из которых являются фанатами этого бренда.
В общей сложности сегодня насчитывается порядка 43 000 ресторанов по всему миру. А когда-то, в далеком 1965 году, 17-летний американец Фред ДеЛюка совместно с доктором Питером Баком открыли в Бриджпорте (штат Коннектикут) первый киоск по продаже сэндвичей и назвали его «Pete’s Super Submarines» – «Супер Субмарины Пита». Вскоре пришлось сменить эту вывеску на «Сабвэй: Сэндвичи и Салаты». Но настоящим прорывом стала именно идея франчайзинга, позволившая открывать по 1000 ресторанов ежегодно.
В 1994 году SUBWAY стартовал в России, открыв в Питере на Невском свой первый ресторан. Дальнейшее развитие сеть получила в 2004 году, когда активно стали открываться рестораны по франчайзингу. Разнообразие сэндвичей из нескольких сортов хлеба, говядины, птицы, тунца, сыра, свежих и маринованных овощей пришлось по душе россиянам, и уже в ноябре 2011 года в РФ по числу ресторанов SUBWAY обогнал McDonald's.
Слагаемые бизнеса
Понятно, что успех SUBWAY обусловлен, прежде всего, форматом. Качественное питание на основе популярного меню, доступные цены, дизайн заведений и коучинг персонала – всё это является залогом стабильного дохода и представляет собой лакмусовую бумажку для франчайзинга. Бизнес-процесс открытия нового ресторана отработан до мелочей и четко систематизирован.
Где же все-таки стартовать, решать собственнику. Впрочем, каждый ресторатор скажет, что месторасположение имеет огромное значение в этом бизнесе – без высокого клиентского трафика не обойтись. Фаст-фуд концепция может быть открыта практически везде. В стрит-ритейле, на вокзале, в жилом доме, бизнес-центре, на фуд-корте. Последний формат очень востребован у начинающих предпринимателей, которые хотят минимизировать риски и затраты.
Согласно требованиям компании SUBWAY, к месторасположению такого фуд-корта предъявляются следующие требования:
- площадь помещения 45-60 кв. метров и мощность потребления – от 30 кВт;
- подводка воды и фановые трубы – к кухне и к линии раздачи;
- система вентиляции и кондиционирования;
- телефон и интернет.
Эксперты при этом советуют не зацикливаться на данных площадках. «У нас имеются примеры, когда весьма успешна деятельность ресторанов, расположенных в стрит-ритейле или в нестандартных локациях», – поясняют специалисты SUBWAY. Однако надо помнить, что открывать ресторан также разумно в отдельных помещениях на первых этажах зданий, находящихся на центральных улицах города, в университетских и спортивных городках и в местах традиционного отдыха. Площадь такого рода общепита, конечно, должна быть больше – порядка 80-120 кв. метров. Помимо требований, указанных для фуд-корта, должны быть также витринные окна и два входа: один для посетителей, другой – служебный.
Практические советы
Прежде чем начать деятельность под маркой SUBWAY, необходимо озаботиться инвестициями, поскольку концепция сети предполагает, что рестораны являются собственностью предпринимателя, купившего франшизу SUBWAY и действующего на условиях франчайзинга.
При этом необходимо внести паушальный (безвозвратный) взнос, который дает право использовать торговую марку сети. В более привычном формате это означает покупку франшизы. Согласно официальной информации компании SUBWAY, с 1 января по 30 июня 2015 года за первую франшизу необходимо заплатить $7500.
Среднестатистические траты на открытие ресторана SUBWAY колеблются в диапазоне от 4 до 6 млн. рублей. Более точно вычислить стоимость старта можно с помощью «финансового калькулятора». При этом рентабельность ресторанов в среднем составляет 15-20% от оборота. Важно и то, что политику ценообразования устанавливает собственник ресторана.
Опросы владельцев ресторанов показывают, что инвестиции окупаются за два-три года. «Конечно, можно найти бизнес, в котором быстрее проходят точку безубыточности, – комментирует Игорь Малюгин. – Однако бесспорное преимущество SUBWAY заключается в стабильном доходе, позволяющем планировать расходы».
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что в условиях кризиса и тотальной неопределенности на первый план выходят стабильные доходы. Именно поэтому собственный ресторан SUBWAY для нынешнего времени является идеальным по всем критически важным критериям бизнесом.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru