14:59, 14 февраля 2011   Просмотров: 727

Цена спасения российского машиностроения

Автор:

Сергей Семенов

Ни для кого не секрет, что российская обрабатывающая промышленность, особенно тяжелое машиностроение, переживает в последние десятилетия не самые лучшие, мягко говоря, времена. Для кого-то это будет сюрпризом, но, несмотря на некоторые исключения, в целом ситуация в отрасли оказалась еще хуже, чем многие предполагали. Эксперты из Минпромторга уверены, если дела так пойдут и дальше, то через 6-8 лет можно констатировать смерть отечественного машиностроения, после чего Россия окончательно превратится в материально-сырьевой придаток.

Слово представителям министерства промышленности и торговли:

«За последние годы российские предприятия стремительно теряли свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Существует тенденция к практически полному вытеснению российских производителей».

Цифры это полностью подтверждают. Так, в период с 2003 по 2008 годы доля импорта в отрасли выросла в 8,5 раза. И если в 2003 году он был в 5,2 раза больше экспорта, то в 2008 году уже в 8 раз. В итоге сегодня доля импорта в машиностроении превышает 63 процента, при этом, по данным за 2008 год, российские предприятия загружены менее чем на треть, а четверть из них убыточны.

Еще одна интересная статистика – в 2009 году на долю машиностроения пришлось 1,2 процента российского ВВП. При этом основные потребители продукции российских машиностроителей (нефтянка, газ, горнодобывающий комплекс, металлургия) обеспечили более 80 процентов бюджетных поступления и экспорта.

Причин столь плачевной ситуации никто не скрывает. Это, во-первых, износ основных фондов, оборудования. Во-вторых, технологическое отставание российских машиностроителей от западных и восточных конкурентов. Логичное следствие всего этого – неконкурентоспособность продукции отечественного машиностроения. И если ничего не изменится, то, по подсчетам Минпромторга, через 6-8 лет случится страшное – доля импорта дойдет до 90 процентов, и с уверенностью можно будет говорить о смерти российского машиностроения.

«Согласно исследованию Счетной Палаты РФ, износ основных фондов в отдельных отраслях российской промышленности достигает 80 процентов, динамика их обновления не превышает 11 процентов, а средний возраст оборудования промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1970 годом, — подчеркнул в беседе с корреспондентом Equipnet.ru главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Около половины российских предприятий испытывают проблемы с оборудованием, а отечественные производители неспособны обеспечить их высокотехнологичной качественной техникой. Российская промышленность находится в замкнутом круге. Без модернизации ей не стать конкурентоспособной, но закупка отечественного оборудования не поможет в конкуренции на мировом рынке, а покупка импорта, очевидно, будет определять дальнейшее ослабление отечественного производителя. Впрочем, ни на закупку импортного, ни на закупку отечественного оборудования средств у большинства предприятий машиностроения нет».

В Минпромторге уверены, что в случае полной деградации российского тяжелого машиностроения, степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически – по российской экономике в целом.

Перспектива печальная, и правительство она никак не устраивает. Соответственно, чиновники, пока не поздно, подготовили план спасения российской машиностроительной отрасли, который нужно начать реализовывать как можно скорее.

Стратегия развития тяжелого машиностроения разработана в министерстве в период до 2020 года. Ее целью должен стать подъем отрасли, что логично, технологическая революция и в итоге уменьшение доли импорта до 43,2 процента.

Естественно, все это стоит денег. Если говорить точнее, то речь идет о 71,4 миллиарда рублей, которые должны спасти отечественных машиностроителей. Из них доля бюджетных средств составит 27,9 миллиарда рублей, а остальное придется на собственные средства предприятий, кредиты, сторонних инвесторов и так далее.

Основные пункты стратегии по спасению российского машиностроения:

— Субсидирование ставок по кредитам, которые предприятия привлекают для модернизации и технического перевооружения;
— Изменение таможенных пошлин импортное оборудование, аналоги которого производятся в России;
—  Бюджетное финансирование НИОКР;
— Финансирование инновационных проектов в машиностроении;
— Создание в России совместных предприятий с мировыми лидерами в отрасли машиностроения.

Детали стратегии не разглашаются. Но известно, что активную государственную поддержку машиностроительная отрасль будет получать до 2015 года. Далее она должна развиваться самостоятельно на основе полученного задела, и в итоге к 2020 году выйдет на обозначенный чиновниками уровень.

Эксперты сходятся во мнении, что предложенная Минпромторгом стратегия спасения отрасли в целом правильная – именно НИОКР и технологическое перевооружение предприятий требуют активного участия государства. Понятно, что компании, не менявшие технику со времен СССР и не внедряющие новые технологии по причине банального отсутствия заказов, а значит и денег, не смогут самостоятельно модернизировать производство.

По словам представителей ряда металлургических предприятий, они заинтересованы в покупке отечественного оборудования. В частности, потому что оно ощутимо дешевле импортного. Однако пока российские предприятия не могут предложить всю необходимую линейку оборудования. Поэтому доля отечественной техники на современных заводах редко превышает 40 процентов.

Однако Александр Осин высказал корреспонденту Equipnet.ru свои опасения по поводу того, что данных средств вряд ли будет достаточно для подъема отрасли.

«Исходя из статистики российского автопрома, в региональных инвестиционных программах, доля государственных инвестиций в общем объеме вложений в проекты реальной экономики в рамках частно-государственного партнерства должна составлять как минимум несколько десятков процентов от общей суммы, — поясняет эксперт. — Для модернизации машиностроения необходимы государственные инвестиции в десятки триллионов рублей, исходя из этих данных. При этом, надо отметить, что и в региональных программах инвестиций и в автопроме реализуются, в значительной мере, сравнительно быстро окупаемые проекты с относительно высокой рентабельностью. В случае российского машиностроения рентабельность проектов, вероятно, будет ниже, чем у проектов в сфере потребительского спроса, инфраструктуры, ТЭК».

Между тем, в конце 2010 года в российском машиностроении наметился подъем. Так, по данным министерства экономического развития, именно машиностроение стало одной из самых привлекательных отраслей для инвестиций.  Что неудивительно, ведь по итогам 2010 года обрабатывающая промышленность продемонстрировала наибольший прирост объемов производства в России.

Вопрос лишь в том, что это – предсмертный скачок пульса у обреченного больного, или второе дыхание?

Популярные категории:


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Валентин Владимирович, "Производственник"12.06.2011

Уважаемые господа.
А кто встанет за технологическое оборудование?
Кто его будет обслуживать?
......

Турта Виктор Григорьевич разработчик Сетевого Промышленного Интеллекта20.03.2011

На одном из заводов начаты разработки облачной интеллектуальной системы-автомата для СЧПУ, которая по созданной модели, или конструкторскому файлу, должна будет выполнять работу технолога СЧПУ моментально. Создается на научном открытии. В мире таких решений нет ни у кого.
В качестве терминалов доступа планируется использовать планшетные ПК на базе ОС Андроид. Разработки ведутся на базе ранее сзданных прототипов веб-сервисов для коммуникаторов
TurtaKBM Mill, TurtaKBM Turn.
Подробно здесь:
http://cadcam.3bb.ru/viewtopic.php?id=1588
Параллельно, для ускорения работ по интеллектуальизации известных САПР, планируется начать консультации разработчиков ведущих фирм мира CAD\CAM по созданию
на базе их систем интеллектуальных модулей.

Турта Виктор Григорьевич разработчик Сетевого Промышленного Интеллекта16.03.2011

Эти миллиарды пойдут на закупку сверх эффективных комплесов СЧПУ-КВМ-САМ в Японии и сделают отечественное машиностроение подконтрольным. Т.к. ТПП надо будет проводить на сервере фирмы. Все это много, много раз говорилось, обо всем много раз предупрежддалось. Нет мозгов!
Страна могла бы стать технологическим лидером, а машиностроение РФ совершить рывок.
Или распил и откаты милее любых предостережений.