13:10, 29 января 2010   Просмотров: 711

Тяжелый машиностроительный год

Автор: Денис Гудков
Фото с сайтов ucheba.ru, rbc.ru, raxt.ru, mozyrmash.by, techincom.ru

Машиностроительный сектор экономики любого современного государства является основой промышленного производства страны, а его стабильное развитие приводит к устойчивому росту всей экономики в целом. Исключительная важность машиностроения определяется тем, что данная отрасль специализируется на выпуске крайне широкого спектра продукции (от простейшей бытовой техники до сложнейшего высокотехнологического оборудования), в связи с чем является главным потребителем достижений научно-технического прогресса. Продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства страны.

Удельный вес отрасли машиностроения в структуре промышленного производства развитых и некоторых развивающихся стран составляет от 27,8 процента (Польша) и 35,2 процента (Китай) до 51,5 процента (Япония) и 53,6 процента (Германия). В России данный показатель колеблется в интервале 18–20 процентов, что указывает на крайне низкий уровень развития отечественного машиностроения. По данным Минпромполитики Украины, в 2008 году данный показатель был ну уровне 12 процентов, а, согласно Белстату, в республике Беларусь — 23 процентов.

Российское машиностроение

Экономический кризис сильно повлиял на машиностроение России и стран СНГ. Согласно данным Союза машиностроителей России, в период с января 2009 года по март спад производства в стране составил около 60 процентов. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в тяжелом машиностроении. Например, производство экскаваторов и башенных кранов сократилось на 92 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, автогрейдеров и машин для трелевки леса — на 80 процентов, а комбайнов, машин для городского коммунального хозяйства, культиваторов и тракторов — на 63-68 процентов.

машиностроение

В последующие месяцы 2009 года наблюдалась положительная динамика развития машиностроения в России. Так, согласно данным Минпромторга, в октябре рост в некоторых отраслях промышленного производства достигал 80 процентов по сравнению с сентябрем того же года. Тем не менее, существенное сокращение спроса ряда промышленных предприятий на продукцию энергетического машиностроения, станкостроения, производителей основных видов оборудования для нефтегазового комплекса привело в январе-октябре 2009 года к падению производства в данных отраслях. Таким образом, производство машин и оборудования в январе-октябре 2009 года оказалось на уровне 66,7 процента по отношению тому же периоду 2008 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 65 процентов, транспортных средств и оборудования – 58,9 процента.

По данным компании «АСМ-Холдинг, в период с января по ноябрь 2009 года производство легковых автомобилей в России снизилось на 60,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В тот же период иностранных грузовиков, отечественных грузовиков и автобусов продали 37,3, 32,5 и 48,1 процента от показателей 2008 года.

Причины столь стремительного падения, очевидно, заключались в недостатке финансирования отрасли, вызванном дефицитом свободных средств в банковском секторе, падением общего спроса на промышленную продукцию, вызванным мировым финансовым кризисом, и низким внутренним спросом на продукцию отечественного производства.

конвеер

По данным Министерства финансов, за первых 9 месяцев 2009 года на антикризисные меры правительством было потрачено 760 миллиардов рублей. Этим удалось обеспечить более или менее стабильное финансирование отрасли, но восстановить спрос на продукцию отечественного машиностроения получилось частично. Административные меры привели, например, к значительному сокращению импорта автомобилей из-за рубежа, который по итогам 2009 года составил 27 процентов от уровня 2008 года. По словам главы ФТС Андрея Бельянинова, российский автопром получил серьезную передышку благодаря эффективным мерам правительства по его поддержке.

Очевидно, что мер, предпринятых правительством для восстановления спроса на продукцию отечественного машиностроения, недостаточно. Ситуация усугубляется тем, что многие потребители продукции тяжелого машиностроения, такие как естественные нефте-газодобывающие монополии, строительные компании и другие принципиально склоняются в пользу приобретения техники иностранного производства.

Например, компания, контролируемая правительством РФ, передав подряд на значительную сумму одной из зарегистрированных в России фирм, относит потраченные средства к категории «российское участие». В результате создается впечатление большого российского участия в тех или иных проектах. Однако, согласно данным Сюза производителей нефтегазового оборудования, до 70 процентов выделенных средств тратятся на закупку иностранной техники. В результате российские производственные мощности остаются незадействованными.

Машиностроение Украины и Беларуси

Аналогичная ситуация наблюдается и в странах СНГ. Например, на Украине, машиностроительное производство которой в своей основе ориентированное на экспорт в Россию, в первом квартале 2009 года обвалилось на 54,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

краз

Согласно данным Госкомстата Украины, во втором и третьем кварталах наблюдался незначительный рост производства, который, однако, закончился в четвертом квартале 2009 года. В ноябре 2009 года производство упало на 2,5 процента по отношению к октябрю того же года и 12,6 процента по отношению к ноябрю 2008 года. Тем не менее, согласно статистическим данным, темпы падения в машиностроении к концу 2009 года сократились и по итогам 11 месяцев составили 47,7 процента по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Наибольшее падение в 2009 году (порядка 80 процентов) было отмечено в таких областях машиностроения, как тракторостроение, производство легковых и грузовых машин, автобусов. Наименьшее (от 27 до 35 процентов) — производство трансформаторов, бытового электрооборудования и грузовых вагонов.

Согласно данным Белстата, объем промышленного производства в республике Беларусь в 2009 году снизился на 25,7 процента по сравнению с 2008 годом. Отрицательная динамика наблюдалась практически во всех отраслях машиностроения. Так, в первых трех кварталах 2009 года наибольший спад был зарегистрирован в автомобилестроении (43,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), станкостроении (25,7 процента), тракторостроении и производстве сельскохозяйственной техники (18 процентов). При этом предприятия приборостроения увеличили производство на 5,1 процента.

В четвертом квартале 2009 года отрицательная динамика производства в республике сохранялась, в результате чего по итогам года производство автомобилей сократилось на 56,4 процента по сравнению с 2008 годом, автобусов — на 31,1 процента, тракторов — на 30,4 процента. В то же время, башенных кранов было выпущено на 67,9 процента, а грузовых вагонов на 34,4 процента больше, чем в 2008 году.

белорусь

Падение машиностроительного производства в республике Беларусь по сравнению с Россией и Украиной кажется менее значительным. Однако, по данным Белстата в 2009 году объем нереализованной продукции на складах значительно вырос. Так, на машиностроение и металлообработку приходится почти половина складских запасов белорусской промышленности. К концу 2009 года нереализованной осталось в три раза больше продукции, производимой автопромом в среднем в течение месяца, в 3,9 раз больше грузовых автомобилей, в 2,1 раз больше автобусов.

Таким образом, влияние мирового финансового кризиса в России и странах СНГ выразилось в значительном сокращении объемов производства практически во всех отраслях машиностроения.

Общая проблема машиностроения России и стран СНГ заключается в катастрофической изношенности оборудования (до 70 процентов), используемого при изготовлении той или иной продукции. Это влечет за собой значительное снижение конкурентоспособности. Обновление отрасли, внедрение новейших инновационных технологий требует значительных капиталовложений. Однако, более важным фактором, способным повлиять на машиностроение, можно назвать возврат доверия потребителей. Также очевидно, что для восстановления отечественного машиностроения необходимо жесткое государственное регулирование.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков