11:14, 07 ноября 2019, Торговля     Просмотров: 121 573    Время чтения: 19 минут

Бизнес-план аптеки

Сегодня наблюдается замедление роста фармацевтического рынка. За последние 5 лет он сократился в 6 раз. Так, в 2012 году прирост составлял 16%, а в 2018 этот показатель снизился до 1,8%. Однако общий объём в денежном эквиваленте составляет 1,7 млн руб. Показатель довольно высок. Если вы грамотно подойдете к развитию бизнеса, можно неплохо заработать на открытии своей аптеки. Однако учитывайте, что бизнес связан с получением большого количества разрешительной документации.

Аптечные организации: виды

По закону владельцы аптек обязаны лицензировать продукцию и соблюдать требования Минздрава. Выберите категорию бизнеса. Выделяют следующие виды аптек:

  1. Стандартная. Сотрудничество ведется напрямую с покупателями, а товар реализуют в розницу.
  2. Производственная. Основная работа направлена на изготовление препаратов. Продукцию реализуют оптом.
  3. С правом выпуска асептических средств. Обладает теми же возможностями, что и производственная аптека. Дополнительно изготавливают стерильные лекарственные препараты в специализированных асептических помещениях.
  4. Аптечный пункт. Отличается площадью, ассортиментом товаров и структурой помещений.
  5. Аптечный магазин. Деятельность сосредоточена на продаже товаров в розницу. Изготовление препаратов не осуществляется.
 

На каждую категорию организации возложены определённые функции. В аптеку покупатель может обратиться, чтобы приобрести лекарства по рецептам врача. В магазине реализуются только препараты, доступные к свободному распространению.

Градация производится и по способу реализации продукции. Выделяют аптеки открытого или закрытого типа. В первом случае медикаменты выставлены на открытых стеллажах. Покупатель может ознакомиться с товаром перед приобретением. В закрытых аптеках лекарства размещены на витринах под стеклом. Продажи контролирует фармацевт. Выбирайте первый способ реализации, если предполагаемая посещаемость превышает 10000 человек. Открытый тип реализации медикаментов повысит объем продаж до 30%.

Как открыть аптеку: пошаговая инструкция

Для быстрого открытия аптеки придерживайтесь пошаговой инструкции:

  1. Изучите рынок, проанализируйте предложения конкурентов. Оцените сброс и возможные затраты на запуск своего дела.
  2. Составьте бизнес план аптеки, указав в нём все нюансы открытия компании. Используйте готовый пример документа, отразив персональные данные.
  3. Подберите помещение, арендовав его или купив. На первом этапе развития бизнеса первый способ предпочтительнее. Так вы защитите себя от крупных трат и сможете направить деньги на развитие бизнеса. Однако аренда увеличит размер ежемесячных расходов.
  4. Зарегистрируйте бизнес, оформите разрешительную документацию.
  5. Наймите персонал. В аптеках работают сотрудники с фармацевтическим образованием.
  6. Займитесь продвижением бизнеса. Ежемесячно выделяйте бюджет на рекламу.
 

Документы

Чтобы начать работу, зарегистрируйте ИП или ООО. Если речь идет об аптечном бизнесе, лучше выбрать второй вариант. В случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вы должны иметь высшее образование и 3-летний опыт работы. Поэтому проще оформить ООО. В этом случае диплом фармацевта должен присутствовать у директора аптеки.

Затем выберите коды ОКВЭД. Если аптека производит медикаменты, укажите код 24. 42.1. Когда аптеку открывают только для реализации медикаментов, подойдёт код 52. 31. Затем нужно переходить к подготовке документов. Вам потребуется:

  • лицензия на продажу медикаментов и медицинских товаров;
  • разрешение на использование помещения;
  • разрешение от пожарной службы.
 

Оформление займет около 1,5 месяца. За фармацевтической лицензией необходимо обращаться в Росздравнадзор. Без документа открыть аптеку не получится. Разрешение выдается, если помещение уже арендовано, и выполнен ремонт в соответствии с требованиями законодательства. После этого вы обязаны подготовить заявление, оплатить госпошлину и дождаться рассмотрения обращения. Заявку необходимо сопроводить следующей документацией:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о постановке на учет;
  • квитанция о внесении лицензионного сбора;
  • договор об аренде или документы, подтверждающие присутствие права собственности;
  • разрешение Роспотребнадзора и Госпожарнадзора;
  • характеристика и план объекта;
  • документация на сотрудников;
  • допуски к использованию оборудования;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • сертификат специалиста.
 

Все документы, кроме самого заявления, предоставляются в виде копий. Их потребуется заверить у нотариуса.

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Помещение

Внимательно подходите к аренде помещения. Проверяйте его соответствие требованиям СЭС и пожарной службы. Подойдут помещения площадью около 80 кв.м..

Распределите его следующим образом:

  • 65 кв.м. отведите под зону продаж и место для хранения;
  • организуйте комнату отдыха и место для хранения личных вещей;
  • создайте санузел и архив;
  • подготовьте место для размещения управляющего персонала.
 

Использование гипсокартонных перегородок не допускается. Перед входом обязательно поместите коврик. В помещении поддерживайте оптимальный уровень влажности и температуры.

Если вы размещаете компанию в больнице, площадь помещения допустимо сократить до 8 кв.м.

Персонал

Количество персонала зависит от масштабов. В среднем необходимо 3 — 5 сотрудников. Проверяйте наличие фармацевтического образования. Наймите:

  • контроллера — работает с рецептами;
  • аптекаря;
  • химика-аналитика;
  • работника склада.
 

Дополнительно нужен уборщик для поддержания чистоты. Работать в аптеке имеют право только граждане РФ. Важно наличие санитарных книжек и свидетельств об аккредитации. Если Вы получили фармацевтическое образование, возьмите на себя работу управляющего. В иной ситуации наймите сотрудника. Проверьте у него присутствие высшего или среднего фармацевтического образования и опыта работы от 3 лет.

Оборудование

Чтобы оборудовать аптеку, приобретите:

  • шкафы
  • холодильные установки
  • компьютеры
  • стулья и столы.
 

Может потребоваться специфическое оборудование. Всё зависит от особенностей функционирования аптеки. Всё оборудование подлежит регистрации в Минздраве. Необходимы сертификаты соответствия и договор обслуживания. Подтверждение документации пройдет во время выездной проверки.

Реклама

Решив вопросы с открытием аптеки, займитесь привлечением клиентов. Действуйте комплексно:

  1. Ярко проведите открытие организации. Организуйте розыгрыши, акции и подарки. Красочно оформите помещение, позаботьтесь о музыкальном сопровождении.
  2. Найдите партнеров и приобретите рекламу.
  3. Устраивайте тематические мероприятия, приглашайте врачей и организовываете бесплатные консультации.
  4. Используйте рекламу по радио, на билбордах, экранах торговых центров, раздавайте флаеры. Создайте сайт аптеки и группу в социальных сетях, займитесь интернет маркетингом и SEO-продвижением.
  5. Учитывайте правила мерчендайзинга. Выгодные востребованные товары располагаются на уровне глаз. Содействие повысит продаваемость.
 

Финансовый план: рентабельность и окупаемость аптеки

В среднем на открытие аптеки необходимо 2 млн руб. Большая часть средств пойдет на покупку товаров, приобретение оборудования и ремонт помещения. Присутствуют ежемесячные расходы. Они складываются из аренды, покупки дополнительных товаров, налогов, выплаты работникам. В среднем придётся потратить около 200.000 руб. Прибыльность зависит от трафика. Аптека среднего масштаба приносит в месяц около 350 — 400 тыс. руб. Бизнес окупится в течение 2-3 лет.

Показатель

Значение

Сумма первоначальных инвестиций

2 млн. руб.

Ежемесячные расходы

200 тыс. руб.

Месячный доход

350-400 тыс. руб.

Чистая прибыль в месяц

150-200 тыс. руб.

Срок окупаемости

24-36 месяцев.

 

Риски и минусы бизнеса

Ведение бизнеса связано со следующими рисками:

  1. Повышение арендной платы. Заранее договоритесь об условиях стоимости помещения и заключайте долгосрочные договора.
  2. Снижение максимально возможной цены на препараты. Стоимость лекарств регулируется законодательно. Для минимизации риска следите за нововведениями, и формируйте предложения с их учетом.
  3. Количество клиентов уменьшилось. Продвигайте бизнес, формируйте предложение с учетом спроса.
 

Заключение

Аптечный бизнес сложен и не подойдет для новичка. Однако грамотный подход к развитию организации позволит неплохо заработать. Периодически проводите анализ рынка и следите за изменениями. Не забывайте о продвижении бизнеса и идите в ногу со временем.

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Другие материалы рубрики
Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков