Ведущий российский маркетплейс Wildberries с 9 октября ввел комиссию в размере 3% от стоимости покупки за оплату товаров с карт международных платежных систем Visa и Mastercard. Об этом журналистам сообщил источник, близкий к компании. Информацию подтвердил директор по развитию финансовых и платежных сервисов Wildberries Дмитрий Колесников. По его словам, речь идет о вознаграждении банка, осуществляющего обработку такого платежа.
Изменение условий оплаты обусловлено особенностями операционно-технологического процесса приема платежей по ним, пояснил Колесников. На текущий момент у Wildberries отсутствует возможность напрямую обрабатывать операции по картам Visa и Mastercard, выпущенным в России, сказал он. При оформлении заказа на условиях предоплаты, а также при оплате при получении на условиях постоплаты клиенты могут выбрать альтернативные способы платежа, не подразумевающие такое вознаграждение, например карты «Мир», Систему быстрых платежей (СБП), SberPay (где есть возможность оплаты для держателей карт Visa и Mastercard), добавил Колесников.
Журналисты направили запросы в ЦБ и Национальную систему платежных карт (НСПК).
Объяснение Wildberries крайне сомнительное, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Пархоменко, так как расчеты по Visa и Mastercard проводятся через НСПК, т.е. на территории России. Никакой разницы между транзакциями, осуществляемыми с помощью карт Visa, Mastercard или «Мир», для маркетплейса быть не должно, согласен партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Создается впечатление, что площадка просто пытается переложить расходы на эквайринг на потребителя, добавляет Пархоменко. Но даже если прием платежей по картам международных платежных систем действительно более обременителен для Wildberries, чем, например, по картам «Мир», это все равно не является законным основанием для введения дополнительной комиссии, добавляет он. За подобную практику Wildberries может быть привлечен к административной ответственности и получить штраф от 30 000 до 50 000 руб. (ответственность по ч. 4 ст. 14.8 КоАП, говорит Пархоменко. Также потребители вправе будут потребовать возврата уплаченной комиссии, добавляет он.
Согласно федеральному закону о защите прав потребителей, при оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты, напоминает юрист фирмы «Гришин, Павлова и партнеры» Владислав Иващенко. Но когда Wildberries в прошлый раз вводил аналогичную плату, Роспотребнадзор разъяснил, что никаких нарушений со стороны маркетплейса нет и права потребителей в данном случае не нарушаются, отмечает Иващенко. Вероятно, позиция ведомства с тех пор не поменялась и никакой дискриминации нет, предполагает юрист.
Wildberries уже вводил комиссию в 2% для держателей карт Visa и Mastercard в августе 2021& г. Именно столько в среднем для самой площадки стоила тогда оплата картой иностранных платежных систем, пояснял представитель маркетплейса. Клиенты видели очищенную от комиссии за транзакцию стоимость товара и могли выбрать, как платить. Если у покупателя была карта «Мир» или он платил через СБП, стоимость покупки для него оставалась прежней. При этом с держателей карт Visa, Mastercard или Maestro площадка брала 2% сверх указанной цены товара. Комиссию брали также, если клиент платил картой «Мир» через Apple Pay: транзакция осуществлялась через посредника, который не передавал данные о банковской карте маркетплейсу, пояснял в 2021& г. представитель Wildberries.
Такое нововведение не обрадовало международные платежные системы: гендиректор Mastercard в России Алексей Малиновский пояснял, что платежная система не взимает напрямую никаких комиссий ни с торговых предприятий, ни с держателей карт, а все транзакции на территории России обрабатываются НСПК. Представитель Федеральной антимонопольной службы тогда заявил «Ведомостям», что закон о защите конкуренции содержит запрет на создание дискриминационных условий только для доминирующих хозяйствующих субъектов, каковым Wildberries не является.
На сегодняшний день уже сложилась практика пресечения взимания комиссий за операции, которые являются неотъемлемой частью услуги, говорит Горбунов из «Рустам Курмаев и партнеры». Но пока это работает в отношении банков, когда они взимают комиссию за перечисление заемных средств на счет клиента, поясняет он. Гипотетически подобная практика может быть применена и против маркетплейсов, полагает Горбунов, даже с учетом того, что выполняются формальные требования с указанием всей информации в условиях оферты.
Источник: Ведомости