00:00, 18 мая 2018, Услуги

Бизнес план спортивного зала

После развала СССР спортзалы приватизировали. В «лихие» 90-е в моде был культ силы, и молодые люди хотели быть похожими на голливудских «крепышей». Тем не менее, у многих предпринимателей бизнес не пошел.

В последние годы наблюдается «ренессанс» бизнеса на спортзалах, поскольку из-за нездорового питания появилось слишком много “взвешенных людей”, которым где-то нужно сбросить вес. Тем более, если благосостояние позволяет. Вы можете заработать на этом стремлении, но чтобы успешно воплотить идею в жизнь, нужен грамотно составленный бизнес план спортивного зала.

Анализ рынка и целевая аудитория

Для открытия коммерческого спортивного зала сейчас самое время. На пользу этого бизнеса работают многочисленные публикации о необходимости регулярных занятий спортом. От ожирения страдает примерно четверть населения. По данным Минздрава РФ, только у 5% полных людей избыточный вес вызван сбоем в эндокринной системе. У остальных – перееданием и нехваткой физических упражнений.

Если у мужчины среднего возраста окружность талии больше 102 см, ему просто необходимо 3 раза в неделю посещать спортзал. Этот совет касается и женщин с талией более 88 см. Кроме того, треть детей и подростков имеют лишние килограммы. По самым скромным подсчетам, в России порядка 33 млн человек нуждаются в регулярных тренировках. Между тем, нынешние спортзалы имеют «пропускную способность» 12 млн человек.

Какие услуги оказывает спортивный зал?

Главная мотивация людей, посещающих спортзалы - это борьба с лишним весом, причем с щадящими нагрузками для сердца. Они нуждаются в грамотных инструкторах, которые способны оказать в том числе первую медицинскую помощь. Задача тренеров – составление сбалансированных индивидуальных программ.

Вторая категория посетителей - любители спортивных игр. Именно для них спортзалы предлагают такие услуги:

  • спортивная ходьба или бег на беговой дорожке;
  • «катание» на велотренажере;
  • «гребля» на месте;
  • упражнения для пресса;
  • упражнения на силовых тренажерах;
  • удары по боксерской груше;
  • подтягивание и другие упражнения на «шведской стенке»;
  • игра в мини футбол, волейбол и бадминтон.

Что нужно для открытия спортивного зала

Открытие коммерческого спортзала подразумевает решение ряда задач, самой трудной из которых является подбор помещения.

Помещение

Порядка 45% спортзалов закрылись по причине недостаточной транспортной или пешей доступности, а также из-за уличного шума и нездоровой экологической обстановки.

«Негде поставить машину, нужно идти через маргинальный район, просто жуткое место, рядом автомобильная артерия» – вот далеко не полный перечень аргументов, почему люди отказалась от посещений разрекламированных спортзалов.

Даже если место выбрано удачно и появились посетители, претензии могут предъявить госорганы - прежде всего по поводу соответствия санитарным нормам и правилам СП 2.1.1.3304-15 об «объектах спорта». 

В рамках одного бизнеса рекомендуется иметь два зала – на 30 кв. метров и 100 кв. метров. Первый – для «качков». Второй – для обычных людей, которые «борются» с гиподинамией. Не забываем, что многие приходят как раз из-за комплекса лишнего веса. Рядом с атлетами они могут испытывать душевный дискомфорт. Потребуется место для ресепшн – 10-15 кв. метра, 2 раздевалки по 20 кв. метров, 2 душевые, сопряженные с раздевалками по 10 кв. метров, кабинет для персонала – 7-15 кв. метров.

Аренда комплекса необходимых помещений будет обходиться в 200 тыс. рублей в месяц. При этом ремонт даже в стили минимализма может обойтись в миллион рублей.

Персонал

 Персонал спортзала играет важнейшую роль в успехе бизнеса. У инструкторов должны сложиться особые доверительные отношения с клиентурой. В телевизионном шоу «Взвешенные люди» показывается, насколько важно, чтобы тренер умел быть и командиром, и другом.

«Если полный человек увидит насмешливый взгляд, скорее всего, он больше не придет, - рассказывает Ирина Кашина, хозяйка успешного фитнес зала, -  Я призываю своих помощников с заинтересованностью участвовать в тренировках своих подопечных. К нам однажды из очень престижного спортивного клуба перешел мужчина только потому, что услышал за спиной смешок инструктора. Позже выяснилось, что мужчина работает топ-менеджером крупнейшего банка».

В качестве настольной книги для инструкторов Кашина советует "Руководство инструктора оздоровительного фитнеса» Эдварда Т. Хоули, Б. Дона Френке.

Для нормальной работы тренажерных залов в рамках одного бизнеса нужно нанять (для Москвы):

  • директора (им может быть хозяин) - оклад 70 тысяч рублей;
  • инструкторов в количестве 4 человек с окладами по 40 тысяч рублей;
  • сотрудника ресепшн (он же по совместительству бухгалтер) с окладом 30 тысяч рублей;
  • охранников в количестве 2 человек с окладами по 25 тысяч рублей;
  • мастера чистоты (уборщицу) с окладом 20 тысяч рублей.

Итого, фонд оплаты труда без учета обязательных налогов составит 330 тысяч рублей в месяц.

Оборудование

Оборудование для спортзала подбирается в зависимости от площади помещения. С одной стороны, к тренажерам должен быть свободный проход, с другой – «пустоты» чреваты финансовыми потерями. Как правило, в техпаспортах сказано, сколько кв. метров рекомендуется для снаряда. Важно учесть место для лавочки, где клиент может отдохнуть и положить свои личные вещи (полотенце, халат, сумку).

Разместить оборудование в помещении поможет программа для моделирования интерьера Sweet Home 3D с открытым исходным кодом. Можно еще воспользоваться «Планировщиком Matrix» - кстати, есть версия на русском языке. Визуализация в трехмерном изображении снижает риск ошибки и обеспечивает выбор оптимального комплекта тренажеров.

«Некоторые продавцы тренажеров в качестве бонуса проводят 3D моделирование, - говорит Ирина Кашина. – Что касается типов тренажеров, наибольшим спросом пользуются беговые дорожки и снаряды для укрепления пресса. То есть то, что быстро приводит фигуру в порядок».

Рекомендации по типам и количеству спортивных снарядов не могут носить универсальный характер. Упор следует делать на оборудование, которое лучше всего подходит для сброса лишнего веса.

Стоимость тренажеров для зала 100 кв. метров может достичь 300 тысяч – 400 тысяч рублей.

Реклама и маркетинг

Ставка на молодых людей, которые увлекаются бодибилдингом и пауэрлифтингом, вряд ли является правильной стратегией, поскольку эта клиентура имеет низкие доходы. Для них подойдет небольшой уже готовый спортзал 30 кв. метров в ценовом сегменте «лоу-кост». То есть со стоимостью абонемента 15 000 рублей в год.

«Бодибилдеры» придут в клуб, если в помещении будут скамья для жима штанги лежа, турники, брусья, штанги, гантели и гири. А если еще установить тренажер «баттерфляй» для тренировки мускулов груди, то успех гарантирован. Правда, рентабельность «лоу-кост» минимальна и балансирует на грани себестоимости. Следовательно, «ломать голову» над дорогой рекламой нет смысла.

Другое дело – открытие спортивного зала для состоятельных людей, готовых выкладывать за часовую тренировку по несколько сотен рублей. Здесь следует делать упор на оздоровительный фитнес и физкультурные программы снижения веса.

«На яркий плакат или красивую вывеску в духе «открылся спортзал» люди уже не «клюют», - считает Кашина. По ее мнению, важно делать ставку на «особые методики подготовки» или на «школу известного тренера». Такая пиар-кампания может стоить до трехсот тысяч рублей, но вложенные деньги себя оправдывают.

Общие стартовые инвестиции

Как правило, бизнес план спортивного зала с расчетами может иметь только рамочные ограничения по срокам и инвестициям. Согласно опросу, который провел портал EquipNet.ru, в ответ на вопрос, сколько стоит открыть спортзал, все бизнесмены привели совершенно разные цифры. Даже несмотря на то что у всех бизнес формата «миддл» (средний). Он уступает «бизнес +» главным образом с точки зрения дизайна. Хотя набор услуг тот же.

То есть величина начальных вложений может быть совершенно разной: от 100 тыс. рублей для формата «лоу-кост», размещенного «в полуподвале» до 2-3 миллионов рублей для спортзала, претендующего на статус премиального заведения. Приведем в таблице результаты опроса:

Формат

Сумма инвестиций

Срок

окупаемости

Площадь зала

Расчетный доход владельца

«лоу-кост»

100-200 тысяч рублей

1-2 года

30 кв. метров

20-40 тысяч рублей в месяц

«миддл»

800 тысяч рублей

 1 год

100 – 150 кв. метров

80-120 тысяч рублей в месяц

«бизнес +»

До 3-х миллионов рублей

3-4 года

200-300 кв. метров

 250 тысяч рублей в месяц

Как открыть свой спортзал: пошаговый план

Предпринимателю при открытии своего спортзала нужно действовать так:

  1. Определиться с форматом спортзала. Даже если бизнес построен с нуля, необходимо найти хотя бы 2-х инструкторов-профессионалов и предварительно договориться с ними.
  2. Найти соответствующее помещение, оценить транспортную и пешую доступность. Неплохо бы узнать, были ли поблизости спортзалы и почему они разорились.
  3. Разработать детальный бизнес план спортзала с расчетами. Важно учесть вероятность того, что раскрутка отнимет много времени. 
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП, собрать необходимые документы.
  5. Произвести трехмерное моделирование спортзала с помощью программ Sweet Home 3D или «Планировщик Matrix», определиться с перечнем оборудования, мебели и аксессуаров, произвести закупку.
  6. Нанять персонал.
  7. Организовать рекламную кампанию в местах скопления молодёжи и офисных работников. Неплохо было бы договориться с медицинскими центрами, чтобы те за комиссию направляли людей с избыточным весом для занятия физкультурой. 

После этого открыть спортзал и ждать, когда будет достигнута точка безубыточности.

Риски бизнеса

Главным риском является неудачный выбор помещения для спортзала. Второй риск – проиграть конкуренцию с предпринимателями, которые достаточно твердо стоят на ногах, чтобы выдержать сложные периоды.

Как правило, престижные коммерческие спортзалы открывают бывшие спортсмены, имеющие финансовую поддержку, или бизнес-леди, которые долгое время увлекались фитнесом. Анна Верникова, хозяйка фитнес зала, сообщила, что деньги дал спонсор и вообще она уже 10 лет как ходит в престижный фитнес центр. По ее наблюдениям, таких, как она, в этом деле много. Даже при недостатке клиентов ничего страшного не случится, если есть спонсорские деньги.

Период раскрутки может растянуться на год, в течение которого необходимо платить аренду и содержать персонал.

Ясно, что будет сложно выдержать конкуренцию с небольшими стартовыми возможностями и без какого-либо покровительства со стороны “сильных мира сего”, Разве что выбрать в качестве формата «лоу-кост», а потом попытаться расшириться до «миддл». В любом случае, долгая раскрутка спортзала являет серьезную угрозу для бизнеса.

Создавать зал класса «бизнес+» - очень рисковая затея. А «лоу-кост» стабильно работает даже в кризисы, правда, приносят своим владельцам низкие доходы. Что касается «миддл», для него характерен длительный период раскрутки с последующей высокой стабильностью.

Если в 90-х предприниматели “раскручивали” бодибилдинг, то сегодня стремятся заработать на борьбе с лишним весом. И у многих это получается – правда, при поддержке грамотных инструкторов и достаточных инвестициях.

Оставить комментарий с помощью