00:00, 18 мая 2018, Услуги

Как открыть свой спортзал

После развала СССР спортзалы приватизировали. В «лихие» 90-е в моде был культ силы, и молодые люди хотели быть похожими на голливудских «крепышей». Тем не менее, у многих предпринимателей бизнес не пошел.

В последние годы наблюдается «ренессанс» бизнеса, поскольку из-за нездорового питания появилось слишком много “взвешенных людей”, которым где-то нужно сбросить вес. Тем более, если деньги позволяют. Вы можете заработать на этом стремлении, но чтобы успешно воплотить идею в жизнь, нужен грамотный бизнес план тренажёрного зала.

Анализ рынка и целевая аудитория

Для открытия зала для спортсменов сейчас самое время. На пользу этого предпринимательства работают многочисленные публикации о необходимости регулярных занятий спортом. От ожирения страдает примерно четверть населения. По данным Минздрава РФ, только у 5% полных людей избыточный вес вызван сбоем в эндокринной системе. У остальных – перееданием и нехваткой физических упражнений.

Если у мужчины среднего возраста окружность талии больше 102 см, ему нужно 3 раза в неделю посещать спортзал. Этот совет касается и женщин с талией более 88 см. Кроме того, треть детей и подростков имеют лишние килограммы. По самым скромным подсчетам, в России порядка 33 млн человек нуждаются в регулярных тренировках. Между тем, нынешние залы имеют «пропускную способность» 12 млн человек.

Какие услуги предлагает спортивный зал

Главная мотивация людей, посещающих зал для занятий спортом - это борьба с лишним весом, причем с щадящими нагрузками для сердца. Они нуждаются в грамотных инструкторах, которые способны оказать в том числе первую медицинскую помощь. Задача тренеров – составление сбалансированных индивидуальных программ.

Вторая категория посетителей - любители спортивных игр. Именно для них залы предлагают такие услуги:

  • спортивная ходьба или бег на беговой дорожке;
  • «катание» на велотренажере;
  • «гребля» на месте;
  • упражнения для пресса;
  • упражнения на силовых тренажерах;
  • удары по боксерской груше;
  • подтягивание и другие упражнения на «шведской стенке»;
  • игра в мини футбол, волейбол и бадминтон.

Сколько стоит открыть спортзал

Открытие тренажёрного зала предполагает составление бизнес плана и решение ряда задач, самой трудной из которых является подбор помещения.

Помещение

В 45% случаев спортивные коммерческие залы закрываются по причине недостаточной транспортной или пешей доступности, а также из-за уличного шума и нездоровой экологической обстановки.

«Негде поставить машину, нужно идти через маргинальный район, просто жуткое место, рядом автомобильная артерия» – вот причины, почему люди отказались от посещений разрекламированных залов.

Даже если место выбрано удачно и появились посетители, претензии могут предъявить госорганы - прежде всего по поводу соответствия санитарным нормам и правилам СП 2.1.1.3304-15 об «объектах спорта». 

Рекомендуется иметь два зала – на 30 кв. метров и 100 кв. метров. Первый – для «качков». Второй – для обычных людей, которые «борются» с гиподинамией. Не забываем, что многие приходят как раз из-за комплекса лишнего веса. Рядом с атлетами они могут испытывать душевный дискомфорт. Перед открытием зала потребуется место для ресепшн – 10-15 кв. метра, 2 раздевалки по 20 кв. метров, 2 душевые, сопряженные с раздевалками по 10 кв. метров, кабинет для персонала – 7-15 кв. метров.

Аренда комплекса необходимых помещений будет обходиться в 200 тыс. рублей в месяц. При этом ремонт даже в стиле минимализма может обойтись в миллион рублей.

Персонал

Персонал спортзала играет важнейшую роль в успехе бизнеса. У инструкторов должны сложиться особые доверительные отношения с клиентурой. В телевизионном шоу «Взвешенные люди» показывается, насколько важно, чтобы тренер умел быть и командиром, и другом.

«Если полный человек увидит насмешливый взгляд, скорее всего, он больше не придет, - рассказывает Ирина Кашина, хозяйка успешного фитнес зала, -  Я призываю своих помощников с заинтересованностью участвовать в тренировках подопечных. К нам однажды из очень престижного спортивного клуба перешел мужчина только потому, что услышал за спиной смешок инструктора. Позже выяснилось, что мужчина работает топ-менеджером крупнейшего банка».

В качестве настольной книги для инструкторов Кашина советует "Руководство инструктора оздоровительного фитнеса» Эдварда Т. Хоули, Б. Дона Френке.

Для нормальной работы тренажерных залов в рамках одного бизнеса нужно нанять (для Москвы):

  • директора (им может быть хозяин) - оклад 70 тысяч рублей;
  • инструкторов в количестве 4 человек с окладами по 40 тысяч рублей;
  • сотрудника ресепшн (он же по совместительству бухгалтер) с окладом 30 тысяч рублей;
  • охранников в количестве 2 человек с окладами по 25 тысяч рублей;
  • мастера чистоты (уборщицу) с окладом 20 тысяч рублей.

Итого, по бизнес плану фонд оплаты труда без учета обязательных налогов составит 330 тысяч рублей в месяц.

Оборудование в зал

Оборудование подбирается в зависимости от площади помещения. С одной стороны, к тренажерам должен быть свободный проход, с другой – «пустоты» чреваты финансовыми потерями. Как правило, в техпаспортах сказано, сколько кв. метров рекомендуется для снаряда. Важно учесть место для лавочки, где клиент может отдохнуть и положить свои личные вещи (полотенце, халат, сумку).

Разместить оборудование в зале поможет программа для моделирования интерьера Sweet Home 3D с открытым исходным кодом. Можно еще воспользоваться «Планировщиком Matrix» - кстати, есть версия на русском языке. Визуализация в трехмерном изображении снижает риск ошибки и обеспечивает выбор оптимального комплекта тренажеров.

«Некоторые продавцы тренажеров в качестве бонуса проводят 3D моделирование, - говорит Ирина Кашина. – Что касается типов тренажеров, наибольшим спросом пользуются беговые дорожки и снаряды для укрепления пресса. То есть то, что быстро приводит фигуру в порядок».

Рекомендации по типам и количеству спортивных снарядов не могут носить универсальный характер. Упор следует делать на оборудование, которое лучше всего подходит для сброса лишнего веса.

План предполагает, что стоимость тренажеров в зал 100 кв. метров может достичь 300 тысяч – 400 тысяч рублей.

Реклама и маркетинг

Ставка на молодых людей, которые увлекаются бодибилдингом и пауэрлифтингом, вряд ли является правильной стратегией, поскольку эта клиентура имеет низкие доходы. Для них подойдет небольшой уже готовый зал 30 кв. метров в ценовом сегменте «лоу-кост». То есть со стоимостью абонемента 15 000 рублей в год.

«Бодибилдеры» придут в клуб, если в помещении будут скамья для жима штанги лежа, турники, брусья, штанги, гантели и гири. А если еще установить тренажер «баттерфляй» для тренировки мускулов груди, то успех гарантирован. Правда, рентабельность «лоу-кост» минимальна и балансирует на грани себестоимости. Следовательно, «ломать голову» над дорогой рекламой нет смысла.

Другое дело – открытие зала для состоятельных спортсменов, готовых выкладывать за часовую тренировку по несколько сотен рублей. Здесь следует делать упор на оздоровительный фитнес и физкультурные программы снижения веса.

«На яркий плакат или красивую вывеску в духе «открылся спортзал» люди уже не «клюют», - считает Кашина. По ее мнению, важно делать ставку на «особые методики подготовки» или на «школу известного тренера». Такая пиар-кампания стоит до трехсот тысяч рублей, но вложенные деньги себя оправдывают.

Общие стартовые инвестиции

Как правило, бизнес план спортивного центра с расчетами может иметь только рамочные ограничения по срокам и инвестициям. Все бизнесмены приводят разные цифры - даже несмотря на то, что у всех бизнес формата «миддл» (средний). Он уступает «бизнес +» главным образом с точки зрения дизайна. Хотя набор услуг тот же.

То есть величина начальных вложений при открытии зала может быть разной: от 100 тыс. рублей для формата «лоу-кост», размещенного «в полуподвале» до 2-3 миллионов рублей для спортзала, претендующего на статус премиального заведения. Приведем в таблице результаты опроса и план инвестиций:

Формат

Сумма инвестиций

Срок

окупаемости

Площадь зала

Расчетный доход владельца

«лоу-кост»

100-200 тысяч рублей

1-2 года

30 кв. метров

20-40 тысяч рублей в месяц

«миддл»

800 тысяч рублей

 1 год

100 – 150 кв. метров

80-120 тысяч рублей в месяц

«бизнес +»

До 3-х миллионов рублей

3-4 года

200-300 кв. метров

 250 тысяч рублей в месяц

Как грамотно открыть свой спортзал: пошаговый план

Предпринимателю при открытии зала для спорта нужно действовать так:

  1. Выбрать формат. Даже если дело построено с нуля, необходимо найти хотя бы 2-х инструкторов-профессионалов и предварительно договориться с ними.
  2. Найти соответствующее помещение, оценить транспортную и пешую доступность. Неплохо бы узнать, были ли поблизости тренажёрки и почему они разорились.
  3. Разработать детальный бизнес план тренажёрки с расчетами. Важно учесть вероятность того, что раскрутка отнимет много времени. 
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП, собрать необходимые документы.
  5. Произвести трехмерное моделирование с помощью программ Sweet Home 3D или «Планировщик Matrix», составить перечень оборудования, мебели и аксессуаров, произвести закупку.
  6. Нанять персонал.
  7. Организовать рекламную кампанию в местах скопления молодёжи и офисных работников. Неплохо было бы договориться с медицинскими центрами, чтобы те за комиссию направляли людей с избыточным весом для занятия физкультурой. 

После этого организуйте открытие зала и ждите, когда будет достигнута точка безубыточности.

Риски

Главным риском является неудачный выбор помещения. Второй риск – проиграть конкуренцию предпринимателю, который достаточно твердо стоит на ногах, чтобы выдержать сложные периоды.

Как правило, престижные коммерческие центры открывают бывшие спортсмены, имеющие финансовую поддержку, или бизнес-леди, которые долгое время увлекались фитнесом. Анна Верникова, хозяйка фитнес зала, сообщила, что деньги дал спонсор и вообще она уже 10 лет как ходит в престижный фитнес центр. По ее наблюдениям, таких, как она, в этом деле много. Даже при недостатке клиентов ничего страшного не случится, если есть спонсорские деньги.

Период раскрутки может растянуться на год, в течение которого необходимо платить аренду и содержать персонал.

Ясно, что будет сложно выдержать конкуренцию с небольшими стартовыми возможностями и без какого-либо покровительства со стороны “сильных мира сего”, Разве что выбрать в качестве формата зал «лоу-кост», а потом попытаться расшириться до «миддл». В любом случае, долгая раскрутка - серьезная угроза.

Создавать свой спортзал класса «бизнес+» - очень рисковая затея. А зал «лоу-кост» стабильно работает даже в кризисы, правда, приносит владельцу низкие доходы. Что касается «миддл», для него характерен длительный период раскрутки с последующей высокой стабильностью.

Если в 90-х предприниматели популяризировали бодибилдинг, то сегодня стремятся заработать на борьбе с лишним весом. И у многих это получается – правда, при поддержке грамотных инструкторов и при достаточных инвестициях.