Управление закупками на предприятиях традиционно ведется с использованием «хрустального шара» и кофейной гущи. Но из года в год прогнозы не сбываются. Поэтому специалисты начинают искать способы и инструменты анализа. Идея использовать для этого данные многолетней статистики рассматривается в первую очередь.
Для подразделения, занимающегося закупками, чаще всего таким инструментом становится АВС-анализ. По сути, ABC-анализ — это сортировка списков по разным параметрам. Сортировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей — всё, на что у вас есть достаточное количество статистических данных. Результатом АВС-анализа является разделение на группы объектов исходного списка по степени влияния на общий результат.
Вот здесь и начинается самое интересное. Нам потребуется сделать не один анализ, а несколько, чтобы сравнить результаты в разных разрезах. Даже если будет рассматриваться анализ только по одному объекту, например категориям товаров, то будет важно рассмотреть этот объект в разных измерениях: объём продаж (в количественном и денежном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д.
Затем потребуется анализ полученных таблиц уже с учетом рейтинга этих измерений. В итоге этой длительной «игры с цифрами» может оказаться, что именно такое разделение на группы было очевидным и без анализа. Дальше, уже в зависимости от характера аналитика, либо совсем прекращаются попытки проводить анализ, как лишняя трата времени, либо, решив все-таки «докопаться» до истины, начинается новый анализ, но уже с другими тремя буквами, например, XYZ-анализ.
На самом деле, проблема применимости полученного результата АВС-анализа, не столько в его сложности или в количестве требуемого времени, сколько в том, что этот анализ не позволяет увидеть будущий спрос на анализируемый объект. Он ориентирован на анализ прошлых периодов, и если вас интересовали уже сделанные ошибки в прогнозах, то смело его используйте.
Но если требовалось понять какую категорию товаров, и в каком объеме необходимо сейчас закупить, чтобы она не легла мертвым грузом на полках склада, и при этом не создать дефицита по другим позициям, то лучше опираться на реальный текущий спрос. Именно такой инструмент для управления закупками и предлагает Теория ограничений.
Логика этого инструмента достаточно проста, хотя и требует тесного взаимодействия с поставщиком. Внедрив в управление закупками методику Теории ограничений, вы сократите излишки на складе и повысите его оборачиваемость. Но самое главное, вам не нужно тратить время на прогноз, который, как правило, не сбывается. Время формирования следующего заказа будет минимальным, и по сути, заказ будет практически совпадать с отчетом о текущих продажах. Освободите свое время для работы по развитию вашего бизнеса!