14:22, 19 октября 2017, Другое   Просмотров: 1667

Есть ли будущее у российского рынка теплоизоляторов?

В 2017 году потребление теплоизоляционных материалов (ТИМ) в России составит примерно 46 млн куб. м. - а значит, сохранится прошлогодняя негативная тенденция. Напомним динамику последних трех лет: в 2014 году объем рынка теплоизоляционных материалов составил 55.5 млн куб. м., в 2015 - 52.2 млн. куб. м. и в 2016 - около 49 млн куб. м.

В этом нет ничего удивительного, потому как на рынке промышленного и жилищного строительства наблюдаются депрессивные настроения - а ведь именно в строительстве и используются утеплители (в том числе каменная и шлаковая вата). По данным Росстата, объем ввода в эксплуатацию новых домов за первые 3 месяца 2017 года рухнул на треть по сравнению с более-менее благополучным периодом январь-март 2015 года. Причем хуже всего дела обстоят в Москве, которая всегда была «локомотивом» этой отрасли. По итогам 1-го квартала 2017 года в столице было сдано в эксплуатацию жилой недвижимости на 60% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Минвата рулит!

Кроме минеральной ваты есть и другие популярные ТИМ, прежде всего – стекловата (стекловолокно), вспененный пенополистирол и экструдированный пенополистирол. Они обладают одинаковой теплопроводностью, что позволяет им быть взаимозаменяемыми в процессе строительства. «В магазинах легко можно найти минвату и пенополистирол одинаковой толщины. Благодаря этому получается придерживаться одной и той же проектной документации при теплоизоляции стен разными материалами, - поясняет менеджер по стройматериалам Ян Ивашкевич. – Индикаторным товаром всего рынка теплоизоляторов считается при этом каменная вата».

Если в 2014 году на каменную вату приходилось 47% выпускаемых в России ТИМ, то в 2016 – 51%. Судя по текущим темпам продаж, этот теплоизолятор в 2017 году отвоюет еще пару процентов. В пользу такого прогноза говорит увеличение спроса на утепление термопанелями, в которых используется минвата. Также появились серьезные предпосылки, что стекловата, дающая усадку при эксплуатации, скоро уйдет с рынка. Она стала менее востребованной за прошедшие три года: её доля снизилась с 29% (в 2014 году) до 25% (в 2016 году). Зато 9% прибавил пенополистирол, который занял уже четверть рынка. Сегодня этот теплоизолятор активно используется там, где совсем недавно практиковалось утепление стекловолокном.

То есть в «битве теплоизоляторов» с большим перевесом побеждает минвата. Впрочем, и пенополистирол вполне может проявить себя в будущем, если в России всё же начнется масштабное индивидуальное строительство.

Не горит, но колется - не колется, но горит!

По мнению менеджера Яна Ивашкевича, минеральная вата востребована, прежде всего, потому, что является пожаробезопасным материалом. Но её не любят за неудобство при выполнении работ. Материал колется (хотя и меньше, чем стекловата) и вызывает сильное раздражение кожи. Кроме того, он интенсивно пылит. Еще для минваты характерно высокое влагонакопление, приводящее к частичной потере теплоизолирующих свойств. Производители борются с этим «недугом» путём пропитки гидрофобизаторами. Правда, получается не так успешно, как с пенополистиролом, который гораздо более удобен при монтаже.

В то же время пенополистирол из-за своей горючести попал в негласную «опалу» у надзорных органов и практически не применяется в масштабном строительстве. СНиП 21-01-97, отвечающий за противопожарную безопасность, запрещает использование любых горючих материалов в коридорах, лестничных проемах, в холлах – там, где пролегают эвакуационные маршруты.

Начиная с января 2016 года, внутрироссийская стоимость минераловатных теплоизоляторов почти не меняется - как, впрочем, и цены на цемент, кабельную продукцию, строительно-монтажные услуги. На вопросы, сколько стоит утепление фасадов и подорожали ли эти работы, фирмы, специализирующиеся на теплоизоляции стен, как правило, отвечают: смотрите прайс-лист двухлетней давности.

Заграница поможет

Итак, приходится констатировать трехлетнее ежегодное падение спроса на все теплоизолирующие материалы в пределах 7-10%. И если в 2018 году начнется восстановление, оно наверняка будет незначительным – на 3-6 %.

В частности, директор компании «Метадинеа» Андрей Некипелов прогнозирует, что внутренний рынок минеральной (каменной) ваты в 2017 году просядет на 9%. Впрочем, Некипелов не видит поводов для паники. Выпуск минералваты в прошлом году снизился всего лишь на 1.5% - несмотря на то, что спрос просел более существенно.

Хоть строительный рынок и считается чрезвычайно проблемным, ситуация на рынке ТИМ не является катастрофической. Если посмотреть статистику Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) по графе «Материалы и изделия минеральные теплоизоляционные», то можно увидеть даже 30%-ый рост производства в первом полугодии 2017 года: с 2.03 млн куб м. в январе до 3.01 млн куб м. в июне.

«Свежие» цифры ЕМИСС свидетельствуют о том, что национальный бизнес ТИМ достаточно успешно пытается выжить за счет ранее невостребованных ниш.

Во-первых, появились вполне реальные предпосылки для роста зарубежного спроса на отечественный экструзионный пенополистирол, который весьма востребован в Западной и Северной Европе. Именно компании из этих стран, скорее всего, станут постоянными заказчиками теплоизолятора, сделанного в России. Не случайно одна из наиболее успешных национальных корпораций заявила о намерении увеличить экспорт пенополистирола с 70 тыс. куб м. до 210 тыс. куб м. ежегодно.

Во-вторых, наблюдается резкое снижение импорта ТИМ. Можно предположить, что скоро в нашей стране вообще прекратятся продажи зарубежной минваты и пенополистирола, явно проигрывающих национальным продуктам. Качество местных материалов довольно высокое, а обменный курс рубля выгоден для отечественных производителей.

Кроме того, участники рынка теплоизоляторов рассчитывают на крупные заказы от строителей объектов ЧМ-2018 и инфраструктуры экономической зоны Дальнего Востока.

Оперативные данные ЕМИСС за январь-июнь 2017 года показывают, что лидируют заводы, расположенные в Центральном федеральном округе, где в 1-ом полугодии было выпущено 5.3 млн куб м. ТИМ – практически треть национального объема. По мнению экспертов, именно Москва «рулит» заказами. Следом идут производители Северо-Западного федерального округа с 1/6 долей рынка, далее – компании с Урала.

Заключение

Текущая стоимость теплоизолирующих материалов обусловлена «эффектом сжатой пружины». Если российские производители ТИМ обеспечат себя «подушкой безопасности» в виде хорошо поставленного экспорта, то смогут начать поднимать цены в соответствии со своими экономическими планами. Такие перспективы вполне реальны – зарубежные компании активно интересуются российскими теплоизоляторами.

Оставить комментарий с помощью