13:44, 13 января 2021, Производственный бизнес     Просмотров: 90 171    Время чтения: 10 минут

Бизнес-план производства древесного угля

Древесный уголь – это экологически чистое сырье и важный компонент, получивший распространение в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтическом производстве и медицине. Кроме самого известного варианта применения в качестве твердого топлива, древесный уголь используется в фильтрующих устройствах для очистки воды. В садовых и овощеводческих комплексах он применяется при подготовке грунта к высадке саженцев, фермеры добавляют его в корм на свинофермах, как недорогую и эффективную пищевую добавку. Антисептические свойства обусловили его популярность в косметологической отрасли.

Широкое использование угля в сочетании с относительно невысоким входным порогом на рынок и регулярным появлением новейших технологий позволяет рассматривать бизнес по производству древесного угля, как рентабельное вложение средств.

Анализ рынка

Российский рынок угольного производства слабо структурирован, в основном на нем работают небольшие региональные производители. Наиболее крупные предприятия расположены в Свердловской и Кировской областях, республике Башкортостан. Такое положение дел свидетельствует о перспективности этого рыночного сегмента для бизнеса.

Согласно данным статистики по состоянию на начало 2020 года годовой объем изготовления древесного угля в нашей стране составлял чуть более трехсот тысяч тонн, без учета производителей, которые выпускают и потребляют сырье в рамках закрытого технологического цикла.

Для сравнения, в России объем выработки угля на одного человека составляет 4 килограмма, в странах Евросоюза этот показатель достигает 20 килограмм на каждого жителя, в Японии – порядка 60 килограмм на человека в год.

Важной особенностью российского рынка древесного угля считается его ориентация на экспорт. Около 55% готового продукта вывозится за границу — в Индию, Китай, страны Евросоюза.

Лидерами отрасли являются предприятия, которые территориально расположены в регионах, где преобладает лесистая местность, что связано со спецификой бизнеса и доступностью сырья — отходов деревоперерабатывающих фабрик.

Регистрация бизнеса

Для легализации бизнеса потребуется открытие ИП. В будущем, если ваше предприятие разрастется, и вы наладите поставки товаров в другие регионы, можно будет задуматься о регистрации ООО.

В основном, регистрация ИП не вызывает вопросов и требует минимум первоначальных расходов, достаточно подготовить и подать в территориальное отделение ФНС следующий пакет документов:

  • Заявление об открытии ИП;
  • Паспорт индивидуального предпринимателя;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Реквизиты расчетного счета;
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины (800 рублей).
 

Подать документы на регистрацию статуса индивидуального предпринимателя можно в бумажном виде, лично, в налоговую службу.

Действующим законодательством предусмотрена возможность открытия ИП удаленно, через МФЦ или портал государственных услуг.

При таком способе подачи документов оплачивать государственную пошлину не нужно. Однако, при подаче документов в Многофункциональный центр нужно заверить их у нотариуса. В среднем услуги нотариуса будут стоить 1500-4500 рублей.

При регистрации ИП укажите код ОКВЭД 02.20 и подайте заявление на применение упрощенной системы налогообложения. Заявка на открытие бизнеса рассматривается налоговой службой в течение трех суток.

Дополнительно для ведения бизнеса в этом сегменте необходимо получение разрешений:

  1. Росприроднадзора на эксплуатацию оборудования по переработке отходов древесины;
  2. МЧС на эксплуатацию зданий и сооружений для производства ДУ с применением технологии пиролиза.

Также нужно заключить контракты на поставку сырья с местными деревоперерабатывающими предприятиями, поставщиками воды, тепла и энергии. В среднем на регистрацию бизнеса потребуется 5-10 тысяч рублей.

Выбор цеха и помещения

Несмотря на то, что современные технологии и оборудование для выпуска древесного угля обеспечивают высокий уровень экологической безопасности, при поиске помещений и места расположения будущей производственной площадки лучше всего ориентироваться на сельскую местность и промышленные зоны в пригороде. Чтобы снизить транспортные и временные расходы на доставку сырья предприятие лучше всего разместить вблизи заводов, осуществляющих переработку древесины.

Для установки пиролезных печей и инженерной оснастки понадобится площадь не менее 200 квадратных метров.

Пиролизные печиПомещение для производства древесного угля

Хорошим вариантом может стать ангар, построенный по каркасной технологии, без фундамента. Дополнительно нужно предусмотреть место для хранения сырья, закрытые помещения под склад готового товара, офис, комнаты дежурного персонала.

Производственные цеха и технические помещения должны быть подключены к инженерным коммуникациям и иметь подъездные пути, рассчитанные, как на легковые, так и на грузовые автомобили.

Оборудование

При открытии бизнеса по производству древесного угля основной статьей расходов станет покупка оборудования. Наибольшую долю вложений потребует приобретение пиролизной печи. В зависимости от способа работы и специфики конструкции ее средняя стоимость равняется 400-600 тысячам рублей.

Лучше всего покупать печи со съемными емкостями для загрузки сырья. В этом случае можно наладить непрерывный производственный цикл: пока одна партия готовится, вторая емкость наполняется сырьем.

Мобильный контейнер для дровКонтейнер для загрузки в пиролизную печь

Помимо печей потребуется следующее оборудование:

  • гидравлический агрегат для колки дров – 1 шт.;
  • бензопилы – 2 шт.;
  • промышленные весы;
  • электрический генератор;
  • блок для фасовки и упаковки готовой продукции;
  • транспортный погрузчик;
  • хозяйственный и бытовой инвентарь;
  • офисная мебель и техника;
  • мебель и техника для комнаты дежурного персонала.
 

При покупке оборудования очень важно найти разумный баланс между экономией и качеством. Дешевые печи из Китая не отличаются высоким запасом прочности и рабочим ресурсом и начнут ломаться уже через несколько месяцев с момента запуска производства.

Сырьё для производства древесного угля

Чаще всего предприятия по выпуску древесного угля используют отходы деревообрабатывающих производств. Идеальным сырьем являются дрова, однако, их применение на 15-20% повышает себестоимость товара.

Выбор конкретного сорта древесины зависит от требуемых характеристик готового продукта. Так, например, дерево твердых пород – дуб, ясень, граб используется для производства «белого» угля, который самым качественным и соответственно самым дорогим. Хвойные породы подходят для получения «красного» угля, а для самого распространенного  «черного» — мягкая осина, тополь, ива, ольха.

Дрова для производства угляСырье для производства древесного угля

Производственный план

Новейшие технологии изготовления ДУ отличаются относительной простотой и отсутствием сложностей в освоении. Производственный цикл состоит из следующих этапов:

  1. Сушка сырья в печи при температуре 100-150 градусов. В зависимости от характеристик сырья этот технологический этап может занять от нескольких часов до нескольких суток;
  2. Пиролиз – нагревание высушенного сырья в топе при температуре 350-380 градусов;
  3. Прокалка – на этом этапе из угля выделяются смолы и различные летучие соединения. Для этого температуре в печи поднимается до 400-450 градусов;
  4. Остывание, взвешивание и фасовка готового сырья.
Полный технологический цикл занимает 50-55 часов. При 90% загрузке мощностей предприятия минимальный объем выпуска готовой продукции составит 70-80 тонн в месяц.

Производство продукции осуществляется в соответствии с положениями ГОСТ 24260-80.

Поиск каналов сбыта древесного угля

Так как найти оптовых покупателей на древесный уголь в нашей стране сложно, необходимо еще на этапе запуска бизнеса начать поиск каналов сбыта готовой продукции, предусмотреть в финансовом планировании расходы на маркетинг и рекламу, рассмотреть возможность поставки товара за границу, например, в страны Восточной Европы и бывшего СНГ.

Мешки с древесным углем на складеУпакованная готовая продукция

Крупными потребителями древесного угля являются:

  • базы отдыха, пансионаты и санатории;
  • владельцы кафе, ресторанов и шашлычных;
  • промышленные предприятия, в организационной структуре которых работают кузницы, доменные печи, цеха плавления;
  • розничные магазины продуктов, товаров для сада и дома;
  • оптовые базы, строительные супермаркеты и гипермаркеты.

Чтобы бизнес по производству и продаже угля приносил доход его необходимо продвигать. Для этого можно использовать следующие варианты:

  • запуск сайта, групп и тематических сообществ в социальных сетях;
  • реклама в печатных журналах, газетах;
  • уличная реклама на баннерах и щитах;
  • участие в специализированных выставках и ярмарках.
 
Для привлечения новых покупателей и сохранения клиентской базы необходимо предусмотреть выгодную систему лояльности.

Для сотрудничества с розничными точками и расширения возможных рынков сбыта в штат компании можно включить мерчендайзера, который также будет отвечать за доставку небольших партий угля и поддержание товарного ассортимента на полках магазинов.

Финансовое планирование

Грамотное финансовое планирование является залогом успеха любого бизнеса и производство древесного угля не исключение. При расчетах за основу принимаем, что средняя розничная цена на российском рынке равняется 35-50 р. за килограмм готовой продукции. При поставке товара оптовыми партиями стоимость одной тонны может составлять 3800-4000 рублей.

Показатель

Значение

Сумма первоначальных инвестиций

(регистрация компании, получение всех необходимых разрешений, покупка оборудования, строительство ангара, закупка сырья и расходных материалов и другие организационные расходы)

1 500 000 рублей

Ежемесячные расходы

(аренда земельного участка, реклама, заработная плата персонала, амортизация и обслуживание оборудования, коммунальные услуги, логистика, налоги и т.д.)

250 000 рублей

Производительность в месяц

70-80 тонн при минимальной загрузке оборудования в 90%.

Месячный доход

При отгрузке угля оптовыми партиями по 4000 р. за тонну – 320 000 рублей

Чистая прибыль в месяц

70 000 рублей

Срок окупаемости

21 месяц

 

Окупаемость проекта

Как показывают расчеты, максимальный срок окупаемости проекта составляет 21 месяц. Однако, финансовое планирование проводилось с учетом отгрузки товара оптовыми партиями. Если продавать уголь в розницу, по цене 40-50 рублей за килограмм, то размер ежемесячных доходов и срок окупаемости будут совершенно иными.

Для сокращения срока окупаемости потребуются налаженные каналы сбыта или, например, открытие собственного магазина.

Первые несколько месяцев с момента запуска, предприятие, будет работать в неполную силу, что является ожидаемым и прогнозируемым явлением. Однако, уже через полгода при правильной маркетинговой стратегии объем выпуска и продаж может быть увеличен.

Риски бизнеса

Анализ рынка и финансовые расчеты наглядно демонстрируют тот факт, что бизнес по производству древесного угля — это неплохой вариант для начинающих предпринимателей. Из-за региональной консолидации производителей конкуренция в данном рыночном сегменте относительно невысока, а начальные инвестиции в проект в разы ниже, чем при открытии многих других производственных предприятий.

Однако, даже, несмотря на достаточно благоприятные условия бизнеса, в нем присутствуют свои факторы, которые могут негативно отразиться на доходности компании:

  • сезонные риски – основными потребителями фасованного древесного угля становятся туристы, владельцы дачных и садовых домиков, люди, отдыхающие на природе, которые покупают его в качестве твердого топлива для приготовления на огне овощей и мяса. Чтобы нивелировать сезонные риски часть выпуска готовой продукции нужно ориентировать на продажу в заведения общепита, в меню которых включены блюда на огне. Например, через расширение ассортимента, добавив в него фасовку в 15-20 килограмм.
  • экологические риски – при производстве древесного угля по классической технологии предпринимателю необходимо предусмотреть способы утилизации отходов и нейтрализации топочных газов (наибольшей вред окружающей среде наносит углекислого газа). Если этому вопросу не уделять должного внимания, то уже очень скоро предприятие попадет под жесткие санкции органов экологического контроля. Для устранения этого фактора необходимо использование инновационных производственных технологий, которые исключают попадание вредных выбросов в атмосферу.
 

Также к рискам бизнеса в анализируемом рыночном сегменте относят возможное увеличение цен на сырье, коммунальные услуги, удорожание транспортных расходов. Проблемы могут возникнуть в случае изменения экологического законодательства в стране, из-за чего вырубка лесов будет ограничена и ценник на сырье резко возрастет.

Другие материалы рубрики