Как считаете, что нужно учесть, запуская чайный бизнес? Ассортимент, предпочтения покупателей? Может, стоит выбрать правильное место и подходящее помещение? Ведь подобные магазинчики с чаем и кофе встречаются, чуть ли не на каждом шагу. Правда, конкуренция на рынке большая, и для того, чтобы закрепиться в этом сегменте, стоит приложить немалые усилия.
Елена Новожилова и Евгений Зубарев, учитывая предыдущий опыт своего чайного проекта, открыли магазин «Русский самовар», ориентированный на русские чайные традиции. Так, предприниматели пытаются найти свою нишу и привлечь новых покупателей – тех, кто заботится о своем здоровье и интересуется отечественной чайной культурой. Оказывается, у нас в стране есть свои чайные ритуалы. Но о них, увы, мало кто помнит и знает. О том, как выйти на рынок и главное, как остаться на нем, Елена и Евгений рассказали корреспонденту EquipNet.
- Почему вы решили сделать акцент именно на русской культуре чаепития?
- Елена: Дело в том, что практически все магазины Челябинска и не только делают уклон в сторону европейской тематики. Это чайно-кофейные бутики, которые выглядят именно как кофейни. Либо развивают китайскую тему – с большим количеством дешевого сегмента, или напротив, элитного. А на самом деле, русская культура чаепития более древняя, чем европейская и более интересная. Она очень самобытная. И в своей работе мы пытаемся возродить традиции русского чаепития.
- Евгений: Мы начинали бизнес не совсем с нуля. Елена раньше работала в крупной чайной компании, а для меня это было увлечением. Потом в течение года у нас был другой проект, мы работали под другим названием. Это была своеобразная калька с успешных чайных компаний, мы хотели посмотреть, с чего стоит начинать, изучить рынок. Но финансовые результаты нас не удовлетворили. И мы решили разработать концепцию, найти свою нишу и сделали своеобразный ребрендинг. В таком варианте результаты нас больше устраивают.
- Насколько ваша заточенность под «русское чаепитие» хорошо выделяет вас на фоне конкурентов?
- Елена: Дело в том, что русская тематика в чае – это натуральные травы и добавки - смородина, мята, цветы липы. Есть еще такой сорт чая, известный на Западе, он называется Русский караван. У нас его не помнят, он с легким копченым вкусом. Сейчас его аналоги выпускает Китай.
- Евгений: Это классика русского чая и ориентация на взрослый сегмент населения, не на молодежь. У молодежи сейчас пользуются популярностью такие сорта, как пуэр. Они конечно у нас представлены, мы не можем игнорировать потребности рынка. Еще мы продаем европейский ароматизированный чай. Но, конечно, отдельно мы выделяем русскую тематику. И пока нарабатываем клиентскую базу.
-Елена: Людей на самом деле привлекает название – «Русский самовар»! Многие спрашивают, «а почему», «а что»? Есть возможность с человеком завязать разговор и затем перевести его в тему русского чаепития – самовары, варенье, мед и прочее.
-Можно несколько примеров тех чайных традиций России, которые вы возрождаете?
- Елена: Да, конечно. Самая распространенная - чай с лимоном. Больше нигде не пьют чай с лимоном. В Англии, к примеру, этот напиток называют «чай по-русски».
- Евгений: Опять же из традиций – это большое застолье, всевозможные сладости, выпечка, компании, много чая. Это, как правило, употребление классического черного чая. Один из распространенных вопросов, который нам задавали – «дайте мне чай, как был раньше». Простой «Чай со слоном». Мы решили отреагировать на этот спрос и стали изучать тематику.
-Елена: У нас в принципе напитки пьют больше, чем где бы то ни было. Некоторые даже садятся пить чай вместо еды.
- При этом непосредственно российского чая у вас в магазине нет? Почему? С какими чаями работаете?
- Елена: У нас был большой период в истории чая – советский, когда закладывались плантации в Краснодаре. Тогда чай был именно русским. Еще был грузинский чай, думаю, все хорошо его помнят. Одна компания сейчас выпускает подобный чай в аутентичных пачках. Но я слышала отзывы, что он не совсем «такой, как раньше». Возможно, мы вскоре тоже его привезем, потому что у людей часто бывают настальгические настроения по чаю.
Сейчас чай в России практически не выращивают. Да, есть краснодарский чай, но его производят в небольших количествах. Чай мы закупаем у двух фирм – обе они находятся в Германии, а в России имеют представительства, с которыми мы и работаем.
- Евгений: Практически весь ароматизированный чай, который есть на рынке, делает Германия. Черные классические сорта закупает московская оптовая компания, они работают с Индией, Цейлоном. Именно из этого чая фирменная состоит наша линейка продукции.
- Насколько насыщен чайный рынок, и каков шанс у новых игроков закрепиться на нем?
- Елена: Рынок сейчас перенасыщен. Существует мнение, что этим бизнесом очень легко заниматься. На самом деле, сейчас настоящий чайный бум, мода на здоровый образ жизни, фермерские экологически чистые продукты. Сюда включается и плантационный дорогой чай, который производят вручную. Естественно, эти модные тенденции будут нарастать, как и потребление хорошего чая. Многие люди сейчас обеспокоены своим здоровьем, тем, что они едят и пьют. Наш сегмент как раз и охватывает таких людей. Ведь те, кто попробовал хороший рассыпной чай, уже не могут перейти на пакетики.
На первый взгляд, кажется, что выйти на рынок просто. Но сложность заключается в том, что нужно выбрать очень узкую нишу, найти своего потребителя.
- Какие подводные камни встречались при открытии чайного магазина, с какими проблемами столкнулись?
- Евгений: Главная проблема - это выбор ассортимента. Чистых чайных сортов – около шести тысяч, а купажированных – просто не перечесть. И угадать, что будет продаваться в конкретной торговой точке очень сложно. На первых порах приходилось менять чуть ли не половину ассортимента, а это, конечно же, финансовые затраты.
- Есть ли какие то особые требования к помещению для чайной магазина – температура, влажность воздуха и прочее?
- Елена: Да, у чая есть определенный срок годности и условия хранения. У нас они выдержаны. Чай должен храниться в достаточно сухом помещении, без избыточной влажности и прямых солнечных лучей. Он не должен нагреваться от ламп. У чая высоких сортов безусловно есть более строгие условия хранения, но такие чаи, как правило, изначально хорошо упакованы.
- Евгений: У нас оборот позволяет не сильно беспокоиться об условиях хранения, чай не лежит несколько месяцев, он быстро реализуется.
- Елена: Недавно по телевидению показывали ролик, в котором сказали, что чай должен храниться в холодильнике. Нам задавали подобные вопросы. На самом деле, в таких холодильных камерах должна быть создана определенная температура, она держится на уровне +20°С, а также очень низкая влажность. Это очень дорогие витрины, спрос на них небольшой и они не везде продаются. Но, по-моему, небольшой чайный магазинчик вполне может обойтись без них.
- Евгений: При старте бизнеса лучше учесть такие моменты, как близость к продуктовому магазину. Вставать с чаем среди вещей, как показывает практика, неэффективно. Тем более, если помещение подходит для продуктового магазина, оно подойдет и для чая. К тому же, крупные продуктовые магазины обеспечивают большую проходимость.
- Кто ваш основной покупатель?
- Елена: Обычно это люди среднего возраста, которые хотят хорошо провести вечер, выпить чаю со сладостями, посидеть в кругу семьи. Как ни странно, покупатели – в основном мужчины. Они больше ценят элитные сорта чая.
- Как люди узнают о вас? Даете ли рекламу, через какие каналы продвигаетесь?
- Елена: На самом деле, мы принципиально не даем рекламу. Это большие расходы и отдача нас не устраивает. К этому мы пришли по опыту предыдущего чайного бизнеса. Сейчас по выходным мы проводим дегустации, выносим столик и ставим его рядом с магазином. Мы показываем и рассказываем, как правильно заваривать чай. Люди хорошо реагируют на подобные акции. Это, опять же, русская концепция радушного хозяина.
- Евгений: Сейчас мы готовимся к выставке. Это тоже хороший шанс заявить о себе. На мой взгляд, лучшая реклама – это сарафанное радио.
- Сколько, если не секрет, вложили в бизнес и окупили ли уже затраты?
- Евгений: Да, проект окупился. На старте вложили порядка трехсот пятидесяти тысяч – это закуп товара, витрины, вывески. Но работали сами, без наемных сотрудников.
- Планируете ли расширять бизнес?
-Евгений: Да, но планируем не прямое расширение чайного направления, а хотим под этим же брендом открыть посудный бутик.
-Елена: Как выяснилось, у нас никто не работает с Дулевским фарфором. А это доступная красивая посуда в купеческих традициях.
- Евгений: И, безусловно, самовары. Мы уже нашли поставщиков, до сих пор производятся жаровые самовары на углях! Их делает Тула, и мы планируем расширение именно в данном ключе.
- Дайте, пожалуйста, пару советов предпринимателям, желающим заняться подобным бизнесом.
- Евгений: Главное, не бояться и не сомневаться! Нужно быть уверенным, что все получится и сделать шаг.
- Елена: Всегда, когда рождается какая-то идея, любая, не обязательно чайного магазина, нужно представить, как все это будет выглядеть в идеале и затем стремиться к нему. Нужно обрисовать все мелочи, все детали, тогда будет проще работать. Зачастую, неопределенность концепции ведет к провалу.
Екатерина Гонова
Фото "Русский самовар"