11:07, 02 июня 2009   Просмотров: 2470

Использование систем «масло-воздух» в промышленности

Автор: Александр Ситников, специально для www.Equipnet.ru
Фотографии с сайта promsouz.com

Инженеры и рабочие, обслуживающие машиностроительные производства, станки и технологическое оборудование, знают, насколько важно своевременно и качественно смазывать маслом различные механизмы, совершающие вращательные, возвратно-поступательные или иные кинематические движения. Связано это с тем, что механические системы состоят из статических и динамических деталей, постоянно воздействуют друг на друга трением, что приводит к преждевременному износу и/или заклиниванию. Для нивелирования этих последствий используют техническую смазку.

С физико-механической точки зрения поверхности полностью изолированы друг от друга смазочным материалом, который можно условно рассматривать как многослойный. Для наглядности и упрощения, разделяющую смазку легко представить как трехслойную: два граничных слоя – соприкасаются с трущими деталями и, средний. Если расстояние между ними больше 0,5 мкм, то слои обретают свойства независимого друг от друга движения, ограниченного очень незначительным внутренним трением (вязкостью).

Смазка методом «масло-воздух» увеличивает срок службы подшипников в разы, является экологически чистой, безопасной для персонала и весьма экономичной – снижает расход смазывающих материалов на порядок

Этот смазывающий эффект был известно давно. Первые упоминания об осознанном использовании смазки относятся к Древнему Египту, где смазывали колеса боевых колесниц, но только в конце ХIХ века смазка стала обретать научные очертания. С этого времени совершенствовались не только смазывающие материалы, но и методы и способы смазывания.

В современном техническом мире, идущему по инновационному пути, наряду с классической смазкой – пластичной – всё чаще и успешнее применяют системы «масло-воздух», в которых масло от смазочной станции и воздух со скоростью 10-15 м/с от компрессора индивидуально подаются к масловоздушным питателям (МВП). И уже далее по отдельному, вторичному трубопроводу масляная пленка, образовавшая в МВП, нагнетается воздушным напором непосредственно к точкам смазки. Конструктивно количество вторичных трубопроводов может быть любым – зависит от особенностей механизма.

Подаваемый из питателя тончайший масляной слой, который наносится на смазывающие детали, специалисты называют эласто-гидродинамической пленкой. Различают способы впрыскивания – через дюзы, представляющие собой специальные форсунки, так называемый «масляной туман», или масло микродозами наносится без воздуха, который предварительно выводится через специальный дренаж. Такая смазка и назовется «масло-воздух». Здесь надо учитывать тот факт, что отводимый воздух выполняет дополнительные функции – охлаждающую и очищающую, что важно при больших оборотах, например, в подшипниках.

Сравнительные характеристики различных способов смазки приведены ниже

Параметры и требования
Пластичная смазка
Масляный туман
«Масло-воздух»
Расход смазочного материала (по данным фирм SKF, FAG, REBS)
Q=0,003хВхD см3/ч (В-ширина подшипника, D-наружный диаметр)
Q=0,0005хВхD см3/ч (нет точной дозировки)
Q=0,00005хВхD см3/ч (абсолютно точная дозировка)
Вязкость масел
max2,8х10-4 м2/с
до 6,8х10-4 м2/с и выше
Герметизация
есть проблемы
низкая (невысокое избыточное давление воздуха)
высокая
Обслуживание

необходимость выпаривания и промывки;
плохой контроль подшипников

не требуется;
удобный контроль
не требуется;
удобный контроль
Срок службы подшипников
нет увеличения срока
нет увеличения срока
увеличение срока в 2-5 раз
Риск
опасность возникновения пожара
опасность возникновения пожара
никакого риска
Экология
загрязнение окружающей среды
-загрязнение окружающей среды; -наносит вред здоровью персонала
экологически чистая
Возможности контроля
нет системы раннего предупреждения
нет системы раннего предупреждения
полный контроль за всеми параметрами системы
Возможности применения:
скорость (параметр быстроходности подшипников)
невысокая: 600 м/мин
высокая: более 1000 м/мин
высокая: до 1800 м/мин
область больших нагрузок
применение возможно
применение невозможно
применение возможно (особенно при использовании высоковязких масел)
высокая температура
возможно коксование и повышение температуры из-за пережирования
применение невозможно
применение возможно (отсутствие коксования)

Судя по таблице, самой эффективной представляется смазка методом «масло-воздух», поскольку увеличивает срок службы подшипников в разы, является экологически чистой, безопасной для персонала и весьма экономичной – снижает расход смазывающих материалов на порядок.

Его точную дозировку смазывающими микродозами (0,01 см3/мин), в том числе высоковязких жидких масел классов ISO VG 120-680 и выше, впрыскиваемых в подшипники прокатных станов, оценили по достоинству металлурги: явно улучшилось качество проката за счет отсутствия загрязнений, сократилось количество проверок узлов и ремонтов и, главное, снизилась себестоимость продукции.

Главными структурными элементами любой системы «масло-воздух» являются смазочные станции, питатели и делители потока. Назначение смазочных станций заключается в непрерывно-периодической подаче смазывающего материала масловоздушным питателям, контроль и управление системой в целом. Они включают в себя основной и дублирующий пневматический маслонасос, блок контроля и управления. Для нормальной работы пневматики в смазочные станции подается очищенный воздух под давлением 0,25 — 0,63 МПа. Примером типичных станций можно назвать модели 2СП-2П и 5СП5-2П производства НПО «Горметаллургсервис».

Рассмотрим делители потока. Безусловно, доставка доз смазывающего вещества от одного питателя к разным точкам смазки потребовала от разработчиков создания простого и надежного распределительного устройства – делителя (ДП) масловоздушного потока. Реализуемые на пневматическом принципе ДП не имеют подвижных деталей и, оттого, стопроцентно надежны. В зависимости от количества точек смазки и объема подаваемого смазывающего вещества ДП бывают многоканальные на выходе с разными сечениями входных и выходных трубопроводов.

Точечная доставка смазывающего вещества в дозируемых количествах, способность работать в особо загрязнённых условиях и при запредельных физических и температурных нагрузках сделали метод «масло-воздух» поистине универсальным для любого промышленного производства, в том числе пожаро- и взрывоопасного.


Оставить комментарий с помощью

Интересное по теме
Александр Ситников, специально для www.Equipnet.ru
Фотографии с сайта promsouz.com
Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков