13:07, 22 апреля 2013   Просмотров: 3552

Региональный туризм в России – прошлое, настоящее, будущее

Возрастающий спрос на отдых и оздоровление превратил туризм в очень крупную отрасль экономики. А вот понятие «региональный туризм» вошло в наш обиход сравнительно недавно – в 90-е годы прошлого века. Однако с тех пор это направление бизнеса превратилось в быстро развивающуюся сферу и сегодня национальный туризм по своим масштабам не намного уступает международному.

Как всё начиналось? С какими трудностями сталкиваются местные туроператоры и какую роль здесь исполняет государство? Обо всем этом мы попытались рассказать в нашем материале.

Внутренний ресурс

Первый шаг в развитии регионального туризма был сделан на государственном уровне в начале 1990-х. Вряд ли в то лихое время кто-то из политиков задумывался об организации отдыха для сограждан. Тем не менее, реформы последнего десятилетия XX века сопровождались широкой «суверенизацией» субъектов Российской Федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территорий, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск привлек внимание к туризму. Самое интересное, что такое направление развития открыли для себя регионы, ранее не специализировавшиеся на широком предоставлении рекреационных услуг.

Интересно сравнить зарождение местного туризма новой России с туркомплексом советской эпохи. В СССР рекреационная система была национальной. Понятия «отдых за границей» для подавляющего большинства наших соотечественников просто не существовало. И почти любое путешествие ограничивалось исключительно территорией советского государства. Однако несмотря на казалось бы идеальный пример регионального туризма в действии, эта идиллия оказалась мнимой, стоило только открыть границу. И, учитывая советский опыт, российские предприниматели пошли другим путем, развивая местный туризм.

Разработка рынка

Первопроходцы в освоении местного туризма столкнулись с огромным количеством проблем. Выяснилось, что регионы богаты природными, культурными, религиозными и другими достопримечательностями, но показать всё это проблематично. Отсутствовала система: не было разработанных маршрутов, хороших дорог, профессиональных экскурсоводов и т.д. Словом, туркомплекс нужно было создавать с нуля.

Отечественные предприниматели начали с разработки рынка. Были определены главные направления.

Во-первых, культурный или исторический туризм. Сегодня широко известны путешествия по «Золотому кольцу» России, посещение исторических центров страны, поездки на малую Родину известных исторических личностей, выдающихся деятелей культуры. Сюда можно отнести экскурсии по региональным музеям, театрам, знакомство с традициями и наследием малых народов.

Во-вторых, природный туризм. Наше государство с его огромной территорией насыщено удивительными по красоте местами. К примеру, мегалитические сооружения на острове Вера Челябинской области. Ученые доказали, что они равны по возрасту и значению знаменитому Стоунхеджу! Ценители именно этого направления стремятся посетить уникальные природные заповедники.

В-третьих, спортивный туризм. Сплав по рекам, горнолыжные курорты, спортивно-оздоровительные комплексы и многое другое.

В-четвертых, религиозный туризм. Очень востребованы сегодня паломничества по святым местам. В небольшом российском городке Троицке, например, похоронен известный исламский просветитель Зейнулла Расулев, почитаемый мусульманами во всем мире. А в глухую деревушку Чудиново со всей России и дальнего зарубежья едут люди к могиле почитаемой у православных святой Евдокии Чудиновской.

С развитием местного туризма рождаются и новые направления. Так, сравнительно недавно появился научный туризм. В последние годы большую популярность приобретают поездки на многочисленные региональные форумы, конференции, семинары и тренинги. Эта область превращается в настоящую бизнес-индустрию. Организацией подобных мероприятий занимаются фирмы, которые на первый взгляд не имеют отношения к турбизнесу.

Однако действительность такова, что все больше непрофильных компаний прямо или косвенно становятся задействованы в этой сфере. Например: авиакомпании, компании осуществляющие перевозку людей и грузов, фирмы проката машин, железные дороги, государственный и частный автотранспорт, гостиничный и ресторанный бизнес.

Иностранный опыт

Разрабатывая региональный туризм как бизнес-проект государственного масштаба, не лишним было бы позаимствовать опыт других государств. Тем более, в отличие от России, некоторые страны весьма преуспели в развитии этой сферы своей экономики.

Например, в Италии число внутренних туристов составляет около 39 миллионов человек. Местный туризм делится на две основных категории: природный и спортивный. Первый – это отдых на морском побережье в областях Эмилия-Романья, Венето и Тоскана. Второй – горнолыжные курорты в Ломбардии. По мнению специалистов, у итальянцев нет необходимости ради качественного отдыха покидать свою страну. Разнообразие туристических ресурсов позволяет полностью удовлетворять потребности местного населения.

Интересные особенности есть на внутреннем туристическом рынке Франции. Во-первых, только 18% населения ежегодно отдыхает за рубежом. Это один из самых низких показателей во всей Западной Европе. Благодаря качественным дорогам французы предпочитают путешествовать по территории своей страны на автомобилях. А вообще местный туризм равномерно разделен на временные отрезки: летние школьные каникулы, зимние рождественские и весенние пасхальные. Такой подход позволяет избежать одномоментной перегрузки всей туриндустрии Франции.

Не менее интересный опыт у Бельгии. Треть всех бельгийцев предпочитает путешествовать внутри страны, не останавливаясь в отелях. Очень популярны так называемые лагерные городки с самообслуживанием. Таким образом, это снижает нагрузку на гостиничный фонд, но не мешает местным жителям получать максимум удовольствия от отдыха.

Вклад государства

Ранее я уже упоминал, что первоначальный толчок развитию регионального туризма в России исходил от государства. К сожалению, за прошедшие два десятилетия от федеральных и местных властей было больше разговоров, чем реальных действий в этой области. Экономисты объясняют это тем, что спрогнозировать доходы и расходы здесь сложно. Потратить бюджетные деньги легко, а вот отчитаться о результатах их качественного освоения сложнее. Предприниматели, бравшиеся за разработку того или иного вида местного турбизнеса, чаще всего оказывались без поддержки со стороны чиновников. Естественно, многие начинания бизнесменов либо существовали недолго, либо так и оставались на уровне идей.

Ситуация в лучшую сторону стала меняться в середине 2000-х. Хотя касается это далеко не всех регионов. Вот что рассказывают руководители двух туристических компаний – Happy Travel (Валентина Макова) и «Спутник» (Людмила Мосина).

Валентина Макова:

— сегодня нужны квалифицированные, хорошо обученные гиды, комфортные отели, содержательные программы. Нужна единая структура! Пусть в регионе будет только три маршрута. Но чтобы все по этим направлениям было продумано до мелочей. Чтобы не стыдно было сказать: приезжайте и вы получите истинное удовольствие! Я стажировалась в Америке. Помню, нас с упоением часа три водили по внешне ничем не примечательной речке и рассказывали о ней легенды и мифы. Чуть ли не отсюда началось развитие Америки. Мы, туристы, внимали и слушали, попутно соображая, как хорошо они делают на своих пейзажах деньги! А сколько у нас мест, овеянных романтическими легендами?! Но нашему российскому министерству спорта, туризма и молодежной политики на региональный туризм, по-моему, плевать. Оно лоббирует определенные крупные туристические компании, а мелкие турфирмы зажимает. В том числе и по вопросам, связанным с региональным туризмом.

А вот комментарий Людмилы Мосиной:

— «Спутник» никогда не оставлял развитие внутреннего, как мы говорим, туризма. Даже в трудные девяностые годы. Знаете почему? Предпочитаем «выращивать» своих клиентов с малых лет. Туризм ведь заражает… В целом, у нас пятьдесят маршрутов по Уралу и столько же по городу Челябинску. На Урале столько исторических мест, у нас такая природа! Но развитие инфраструктуры отстает. Впрочем, подвижки к лучшему есть. Лет шесть назад начали потихоньку развивать гостиницы, наполнять современным оборудованием туристические базы. Требуется еще развивать персонал. Для начала хотя бы научиться улыбаться клиентам. Знаю, в области имеется программа развития регионального туризма. Мы даже принимали участие в ее разработке. Нужны инвестиции в туризм, надо делать дороги, выстраивать коммуникации, нужны вложения. И, кстати, меня радует, что наша новая власть слышит эти проблемы. Например, у нас в Челябинске будут развивать аэропорт. Прекрасно!

«По следам метеорита»

Именно так называется новый уникальный туристический маршрут, разработанный совместно со специалистами Министерства культуры Челябинской области. Метеоритный туризм существует уже не одно столетие во всем мире. Но примечательно, что именно после падения космического тела на территории Южного Урала, это направление получило официальную основу на государственном уровне. Более того, уникальность этого вида туризма заключается в объединении сразу нескольких направлений: научного, природного и теперь уже официально метеоритного туризма.

Пример Челябинской области сегодня не имеет аналогов в мире. В одном месте и фактически в одно время произошли события, которые при правильном подходе могут превратить Южный Урал в Мекку регионального туризма! В области недавно была утверждена программа развития местного туризма, а падение метеорита придало мощнейший импульс для её старта. Лучше не придумаешь. В регионе один за другим проходят научные форумы с участием ведущих российских и мировых ученых. Тысячи людей со всей страны едут на Урал с целью увидеть несуществующую воронку от упавшего космического пришельца. Предприимчивыми бизнесменами уже разработаны несколько маршрутов, ведущих по следам падения метеорита. Другие предприниматели наладили выпуск сувенирной продукции на эту же тему. Местные производители стали выпускать даже обувь с изображением небесного тела.

По мнению экспертов, не только регион, но и местный бизнес, безусловно, выиграет от такого стечения обстоятельств. Не иссякающий поток туристов обеспечит предпринимателей стабильным и хорошим доходом надолго. Пополнится и региональный бюджет. Что в свою очередь подвигнет местные власти на деле, а не на бумаге реализовывать программу развития регионального туризма.

Кто знает, возможно, пример отдельно взятой области распространится и на другие регионы. Для начала нужно, конечно, провести «инвентаризацию» имеющихся достопримечательностей, исторических мест и живописных пейзажей, составить стратегический маркетинговый план. По-моему, момент настал.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью