13:22, 27 октября 2010   Просмотров: 672

Южный конкурент для Москвы и Санкт-Петербурга

Автор:

Александр Ситников

Решением Городской Думы Ростова-на-Дону был принят стратегический план социально-экономического развития города на период до 2025 года. Он получил неофициальное название «Большой Ростов», а от планов, описанных в нем, захватывает дух. К примеру, в 2025 году Ростов-на-Дону может стать третьим по численности населения мегаполисом России, средняя зарплата его жителей (в нынешних ценах) составит заманчивые пятьдесят тысяч рублей, а средняя ростовская семья будет проживать в апартаментах, площадью 75 квадратных метров. Счастливо и безбедно заживут пенсионеры — планируется, что они будут получать по 25 тысяч рублей ежемесячно.

Игра цифр

В рейтинге крупнейших городов России, Ростов-на-Дону с населением 1052 тысячи человек замыкает первую десятку. Впрочем, разрыв с третьим после Москвы (10443 тысячи жителей) и Санкт-Петербург (4571 тысяч жителей) городом страны – Новосибирском – составляет всего 342 тысячи человек. Не такой уж большой, если учесть, что многие ростовские города-спутники практически «приросли» к степному мегаполису. Достаточно лишь их территориально объединить, и население Ростова-на-Дону возрастет до полутора миллионов человек. А это уже уверенное третье место, что и предусмотрено программой «Большой Ростов».

Очевидно, что «бронза» сулит ростовчанам новые финансовые перспективы.

«Что касается объемов средств, выделяемых крупным городам, то тут тоже есть своя логика, — подчеркивает эксперт компании «Финам» Владислав Исаев. — Во-первых, в крупных городах, как правило, существует более развитая инфраструктура и кадровые ресурсы для реализации знаковых проектов. Во-вторых, их реализация позволяет государству одним проектом решить проблемы большего числа своих граждан».

Это интересно!

Бизнес на франчайзинге

Миллион — столько стоит начать бизнес в России

Налоги для предпринимателя

Бизнес-идея: производство колбасы

Бизнес-идея: изготовление блинов

Бизнес-идея: производство и продажа кваса

Как составить бизнес-план

Как построить бизнес на трухе

Как самостоятельно зарегистрировать ИП

Самостоятельная регистрация юридического лица

Секреты выбора подержанного оборудования

Франчайзинг: Что? Зачем? Почему?

Аутсорсинг: Что? Зачем? Почему?

Химчистка как бизнес с высоким доходом

Сенсация: доступный бизнес с 300-процентной рентабельностью!

Обзоры рынков

Иначе говоря, чем больше людей живет в городе, тем больше денег можно получить в перерасчете на одного жителя. Возможно, что это не совсем корректная формула, но в России она имеет право на существование. Например, бюджетные расходы на москвича в 2008 году составляли 133 тысячи рублей в год, на петербуржца – 80 тысяч, на жителя Новосибирска – 23 тысячи, а на ростовчанина всего 17,3 тысячи.

Уроки прошлого

Кстати сказать, положительный опыт в укрупнении у Ростова-на-Дону уже есть. Так, в 1916 году в Ростове-на-Дону проживало 183 435 человек, а в Нахичевани-на-Дону, которая граничила с Ростовом через улицу, – 57 505 человек. В 1928 году Нахичевань включили в Ростов. Последний в итоге стал крупнейшим городом СССР на тот момент.

В настоящее время в непосредственной близости с Ростовом находятся Аксайское городское поселенье (36 тысяч человек), Батайск (104 тысячи), Чалтырь (14 тысяч). В двадцати километрах расположены Новочеркасск (177 тысяч) и Азов (83 тысячи), в шестидесяти километрах — Шахты (244 тысячи жителей).

Очевидно, что резкий рост благосостояния, заложенный в программе «Большой Ростов», скажется и на миграции из неблагополучных городов. Это, в первую очередь, Новочеркасск и Шахты. Таким образом, легко достигнув планки в 1300 тысяч жителей, Ростов-на-Дону за пятнадцать лет без проблем «впитает» в себя еще 200 тысяч мигрантов из трех миллионов человек, проживающих в донском краю вне мегаполиса.

Метро, международный аэропорт и прочие «крупности»

Отметим, что преображаться Ростов-на-Дону, в соответствии с программой «Большой Ростов», начнет в ближайшее время. Так, в ноябре 2010 года появится обоснование инвестиций в строительство метрополитена от московского института «Метрогипротранс». По словам руководителя управления гипотетического метро Ростова-на-Дону Мурата Тлепцеришева, в следующем году могут начаться (а могут и не начаться) проектные работы первой очереди метро, а в 2014 году — его строительство.

Известно, что метро будет включать две линии, одна пойдет с запада на восток от улицы Малиновского до площади Карла Маркса, другая — с юга на север от перекрестка проспекта Ворошиловского с улицы Большой Садовой до площади Королева. Во сколько это обойдется казне в конечном итоге, трудно оценить даже специалистам. В аналогичных проектах в среднем за один километр метрополитена строители требовали около трех миллиардов рублей.

А вот участь международного аэропорта «Южный Хаб» (аэропорт I класса и аэродром класса «А») уже решена. Положительно. Об этом говорит факт включения «Южного Хаба» в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» с объемом финансирования в двадцать пять миллиардов рублей. Оно и понятно: в отличие от ростовского метро аэропорт нужен, прежде всего, Кремлю. Он станет одной из ключевых точек федерального транспортного узла на юге России со стратегическими автомобильными и железнодорожными развязками, речным портом и складскими комплексами.

Третья задача, которую необходимо решить в обязательном порядке, чтобы проект «Большой Ростов» не стал фикцией — это жилищное строительство. По сути дела, необходимо построить еще полгорода. В противном случае цены на жильё просто «улетят».

Справка
Географически Ростов-на-Дону находится в юго-западной части России (47°14′00″ северной широты 39°43′00″ восточной долготы.), на правом берегу реки Дон, в 46 километрах вверх по течению от её впадения в Азовское море. Городские кварталы, промышленные предприятия, культовые заведения, парки, скверы и т. д. – то есть все, что образует ростовский мегаполис, занимают площадь 354 квадратных километров.

Большая ставка здесь делается на компании «Вант» и «Интеко». Но первая оказалась под прессом финансового кризиса. В итоге в Ростове-на-Дону из двадцати девяти «проблемных» многоквартирных домов, четырнадцать принадлежат «Ванту». Ситуация усугубилась прекращением «Сбербанком» кредитования «Ванта».

Что до «Интеко», то здесь скандальная отставка Юрия Лужкова докатилась и до Ростова. Поскольку от сотрудничества с этой компанией отказался «Внешэкономбанк», то ее строительные инициативы в городе заметно ослабли. В итоге практически остановилась застройка перспективного ростовского района «Левенцовки».

Фифти-фифти или чуть больше

Эксперты оценивают успех программы «Большой Ростов» 50 на 50. Местные власти, к чести ростовских чиновников, не прячут глаза от проблем. Они признаются в том, что не могут полноценно развивать дороги и ЖКХ. В случае неблагоприятного сценария здесь городу грозят техногенные катастрофы, и, как следствие, отток жителей в соседний краснодарский край. Понятно, что без должных дорог и нормальной сферы ЖКХ "мегаполисом номер три" Ростов станет вряд ли.

Впрочем, другие считают, что шансы на успешную реализацию программы «Большой Ростов» довольно высоки.

«Ростовские амбиции вполне обоснованные, поскольку Ростов фактически является центром притяжения для всей южной России, важным административным и экономическим центром, а Юг в целом является одной из самых населенных частей страны, — подчеркивает Владислав Исаев из «Финама». — Несомненно, Краснодар будет составлять городу серьезную конкуренцию, чему способствует важность Краснодарского края в качестве туристического центра и приморского региона, обеспечивающего прямой выход страны к Черному морю. Однако и по значимости в качестве транспортного узла, и по возможностям для развития (а точнее возрождения) промышленности, положение Ростова-на-Дону более выгодно. В частности и из-за того, что ориентация на сельское хозяйство и туризм не столь ярко выражены, а значит, оставляют большую свободу действий и в смысле выбора участков под застройку и в смысле соблюдения экологических норм».

Иначе говоря, Краснодар слишком близок к Северному Кавказу, чтобы ставить на него козырного туза. А Ростов-на-Дону идеален в географическом плане для геополитических интересов России. А это, значить, что шансы на реализацию программы «Большой Ростов» все-таки чуть больше, чем «фифти-фифти».


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Саша Питерский20.12.2010

Уменьшите поборы с бизнеса (хотя бы занимающегося реальным производством), защитите жителей регионов от столичных инвесторов и понятие депрессивных регионов исчезнет. А дальнейшая урбанизация - это тупик, и так уже за счет всей России содержим Москву и Питер, где милиарды в прямом смысле закапываются в землю!

Дмитрий Михалушин, директор ооо"Оливия"01.11.2010

У всех городов России есть такие планы, в большинстве случаев это заканчивается строительством "Антея" генпланы в России реализуются процентов на 20-30.....если даже в Сочи в сроки не укладываются...
кстати я оптимист)

Марина Звёздная, редактор типографии "Малая Русь"28.10.2010

Статаья очень обнадёживающая. Но верить, что всё сбудется-всё таки сложно.
Я же хочу пожелать проэкту "Большой Ростов" полной реализации многообещаюших планов!

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков