09:27, 08 июня 2014   Просмотров: 1352

Санкции против России: эффект бумеранга

«О последствиях санкций в отношении России должны думать те, кто их собирается вводить, ущерб будет взаимным, – заявил президент РФ Владимир Путин еще в самом начале кризиса на Украине. – Мы, конечно, что-то потеряем, но и они не меньше, поскольку в современном мире все взаимосвязано».

Лучше, чем сказал глава российского государства, уж точно не скажешь. Навредить нашей стране, конечно, можно, но последствия, однозначно, коснутся всех, кто примет участие в этой бессмыслице. О чем, кстати, красноречиво говорят сухие цифры: ежегодный товарооборот России с США и Европой составляет порядка 500 миллиардов долларов. Из них лишь около 40 приходятся на Америку, а остальные 460 – на Европу. Первые, понятное дело, «грудь колесом»: четыре десятка миллиардов – сумма по меркам двух мировых держав не ахти какая. Вторые несколько сдержанны по вполне понятным причинам. В любом случае, санкционные инициативы со стороны западного сообщества негативно скажется на товарно-денежных отношениях всех сторон.

При этом на Западе прекрасно понимают, что развернуть широкомасштабную санкционную политику против России не получится. Поэтому точечные «удары» наносятся, прежде всего, по секторам экономики, составляющих основу Опасность экономических санкцийэкономической безопасности России. В первую очередь, это международная торговля: экспорт нефти, газа, металлов, спецтехники и пр.; импорт продуктов питания, высокотехнологичной продукции, в т. ч. для ВПК. Наконец, давление оказывается и на нашу финансовую систему. Насколько данные «меры воспитания» эффективны? Помнят ли их инициаторы об «эффекте бумеранга»? И что в России могут сделать для нивелирования последствий этих санкций? Давайте разбираться.

Военно-промышленный комплекс

В настоящее время наше государство занимает второе место в мире по продаже вооружений. Естественно, США и её союзников это не устраивает. Именно поэтому больнее всего Россию пытаются уколоть, приостановив сотрудничество в военной сфере и, в частности, введя санкции в отношении ряда российских предприятий ВПК. Так, зная потребность РФ в высокотехнологичной продукции, американцы планируют ограничить её поставку как раз для российских оборонных заводов. И с этим придется считаться, потому как, если покупателя той же нефти мы легко можем найти, то сменить поставщика в сфере ВПК гораздо сложнее.

Военно-промышленный комплекс не боится санкцийДля России подобная ситуация, конечно, не так страшна, как её пытаются представить мировой общественности, но пищу для размышлений из неё почерпнуть стоит. В данном случае наша зависимость от иностранных высоких технологий, к сожалению, точно такая же, как у Европы от российского газа. Полностью каналы поставки мы друг другу не перекроем, однако уходить от таких зависимостей пора уже давно. Возможно, правительство РФ сделает выводы и постарается ускорить процесс создания эффективной системы для оснащения предприятий ВПК собственными высокотехнологичными разработками.

А пока остается надеяться, что в ближайшее время американские частные компании, заинтересованные в продукции нашего ВПК, добьются скорого отказа американского правительства от своих планов.

Рынок продуктов питания

Другой пакет санкций против России, касающийся товаров народного потребления, например, мясомолочной продукции – это яркий пример того, как инициаторы этих мер сами бумерангом оказываются в точно таком же положении. Буквально недавно Россельхознадзор собирался разрешить США вновь осуществлять поставки американской говядины на российский рынок. Напомним, в феврале 2013-го они были приостановлены из-за обнаруженной в мясе пищевой добавки рактопамин. А ведь ещё есть птица и свинина. Общий объем сбыта мяса из США в Россию, таким образом, достигал 500 миллионов долларов ежегодно. Ввод санкций ударил, прежде всего, по американским фермерам.

Другой пример действия «закона бумеранга» касается соглашения о создании зоны свободной торговли стран Таможенного Опасность экономических санкций для Россиисоюза с Новой Зеландией. Это небольшое государство является крупнейшим в мире экспортером говядины и молочной продукции. Российские животноводы небеспочвенно опасались, что договор серьезно обострит конкуренцию на этом рынке. В результате же новозеландцы сами отказались от переговоров по этому вопросу в качестве поддержки санкций против России. И кто в итоге проиграл от этого? Ответ, думается, всем понятен.

Однако вновь повторяется ситуация, как в случае с ВПК. Россия пока не производит такого количества мясомолочной продукции, чтобы полностью ею себя обеспечивать. Мы вынуждены закупать часть этих товаров за рубежом. Но положительная тенденция уже наметилась. Так, ряд регионов страны достиг определенного уровня производства, позволяющего снабжать не только местное население, но и жителей приграничных областей. При стабильном развитии этого сектора никакие санкции и экономическое давление из вне продуктовому рынку России будут не страшны.

Финансовая система

Вооружение, продукты, финансы – вот три российских «кита», по которым пытаются нанести удары страны Запада. Чем мы можем защитить первые два, и какие ответные действия предпринять – уже сказано. А вот с третьим «китом» все гораздо сложнее. Американские финансовые платежные системы Visa и MasterCard из-за «финансового конфликта» могли вообще уйти с российского рынка, что обернулось бы настоящей катастрофой. Хорошо, что ситуация пока не развивается по Смогут ли финансовые системы с Запада работать в России?наихудшему сценарию. И хотя мы бодримся, говоря, что у нас есть свои национальные системы – «Универсальная электронная карта», «Золотая корона» и UnionCard, – тем не менее, они не способны полностью их заменить.

Успокаивает тот факт, что два этих финансовых гиганта имеют неплохой доход от сотрудничества с Россией. По некоторым данным эта сумма варьируется от 80 до 120 миллиардов рублей в год, и просто из-за каких-то экономических санкций терять такие деньги никто, конечно, не собирается. Однако, тревожный звонок был. Нашему государству жизненно необходима своя мощная, независимая платежная система. Опыт можно позаимствовать у того же Китая, где с 2002 года успешно действует национальная China UnionPay. Другой вопрос: сколько времени понадобится на её создание? Сколько бы не потребовалось, откладывать ни в коем случае нельзя. Такому государству, как Россия, нельзя находиться в подобной зависимости от прямого конкурента за мировое влияние.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью

Интересное по теме

Бизнес на санкциях

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков