13:00, 20 ноября 2015, Общественное питание     Просмотров: 102 301    Время чтения: 5 минут

Бизнес-идея: монопродуктовый ресторан

Справедливо считается, что профессионалом можно быть только в одном деле. К примеру, хороший плотник сможет стать лишь посредственным каменщиком, а сапожник никогда не сошьет красивое пальто. Даже в рамках одного ремесла человек трудится по-разному. «Я отлично готовлю мясные блюда, – рассказывает шеф-повар одного воронежского ресторана Егор Мельников. – А вот торты получаются не очень. Как говорится, однолюб».

Кстати, такие же однолюбы встречаются и среди едоков. Кто-то обожает грибы во всех кулинарных проявлениях, а кто-то не может без рыбной кухни. Почему бы им не встретиться в монопродуктовых ресторанах, об открытии которых и поговорим.

Лучше всех в своем жанре

В принципе, в России уже давно существуют заведения, готовящие только одно блюдо: например, пельменные и блинные. А в СССР в ресторанах практиковали рыбные и грибные дни. «В четверг был рыбный день в ресторане Академии наук, – вспоминает профессор Смирнов. – На первое – уха из стерляди, а на второе – жареная форель, плюс еще бутерброды с черной и красной икрой. Всё это стоило 3 рубля 65 копеек».

Однако это не говорит о том, что и любой другой монопродуктовый общепит в нашей стране автоматически будет успешен. Опыт многих первых монопродуктовых ресторанов уже в постсоветской России (да и в мире в целом) показал, что для того, чтобы рассчитывать на успех, нужно не только специализироваться на одной группе продуктов, но и быть лучшим в этом кулинарном сегменте в своем городе.

«Что заставляет людей ехать на другой конец города, чтобы отведать нашу отбивную? – задается вопросом хозяин одного такого ресторана Ашот Аганезов. И сам себе отвечает: – А то, что никто в нашем городе не приготовит это блюдо лучше, чем мы. Ведь дело не только в мастерстве повара, но и в том, где, у кого и когда мы покупаем мясо».

Иными словами, успешный монопродуктовый ресторан – это, во-первых, команда поваров, выучившаяся идеально или хотя бы почти идеально готовить определенный набор блюд. А во-вторых, грамотно и также близко к совершенству выстроенная под этот процесс логистика: крайне важно знать, где в том или ином городе можно купить самые свежие и качественные продукты, необходимые для приготовления выбранного ресторатором меню.

Нюансы и хлопоты

Для открытия своего монопродуктового ресторана можно воспользоваться готовым бизнес-планом. В интернете можно найти как бесплатные варианты таких материалов, так и специальные пособия по их составлению от консалтинговых компаний. Там можно найти массу графиков и таблиц, а также сотни ценных советов.

На нашем рынке есть фирмы, которые комплексно поставляют оборудование для этих целей, начиная со стульев и кончая кухонным инвентарем и печами. Проще всего поручить дело специалистам, которые откроют ресторан под ключ. Конечно, с учетом пожеланий клиента.

«И все-таки монопродуктовые рестораны имеют свою специфику, – говорит Ашот Аганезов. – Это сложный бизнес, растворенный в кулинарном искусстве. Успех всецело зависит от таланта и мастерства бизнесмена-ресторатора, который должен быть еще и настоящим знатоком кулинарии. Хотите стартовать в этом деле, пройдите школу ресторанного бизнеса, а также, возможно, и кулинарную школу».

Старт как момент истины

По словам Аганезова, цена входного билета в ресторанный бизнес такого рода начинается с 500 тысяч рублей. На наш же взгляд, этого не хватит, чтобы открыть точку даже на 10 столиков. Необходимо как минимум 700 тысяч рублей.

«Считается, что для монопродуктового ресторана местоположение не имеет критического значения, – говорит Игорь Малюгин, эксперт по стартапам. – Отчасти это так, поскольку люди целенаправленно идут, к примеру, именно на мясную кухню. Однако этому должна предшествовать мощная рекламная кампания. Если бюджет стартапа ограничен, то лучше всего ориентироваться на типичное «ресторанное место» – центр города, для которого характерен хороший клиентский трафик».

Приведем примерные расходы: 

Статья расходов Сумма, руб.
Полугодовая аренда помещения 80-100 кв. метров из расчета 25 000 в месяц 150 000
Косметический ремонт и обустройство интерьера 100 000
Кухонное оборудование и ресторанная мебель 250 000
Трехмесячная зарплата 5 сотрудников (повар, кухонный работник, два официанта, охранник) 120 000
Обучение повара на специальных курсах 50 – 70 000
Оборотные средства 100 000
Реклама (в том числе наружная) 50 000
 Итого 820 – 840 000

Считаем, что если получится меньше, можно считать это личным успехом стартапера.

Что касается точки безубыточности, то оценить срок её прохождения крайне сложно, поэтому можно сослаться на общероссийский опыт: средний ресторан считается успешным, если он:

  1. Не разорился в первый год.
  2. Окупил вложения за два года.
  3. Стал приносить хозяину годовой миллионный доход через пять лет работы.

«Монопродуктовый ресторан – это специализированный общепит, который все-таки работает по общепринятым правилам, – утверждает Ашот Аганезов. – Однако его изюминка, то есть ориентир на определенный продукт, дает ему преимущество ниши, иначе говоря – более щадящую конкурентную среду. А это, в свою очередь, увеличивает шансы на успех».

От себя добавим: в этом бизнесе, как ни в каком другом, важна грамотная ценовая политика – как можно более умеренная. В конце концов, клиенты, видя серьезное упрощение схемы работы по сравнению с другими ресторанами, будут резонно ожидать ценовых поблажек.

И хороший монопродуктовый ресторан, имеющий, как уже говорилось, полностью проработанную логистику (закупающий продукты у поставщика, оптимального по соотношению цена/качество), а также идеально оптимизированный процесс приготовления коронных блюд, за счет снижения себестоимости этих блюд действительно способен установить цены значительно ниже, чем у конкурентов, без ущерба для себя. И тогда его успех становится неизбежен.

Александр Ситников, специально для Equipnet.ru

Другие материалы рубрики
Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков