13:38, 07 мая 2009   Просмотров: 5832

Лизинг спецтехники

Автор: Гудков Денис, специально для www.Equipnet.ru

Согласно федеральному закону РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года №164-ФЗ с изменениями и дополнениями от 26 июля 2006 года №130 лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование на определенное время и на определенных условиях. Договор может предусматривать возможность перехода приобретаемого имущества в собственность лизингополучателя, а право выбора предмета лизинга и продавца оставлять за лизингодателем. Предметом лизинга может стать любое движимое и недвижимое имущество, кроме запрещенного к свободному обращению на рынке. Любой из субъектов лизинга может быть физическим или юридическим лицом и не обязательно являться резидентом РФ.

Поскольку лизинговые операции требуют привлечения значительного капитала, то многие лизинговые компании являются дочерними структурами банков, или наоборот. Лизинговая деятельность самих банков предусмотрена законом.

Принято решение поддержать государственными деньгами лизинговые компании путем предоставления им субсидий на компенсацию части лизинговых платежей

По своей сути, лизинг напоминает целевой кредит, например, кредит на покупку автомобиля физическим лицом. Именно поэтому из возможных вариантов покупки нового оборудования или спецтехники наиболее сложно сделать выбор между кредитом и лизингом. Стоимость процентов по кредиту, а также разовые взносы, взимаемые банком, в практике лизинга называют удорожанием имущества. Согласно статистике, средний показатель реального среднегодового удорожания имущества, приобретаемого в лизинг, снижался в период с 2003 по 2008 года. В 2007-2008 годах данный показатель составлял 6 – 16%. База начисления – невозмещенная стоимость предмета лизинга (аналог остатка задолженности по кредиту). Как и в случае с процентами по кредиту, удорожание сильно зависит от величины авансового платежа, минимальное значение которого колеблется от 0 до 40%, и срока договора лизинга. Номинальное удорожание имущества в 2007-2008 годах по лизинговым договорам могло составить 1,14 – 1,42 раза, для кредитов данное значение достигало 1,5.

Как и в кредитной практике, удорожание предмета лизинга сильно зависит от рисков лизингодателя. В большинстве случаев спецтехника (автотранспорт, погрузочная техника, строительное оборудование и т. п.) является ликвидным объектом на вторичном рынке. Она не требует сложного демонтажа (на случай изъятия его у лизингополучателя) и не носит специфических характеристик, ориентированных на требования конкретного заказчика (например, лифты, эскалаторы). Риски по таким лизинговым договорам являются минимальными, поэтому сроки рассмотрения заявок, сложность их заключения, а также среднегодовое удорожание будут также минимальными. Таким образом, незначительно отличаясь от кредита величиной процентной ставки, в области ценообразования финансовый лизинг полностью аналогичен целевому кредиту.

Несмотря на то, что заключение лизинговых договоров с участием физических лиц не запрещено российским законодательством, данную практику вряд ли можно назвать перспективной. Настоящие преимущества лизинга спецтехники перед кредитом открываются в области налогообложения основных средств.

Согласно российскому законодательству при покупки спецтехники в лизинг налоговые льготы предусмотрены при уплате налогов на имущество и налогов на прибыль. По «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», в редакции от от 18.11.2006 № 697 большинство видов спецтехники можно отнести к 3-й или 4-й группе со сроком амортизации от 3 до 7 лет и налогом 2,2% от ее остаточной стоимости. Начисление налогов на основные средства, купленные в лизинг, осуществляется с применением понижающего коэффициент 0,5, что приводит к снижению налогов до 1,1% от остаточной стоимости оборудования. Амортизация такого обрудования проводится ускоренными темпами. При расчете остаточной стоимости основных средств, приобретенных в лизинг, разрешено применение коэффициентов, ускоряющих амортизацию в 1,1 – 3 раза, то есть нулевая остаточная стоимость оборудования, купленного в лизинг, может быть достигнута через 1 – 2,5 года.

Лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку полностью относятся на себестоимость продукции (услуг). Помимо этого, НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, может быть принят к зачёту.

Таблица. Основные отличия между кредитом и лизингом спецтехники.

Наименование статьи

Лизинг

Кредит

Среднегодовое удорожание имущества

6 – 16%

14 – 18%

Страховка имущества

включено в удорожание

5,5 – 10%

Налог на имущество

понижающий коэффициент 0,5 (1,1%)

2,2%

Амортизация основного средства

ускоренная, по классификации с коэффициентом 1,1 – 3

обычная, согласно классификации
НДС уплаченный, возмещаемый из бюджета

НДС от общей суммы договора лизинга

НДС от стоимости оборудования, НДС с уплаченных процентов по кредиту не возмещаются

Однако, право на применение льготного налогообложения предоставляется в том случае, если имущество переходит в собственность к лизингополучателю, который ставит полученное оборудование на баланс и использует его с целью извлечения прибыли. Льготы предусмотрены и в случае, когда в силу различных обстоятельств имущество, переданное лизингополучателю, возвращается лизингодателю, или в том случае, если основные средства приобретаются лизинговой компанией в собственность и передаются в лизинг без права выкупа. Следует особо отметить, что, если лизингополучатель пользуется упрощённой системой налогообложения, что часто характерно для индивидуальных предпринимателей, он не сможет получить выгоды лизинга спецтехники в плане оптимизации налоговых отчислений.

По российским законам, одна и та же организация может выступать в качестве поставщика спецтехники и ее получателя (возвратный лизинг). В этом случае продажа оборудования лизинговой компании и получение его же в лизинг дает возможность аккумулирования свободных средств, необходимых для развития бизнеса.

В условиях финансового кризиса и дефицита свободных средств у банков продажа в лизинг спецтехники непосредственно производителем, помимо привлечения дополнительного количества клиентов, не располагающих средствами на покупку дорогостоящего оборудования, приведет к увеличению доходов. Объединение в одном лице производителя оборудования и лизингодателя также предусмотрено российским законодательством.

Немаловажную роль в условиях кризиса оказывает на рынок лизинговых услуг государственное влияние. Так, принято решение поддержать государственными деньгами лизинговые компании путем предоставления им субсидий на компенсацию части лизинговых платежей, путем увеличения их уставных капиталов и развитие систем гарантий и поручительства по договорам лизинга.

Таким образом, в сложившейся экономической ситуации, а также принимая во внимание законодательную базу, сформированную в Российской Федерации, лизинг спецтехники представляется одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства и оптимизации налогообложения как для малого бизнеса, так и для крупных компаний, использующих спецтехнику.


Оставить комментарий с помощью

Интересное по теме

Компании:
ПН-Лизинг
Адмирал-Лизинг

Новости:
Группа лизинговых компаний «БИЗНЕС АЛЬЯНС» привлекла кредит от РосБР — EquipNet.ru, 28.01.2010
Рынок новой сельхозтехники существенно сократился — EquipNet.ru, 12.03.2010

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков