09:24, 17 декабря 2013   Просмотров: 1955

Будущее российского машиностроения – взгляд из Украины

РомащинЕвгений

генеральный директор Corum Group

О проблемах и перспективах российского машиностроения мы решили поговорить с генеральным директором Corum Group – ведущего поставщика высокотехнологичных решений для горнодобывающего бизнеса – Евгением Ромащиным.

– Какова сегодня общая ситуация в машиностроении?

– Россия является частью глобальной, мировой экономики. То есть, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и другие государства. Особенно это заметно в периоды финансовых кризисов или экономических охлаждений. Ощущает рыночные изменения на себе, прежде всего, промышленность и смежные с ней отрасли: металлургия, энергетика, горнодобывающее направление и, конечно, машиностроение. Это сразу видно по снижению спроса на продукцию. И если раньше, благодаря стабильному госзаказу, отечественные предприятия имели хоть какую-то поддержку, то сейчас налицо резкое снижение прямых инвестиций, в том числе в машиностроение. Как итог – замедление темпов развития отрасли машиностроения.

– В чем заключаются основные проблемы российского машиностроения?

– Во-первых, низкая производительность. Конкурировать отечественному машиностроительному предприятию с аналогичным зарубежным невероятно сложно. Разница в производительности труда между ними существенна. Большинство российских машиностроителей ориентированы сегодня на региональный, в лучшем случае федеральный рынок. Только некоторые выходят на международный уровень, но добиваются там успеха лишь единицы.Темпы развития отрасли машиностроения

Второй проблемой является стимулирование и поощрение Правительством России зарубежных компаний, желающих разместить свое производство на территории страны. Со стратегической точки зрения это обосновано. Создаются новые рабочие места, увеличиваются налоговые отчисления в бюджет страны, улучшается инвестиционный климат в целом. Однако для российского машиностроительного кластера, который и так лихорадит, это серьезное давление.

– Изменит ли ситуацию к лучшему вступление России в ВТО?

– В данном случае есть два варианта развития событий и оба, к сожалению, не выгодны российским машиностроителям.

В настоящее время активно обсуждается снятие запрета на параллельный импорт. И, согласно первому сценарию, принятие этого законопроекта, с одной стороны, очень снизит финансовую привлекательность России как места для локализации зарубежных производств.С другой, резко возрастет импорт машиностроительной продукции, что тоже не порадует отечественные предприятия. Конкурировать с «иностранцами» придется в данном случае и по цене, ведь импортные пошлины, благодаря ВТО, будут ниже.

Второй сценарий возможен, если закон об отмене параллельного импорта не примут. Рост ввозимой продукции, конечно, затормозится, но зарубежным машиностроительным предприятиям ничего не будет мешать ещё больше активизировать процесс локализации своих производств на территории России. Какое из двух «зол» в итоге будет выбрано – неизвестно. Доля рынка международных компаний в любом случае продолжит увеличиваться. Способствовать данному процессу будут налоговые льготы, активное развитие инфраструктуры, свободные экономические зоны и т. д.

– Существует, как мы понимаем, и кадровая проблема?

– Действительно, дефицит квалифицированных кадров в российском машиностроении ощущается. Особенно в регионах, обладающих большой промышленной базой, такой, например, как в Калужской области. Там создан серьезный машиностроительный кластер, для обслуживания и развития которого требуются люди со специальным образованием и подготовкой. Однако профессионалов такого уровня не хватает.

Проблемы российского машиностроенияВ этой связи в более выгодном положении находятся глобальные компании с высоким уровнем компенсационного (социального) пакета для своих сотрудников. Он позволяет собирать под крылом предприятия квалифицированных работников.

Если для решения описанных проблем ничего не предпринимать, то локальным российским производителям все труднее будет сохранять свое присутствие на машиностроительном рынке.

– Что, по-вашему, необходимо для этого делать?

– Безусловно, меры должны быть комплексными. Помимо модернизации производств нужно учиться мыслить по-другому. Необходимо уходить от тотальной «технократии». Важно понимать, что для успеха мало выпускать просто качественную продукцию - требуются грамотный маркетинг, финансовый учет, PR и управление персоналом. Лишь перейдя на иной уровень работы, можно подготовить по-настоящему социально-ориентированную «почву», привлекательную для инноваций. А это, в свою очередь, приведет и к повышению производительности.

Некоторые передовые российские предприятия уже начинают перестраиваться. Новое поколение менеджеров, пришедшее в машиностроительную отрасль, понимает, что нельзя ждать пока решением их проблем займется государство. Нужно самим проявлять инициативу, тоже выходить на международный рынок.

Повышать производительность можно за счет оптимизации всех рабочих процессов, в том числе – передачи на аутсорсинг неключевых производственных процессов и внедрения информационных систем управления. Не стоит забывать и о таком важном факторе, как качественный сервис производимого оборудования – без него догнать крупных мировых игроков рынка будет практически невозможно.

Пора уходить от советского осознания, что кто-то нам что-то должен. Бизнес сам себе должен. Только с таким мыслями можно добиться хорошего результата.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru

Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Никон15.02.2014

"Великий новый менеджер" с Украины. Зачем много воды, проанализируйте финрезультаты входящих в группу заводов и всё станет на свои места. Как говорят в Украине "окозамилування"

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков