10:15, 28 июня 2013   Просмотров: 3535

«Успешная компания должна стать проводником потребителя в мире автохимии и автокосметики»

ЛаврикАлексей

управляющий компания LAVR

Рынок автохимии и автокосметики в России развивается стремительно. Еще несколько лет назад рядовой автолюбитель из всего арсенала средств знал лишь о малой их части – моторном масле и омывателях стекол по сезону. А сейчас на полках гипермаркетов можно найти все, что угодно: разнообразные автошампуни, полироли для кузова, присадки в топливо, очистители топливной системы… Дополняет это все интернет-реклама «чудо-таблеток» для двигателя и с каждым днем возрастающий интерес публики к нюансам ухода за своим авто.

С какими трудностями придется столкнуться тому, кто решился начать бизнес в этой сфере, и как завоевать доверие потребителя, на своем опыте рассказывает Алексей Лаврик, руководитель компании LAVR – пионеров отечественного производства препаратов для обслуживания автомобиля.

– Алексей, ваша компания существует с 1997 года. Расскажите, как все начиналось.

– Как и в случае многих стартапов, началось все с идеи и увлечения. К моему отцу Александру Лаврику, профессору Южно-Уральского государственного университета, обратились представители челябинского отделения Всероссийского общества слепых с просьбой разработать препарат, который они могли бы расфасовывать в собственную упаковку. Так родилась формула 5-минутной промывки двигателя.

Двумя годами позже владелец одной из челябинских автомастерских попросил нас создать препарат для промывки инжекторных систем. По его словам, зарубежные аналоги не решали специфические проблемы российских двигателей. Решая эту задачу, мы поняли, что иностранное происхождение продукта не является гарантией качества и хорошего результата, а на рынке автохимии – яма безграмотности и некомпетентности. Было решено выпускать препараты, решающие проблемы, возникающие именно в нашей стране. У нас ведь совершенно другие условия – климат, качество топлива и масла, характер отложений в основных системах двигателя и т. д. Позже увлечение стало бизнесом, но увлеченность своим делом осталась. Может быть, поэтому LAVR и сейчас является небольшой семейной и по-своему консервативной фамильной компанией. И мы это любим и ценим.

Нашей задачей было не повторять за конкурентами, а делать то, что считаем правильным именно мы. Ведь у нас был и есть свой взгляд на проблемы российских двигателей. Во многих компаниях, выпускающих автохимию и автокосметику, есть химики, дизайнеры, маркетологи, а вот ученых-двигателистов до сих пор нет.

– Как вы завоевывали рынок, и с какими проблемами пришлось столкнуться при раскрутке бизнеса?

– Сначала мы столкнулись с отсутствием упаковки для нашей продукции. В то время подобного производства в России практически не существовало. Поначалу даже приходилось разливать наши профессиональные препараты в бутылки для растительного масла. Естественно, новые. Но так как продукт у нас специфический, такая упаковка его просто не выдерживала. Поэтому мы остановились на производстве собственной.

Рынок упаковки в России до сих пор слабый. Все еще проблематично купить качественную полиэтиленовую или пропиленовую упаковку, подходящую пробку. Да даже напечатать этикетку не так уж и просто! Смешная ситуация: мощнейшее типографическое производство, с роботами и прочим, а мы постоянно возвращаем часть тиража – то бумага не та, то в печати есть огрехи.

Другой пример: за рубежом четко разграничены требования к упаковке химических препаратов и пищевых продуктов. В России эти стандарты часто пересекаются, поэтому на косметических продуктах можно встретить те же, допустим, пробки, что и на бутылке питьевой воды. Сложно найти упаковку, на которой была бы дополнительная защита от ребенка. Все это говорит о недоразвитости рынка.

В общем, весь наш опыт говорит о том, что мы завоевывали рынок, в первую очередь показывая свою эффективность. Если иностранный продукт мог зайти в те же автосервисы благодаря красивой упаковке, рекламным материалам, маркетинговыми легендами о продукте, то наши препараты в простеньких бутылках брали качеством. Мы так и говорили: «Наши препараты работают». Для этого вкладывали в каждый из них какой-то «изюм» – качества, которые бы ярко отличали наш продукт от других подобных. Например, наш очиститель битума легко эмульгируется водой, что и сейчас редкость для подобных средств, в линейке наших препаратов есть двухкомпонентный очиститель системы охлаждения, а жидкость для промывки инжекторов обладает раскоксовывающим эффектом. Мы, можно сказать, воскресили технологию раскоксовывания двигателя и практически единственные, кто производит подобные препараты. И эта продукция идет практически во все дилерские центры.

– А войны с конкурентами были?

– Поначалу на нас не обращали внимания. Потом поняли, что мы мешаем. А затем нас начали копировать – упаковку, тексты с сайта и этикеток, фотографии… Однажды мне даже пришлось по-мужски поговорить с директором одной из таких фирм. После этого тираж буклетов с ворованными текстами и картинками молча уничтожили.

С одной стороны, когда тебя копируют, это даже приятно. Большинство производителей просто делают автохимию, а мы демонстрируем свое отношение к автомобилю и его владельцу. Сейчас мы затеяли рестайлинг продукции, и копировать нас будет труднее.

– На первый взгляд кажется, что рынок автохимии и автокосметики не очень большой. Так ли это?

– На самом деле, масштаб рынка приличный. В России он развивается быстрыми темпами, отчасти благодаря самим автомобилистам. Ведь у нас в сфере производства топлива настоящий бардак. Поэтому имей ты хоть современный «Мерседес» или обычную «Жучку», находишься в одинаковой ситуации с остальными. Всем нужно уметь выживать. Если хотите, чтобы зимой автомобиль быстро запускался, а летом не закипал в неподходящий момент, придется участвовать в его жизни: проверять автомастеров, которые делают ремонт, вовремя подливать антифриз, заменять масло и, конечно же, использовать автохимию и автокосметику.

Кстати, чем мы еще отличаемся от конкурентов, так это тем, что ведем образовательную работу. Когда вы звоните по телефону другим производителям и рассказываете о своей проблеме, максимум, чем вам смогут помочь – еще раз зачитать инструкцию. А мы можем многое рассказать о нюансах работы двигателя и автомобиля в целом. Думаю, что благодаря нам Челябинск гораздо более сведущ в технологиях обслуживания авто. Ведь мы преподаем в институтах, участвуем в автомероприятиях. Это хорошая миссия. Успешная компания должна быть проводником потребителя в мире автохимии и автокосметики.

– Не страшно ли конкурировать с такими гигантами, как американский бренд Hi Gear?

– Не страшно абсолютно. У нас своя ниша и свой подход, да и у каждого бренда свой покупатель. Как бы ни казалось, что мы продаем одинаковые продукты, направленность у препаратов все равно разная. Например, если зайти в автомагазин в Казахстане, можно увидеть на витрине ряды зарубежных препаратов, среди которых будет и наша продукция. Спрашиваю как-то раз: «А к LAVR’у как относитесь?» Продавец ответил: «Очень хорошо, ведь это российский продукт!» Многие уже поняли, что лучше купить русский кусок мяса, чем иностранный сухой корм. Там, где русские пытаются сделать хорошо, их товары превосходят по качеству зарубежные.

– А в чем «фишка» вашего бренда?

– Считаю, что наш бренд, особенно после рестайлинга – единственный на этом рынке пример современного подхода к продукту не только с точки зрения содержимого, но и подачи, легенды, упаковки, как бы трудно ни было в России заниматься разработками и производством автохимии. Мы очень спокойно пережили кризис, и это лишь подчеркивает устойчивость бренда, к которому потребители лояльны не только в России, но и в странах СНГ.

Кроме того, мы стараемся соблюдать определенный моральный кодекс. К примеру, я часто вижу, что в производимые конкурентами продукты пустые. Допустим, у нас в бутылке 40% активных компонентов от общего объема, а у них – в десять раз меньше. Мы стараемся отвечать за то, что делаем, поэтому находимся в нелегкой ситуации. Поэтому если конкуренты и могут в каких-то областях спать спокойно, то лишь потому, что у нас не до всего руки доходят и в сутках не всегда 26 часов.

– Каково быть отечественным производителем в наше время? Поддерживает ли государство реально на деле? Как в целом оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в регионе и стране?

– Хороший вопрос. Как человек, живший в СССР и слышавший от родственников о том, что происходило в 1937 году, не научен выражать отношение к государству. Но очень хотелось бы, чтобы у нас было по-другому. Например, когда я приезжаю в Белоруссию, там никто не знает, что такое технический регламент на топливо. Потому что все знают: если топливо будет плохого качества, батька производителю голову оторвет. И это приятно. У нас же можно пока только услышать обсуждение одной проблемы, второй, третьей… Мы лишь запутываемся в них.

– Планируете выходить на международный рынок?

– На данный момент таких планов нет, потому что работы в нашем огороде непочатый край. Можно бесконечно долго смотреть на французскую кофточку в магазине, но при этом ходить в фуфайке и колоть дрова. Мы сейчас как раз «колем дрова» – пытаемся поднять отрасль.

– Поделитесь планами на будущее.

– Меняться дальше! Я связываю этот год с обновлением линейки нашей автохимии и автокосметики. Стоило нам пошевелиться в рамках подзабытой нами темы автомоек, как сразу же появилась новая линейка автошампуней для бесконтактной мойки. Провели испытания, и средства пошли в производство.

Я считаю, что наша основная задача – формирование коллектива. У нас много молодых специалистов, которые сейчас начинают смотреть на мир под другим углом. Именно в небольшой компании, как наша, можно расширить кругозор и раскрыть свой потенциал. Наш рост, развитие напрямую зависят от того, какие мы все. До конца года наша компания сильно изменится, и это будет заметно во всем: в продукции, в Интернете на нашем обновленном сайте и социальных сетях. Все это будет на более высоком уровне. И добро пожаловать копировать нас заново! 
 

Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Иван28.06.2013

Знаю вашу химию - сам ей пользуюсь не один год, очень доволен. Но вот по косметике подкачали, с конкурентами и сравнивать нечего - цены высокие, а качество не намного лучше конкурентов.
А в целом - молодцы, не так много отечественных компаний, которые могут составить конкуренцию известным иностранным брендам.

Алина, маркетолог28.06.2013

Ну надо же, и 90-е пережили, и кризис. Алексей, вашему пробивному характеру можно только позавидовать!

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков