11:20, 02 октября 2012   Просмотров: 1403

«Прежде чем начать бизнес, я 2 недели просидел в публичной библиотеке»

ВострецовФедор

Директор Научно-производственная компания «Волвек плюс»

Судьба моего собеседника довольно типична для людей его поколения. Энергичный, добросовестный, трудоголик, сделавший хорошую карьеру на производстве, Федор Вострецов уходил с ЧТЗ в 1997 году с должности директора одного из подразделений завода . Смотреть на то, как рушится «дело жизни», которому было отдано 33 года , не было сил. Привык сутками не выходить из цеха и работать не за страх , а за совесть. Новые времена в корне поменяли законы, по которым стал жить родной завод, и Федор Иванович решил уйти в свободное плавание. Понятно, что такому как он, не пристало торговать. Всю свою энергию он направил на новое поле деятельности- это разработка технологии изготовления отечественной стальной фибры для мелкодисперсного армирования бетона и на исследования мало тогда применяемого сталефибробетона, по своим физико-механическим характеристикам во много раз превосходящего обычный бетон. Методы и способы его приготовления, подбор составов, исследования свойств сталефибробетона, проработка возможностей использования его в различных областях строительной практики отечественных предприятий – с той поры это стало основным обьектом деятельности. О том, как шла эта работа, как создавалось малое инновационное предприятие ООО «Научно-производственная компания «Волвек плюс», мы разговариваем с его директором Федором Вострецовым.

— Малое инновационное предприятие, как правило, создается под реализацию инновационной идеи. Какую идею разрабатываете Вы, и насколько она перспективна?

— В 1997 году, когда я ушел с ЧТЗ, передо мной встал вопрос, чем заниматься дальше. Я был знаком с Б.А.Евсеевым – доцентом кафедры технологии строительного производства ЮУРГУ. Они много лет изучали методы изготовления стальной фибры и сталефибробетона на ее основе. Общение с ним натолкнуло меня на мысль заняться производством стальной фибры. Но прежде чем принять окончательное решение, 2 недели просидел в публичной библиотеке, на кафедре «Технология строительного производства» в лаборатории Б.А. Евсеева, чтобы разобраться в вопросе для принятия решения. Перерыл все, что было в фондах публички и библиотеке ЮУРГУ по технологии производства сталефибробетона, его составу, по применению в России и за рубежом. В результате всех этих изысканий пришел к выводу - это дело стоящее. Сталефибробетон обладает большими преимуществами перед обычным бетоном, его выгодно использовать при строительстве дорог, мостов, взлетно-посадочных полос аэродромов, конструктивных элементов зданий и различного назначения труб, в общем пришел к выводу о перспективности этого направления. А основа дела, за которое стоит взяться – это стальная фибра- ее производство и реализация.

После этого попросил специалистов ЮУРГУ определить характеристики «идеальной фибры». Геометрия и свойства были определены быстро, но вот способа изготовления не было. Пришлось поломать голову, но удалось предложить технологию производства такого типа фибры (справка упрощенно: ФИБРА -стальная полоска длиной 35-38 мм , 0.63 мм в диаметре, которая добавляется в бетон) буквально через три дня. С ноября 1997 года начались работы по производству сталефибробетона по этой технологии. Пробные партии делали, можно сказать, на коленях.

— Вы патентовали свою идею?

— Да, патент я получил только в 2002 году на устройство по изготовлению фибры, хотя подавал заявку в 1998г. на устройство и на фибру. Получал отказы и пришлось разделить заявку на две. Фибру начали производить с 1998г по 10-12 тонн в год.

Патент на саму фибру нам удалось получить лишь с 3 раза, но наша фибра по характеристикам сталефибробетона на ее основе, как было выяснено в ходе дальнейших исследований, превосходит все виды фибр и отечественные и зарубежные. Продвигать сталефибробетон в то время на нашем рынке было сложно, о нем многие слышали, но практически применяли очень мало, в основном при устройстве банковских кладовых, сейфов. В Челябинске на тот момент не было ни одной фирмы по производству сталефибробетонных тяжелонагруженных полов, сейчас их около 30. Мы твердо взяли курс на исследования составов СФБ для различных строительных конструктивов (водопропускные трубы, промышленные полы, проезжие части мостовых сооружений и т.д). Разрабатывали инструкции по приготовлению СФБ, по укладке и уходу за ним, в общем разрабатывали комплекс инструкций по внедрению сталефибробетонных технологий: от изготовления фибры до изготовления СФБ-конструкций, т.к. просто выпускать даже очень хорошую фибру – это вовсе не значит, что она будет востребована . Нужно было «торить дорогу» на рынке, предлагать реальную, нужную строителям технологию, выгодную со всех точек зрения: эксплуатационной выгоде, технико- экономической эффективности, конструкторско-технологической целесообразности. Этим тезисом мы руководствовались в самом начале своей деятельности, руководствуемся сейчас и будем руководствоваться и впредь.

— Вы сказали, что сталефибробетон, произведенный на основе фибры вашего производства , обладает более качественными характеристиками, чем зарубежные аналоги?

— Да, он обладает более высокими физико-механическими характеристиками, чем зарубежные образцы. Это было подтверждено исследованиями ЦНИИС, НИИЖБ (Москва) , ЮУРГУ (Челябинск). Наша фибра сделана из листа, имеет разнесенные по концам анкеры, у нее боковая поверхность шероховатая, вытащить ее из бетона невозможно.

— Где она может применяться?

— Мы поставляем фибру для мостостроителей, для компаний, занимающихся изготовлением бетонных полов, для производства водопропускных труб и пр. Сталефибробетон может применяться везде, где применяется бетон с традиционной арматурой. Да вот пример, цветочные вазоны, сейчас их очень много в городе, мы выпускаем их с 2003г, а простоят они, на наш взгляд, лет по 20-30,т.е. долговечность изделий из СФБ это еще одно из преимуществ этого материала.

— Какова эффективность применение сталефибробетона?

— На удар - прочность в 8-10 раз выше, чем у обычного бетона, прочность на изгиб – до 3,5 раз, на осевое растяжение - в 2.5 раза , водонепроницаемость –W12, а у обычного бетона -6.

— Малое инновационное предприятие – наверное, самый рискованный вид малого предпринимательства. Как живется Вашей компании?

— У нас в стране малым бизнесом заниматься очень тяжело. Вместо того, чтобы совместно с руководством компании разобраться, подсказать, где делаем ошибку, помочь в становлении предприятия для того, чтобы мы исправно платили налоги, вместо этого выискивается все, что может утопить . Любая ошибка, неправильно заполненные документы, неточность – все облагается большими штрафами. И желания помочь законопослушному производственному бизнесу, нет. Мы только что «вынырнули» из 2-летнего цикла судебных тяжб с налоговой инспекцией, которая нашла у нас ошибки, допущенные по невнимательности, но которые никак не влияли на все наши выплаты по налогам и сборам. Мы признали ошибки, были предельно честны перед налоговой, предоставили все необходимые документы, и никак не ожидали, что в ответ получим уведомление о штрафе в 3 млн.рублей, который мы должны были бы заплатить. Прошло 5 судов, которые уличили налоговую в том, что она хотела оштрафовать предприятие, используя неполные данные по фирмам - контрагентам. Все это происходит, на наш взгляд, от того, что проверяющие получают свой «пряник» за то, что оштрафуют проверяемое предприятие. Процент от штрафа-премия проверяющим. Это просто глупая постановка вопроса-ведь та же налоговая получает деньги из бюджета, а наполнение бюджета – это налоги.

— Ваше предприятие – инновационное. Какие-то сложности, связанные с авторским правом, вы испытываете?

— Мы – обладатели патента. Это никто не оспаривает. В этом году впервые подали документы на возмещение затрат на развитие инновационного производств в Минэкономразвития области и управление экономики Челябинска. И оказалось, что для получения этих средств мне нужно оформить лицензию на использование моего же патента! Мы начали этот процесс, но раньше, чем через 2 месяца, он не завершится, а документы на субсидию нужно оформлять сейчас. Мы никогда прежде не обращались за господдержкой, за все это время потратили более 7 млн.рублей на научные исследования, и при первом же обращении получили еще один барьер, который скорее всего в этом году нам не позволит получить бюджетные средства.

— Еще один аспект успешной работы малого производственного предприятия – это производственные мощности и персонал. Как Вы эти проблемы решали?

— Если предприятие имеет хорошую норму прибыли – 20-25 %, вопросы приобретения оборудования решаются сами собой. Но у нас сегодня рентабельность – 7-12%,и выкроить средства на новое оборудование сложно. Этот уровень рентабельности сегодня диктуется ситуацией на нашем рынке, и повысить его практически невозможно. Поэтому оборудование приобретаем очень тяжело, покупаем бывшее в употреблении, делаем сами. Но при этом планируем серьезно расширить производство. Нам нужны средства на приобретение новых площадей и строительство помещения.

— А персонал?

— Всего в компании 22 человека, есть люди, проработавшие по 8-10 лет. Постоянных сотрудников поощряем, поднимаем зарплату. Я не вижу необходимости раздувать штаты. У нас каждый выполняет 3-4 функции: коммерческий директор одновременно и энергетик, зам по производству – складской работник. Мы - многостаночники. Как говорил Форд, наиболее прибыльным был период, когда он вместе со своими сподвижниками работал в сарае! Мы серьезно расширяемся, но говорить, что бога за бороду берем – нельзя. Мы еще не оправились после кризиса 2009 года, и процесс с налоговой отнял много сил, и просто «отбил» ряд клиентов. Потому что люди опасаются работать с компанией, которая находится в судебном процессе. Налоговая сумела подорвать нашу деловую репутацию сразу перед несколькими предприятиями.

— У Вас были серьезные успехи?

— В 2008 г. мы стали лидерами бизнеса Челябинска – продали 1600 тонн нашей продукции , в 2009 г, когда наступил кризис ,. – 650 тонн,в 2010 г. – около 800 тонн. И кризис, и судебный процесс по нам сильно ударили.

— Есть еще какие-то направления деятельности, которыми занимается Ваша компания?

— Вся предыдущая деятельность по исследованиям различных составов сталефибробетонов, практика их применения позволили нам выиграть тендер на выполнение научно-исследовательской работы на тему «Исследование работы ездового полотна моста, включающего конструктивный слой из сталефибробетона, с разработкой методических рекомендаций по применению сталефибробетона при ремонте мостов». Работа успешно закончена. «Методические рекомендации по применению сталефибробетона при ремонте мостовых сооружений» распоряжением РосАВТОДОРа рекомендованы к использованию строительными организациями РФ. Запросы на данную работу пришли из Казахстана и Белоруссии. В настоящее время получили новый патент на новое изобретение «Способ беззазорной компенсации температурных деформаций цементобетонных оснований автодорог», в ноябре получаем патент на Устройство по реализации данного способа . Это позволит не иметь на мостовых сооружениях, на автодорогах деформационных швов, требующих ежегодного контроля и ремонта, повысит долговечность дорожных покрытий мостов и автодорог, повысит комфортность проезда по ним-это очень длинная и сложная работа-внедрять новые решения на автодорогах. Но это нужно делать, тем более, что аналогов такого рода решений в мире нет.

— С кем вы сотрудничаете?

— ЮУРГУ(кафедра строительных материалов) – у нас много с ними совместных работ, ЦНИИС (г.Москва) , ЦНИИ 26 (Минобороны), Санкт-Петербургский архитектурно-строительный, РосДорНИИ (г.Москва), ЛенАЭРОПРОЕКТ, филиалы ГИПРОДОРНИИ-Хабаровский, Иркутский и др..Мы ставим перед учеными задачу, заключаем с ними договоры, принимаем активное участие в этих изысканиях и добиваемся нужных результатов, работаем над внедрением.

— Оправдывают ли себя такие глубокие научные изыскания, которые вы оплачиваете из своего небольшого бюджета?

— Мы – не временщики, которые продали фибру, и знать не хотят, как их продукция себя повела в эксплуатации. Нам важен положительный результат и польза, которую мы приносим. В частности, по самым скромным подсчетам, это приносит от 15 до 24% экономии средств на каждой проезжей части моста. А за период нашей работы по этому направлению более 200 мостов уже сделано из сталефибробетона по нашим технологиям. Это уже не одна сотня миллионов рублей экономии. Это наша гордость, наша уверенность в важности нашей продукции, ради этого стоит работать.

Елена Пустыгина

Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков