10:24, 10 октября 2013   Просмотров: 1467

Почему канадские тракторы дешевле российских

Столь неутешительные выводы сделал президент ЗАО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин. Напомним, глава государства Владимир Путин дал поручение подготовить аналитическую записку с разъяснением, почему Ростсельмашу выгоднее производить тракторную технику в Канаде, а не в своем Отечестве. Эксперт представил весьма четкие аргументы.

Стоимость трудовых ресурсов

Оплата квалифицированного труда в Канаде не на много выше, чем в России. В среднем, североамериканские сварщики, сборщики и прочие специалисты получают на 67-69% больше российских. Однако налоги на заработную плату и НДС, отчисления в пенсионный фонд и страховые сборы в России выше, что, по сути, нивелирует всё преимущество. В итоге, на 1 рубль зарплаты в России отчислений и налогов будет уплачено 81 копейка, тогда как в Канаде – 72 копейки. И, хотя, за год канадцы тратят на выплаты работникам завода на 10 млн долларов США больше, тенденция такова, что уже через 3-4 года труд в России будет стоить дороже, чем в Северной Америке.

Стоимость кредитов

В России средняя годовая кредитная ставка около 12%, а в Канаде в прошлом году – всего 2,3%. Если бы производство Ростсельмаша базировалось на российской территории, то расходы по кредитным выплатам составили бы в пять раз больше: 3,5 и 18 млн долларов США соответственно. А это больше, чем вся чистая прибыль канадского завода в 2012 году.

Стоимость энергоресурсов и транспорта

Газоснабжение. Цена кубометра газа на Юге России порядка 4,6 рубля. В Виннипеге – почти 10,5. И всё же, если сейчас перевести производство в нашу страну, то годовая выгода составит всего 0,66 млн. долларов США. Во-первых, в промышленных масштабах это не много; во-вторых, руководство ОАО «Газпром» ежегодно повышает в России тарифы с целью выхода на равнодоходные цены как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Так что разница тает на глазах.

Энергоснабжение. За киловатт электроэнергии крупные канадские производства платят в переводе на наши деньги 1,7 рубля. В России – 3,7. Таким образом, завод в Канаде ежегодно экономит своим хозяевам около 2,1 млн долларов США.

Грузоперевозки. Цена топлива в Северной Америке ниже российской на 5,5%, а разница в стоимости доставки продукции меньше на 20 рублей за километр. При производстве в России расходы на транспортные издержки составили бы свыше 4 млн. долларов США. А при использовании ж/д транспорта, тарифы на услуги которого постоянно растут, возросли бы до 5,6 млн. долларов США.

Расходы на охрану завода

Завод Ростсельмаша в Ростове-на-Дону содержит целый штат охраны (около 150 сотрудников). В Канаде порядок на производстве обеспечивают всего 4 человека. И то их функции в основном сводятся к контролю пропускной системы. Годовая экономия составляет почти 900 тыс. долларов США.

Излишняя бюрократия

В России учет приходится вести в трех направлениях: бухгалтерский, налоговый и учет в соответствии с правилами Международных стандартов финансовой отчетности. У канадцев все проще – единая форма учета.

Большие проблемы в нашем государстве связаны с ведением документооборота. Если в Северной Америке на одну хозяйственную операцию составляется, к примеру, один документ, то в России от 2 до 5, чаще всего ещё и в бумажном варианте.

Усиленный контроль со стороны фискальных органов – проблема, актуальная только для на нашей страны. Необходимость предоставления большого количества отчетных документов и частые проверки сильно осложняют деятельность. Только за 2012 год ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» предоставил около 41 тысячи документов и прошел 167 проверок. Предприятие вынуждено содержать целый штат бухгалтерии численностью до 65 человек. На канадском заводе всю работу выполняют всего 14 сотрудников, которые тратят на подготовку документации не более 10% своего рабочего времени.

Налоговая нагрузка

Это один из основных моментов, почему производство сельхозтехники выгоднее в Северной Америке. Но обо всем по порядку.

Налог на прибыль. Несмотря на то, что в Канаде он составляет 35%, с учетом различных вычетов, льгот и стимулирования эта цифра уменьшается до 16,7%. В России же ставка – 20%. Канадские власти оказывают большую поддержку промышленности. Прежде всего, речь о налоговых стимулах, касающихся модернизации производств. Например, амортизационный вычет при покупке нового оборудования ежегодно может составлять до 30% от оставшейся суммы. В России это возможно только в первый год после приобретения. Это значит, что в Канаде инвестирование в станки более выгодно.

Другая канадская программа Manufacturing Investment Tax Credit направлена на снижение налоговых вычетов на производственные инвестиции. То есть компании возвращаются до 10% от суммы капитальных вложений. Приведем простой пример. При строительстве нового цеха стоимостью 10 млн. долларов государство автоматически субсидирует заводу 1 млн. долларов за счет снижения на эту сумму налога на прибыль. В России аналога этой программы нет.

Наконец, проведение R&D (Research and Development, исследование и развитие). По нашему – НИОКР, но несколько шире. Суть этой программы в том, что любая компания в Канаде может в течение первого года амортизировать сразу 100% понесенных расходов на новейшие разработки. А дополнительно на ту же сумму снизить ещё и налогооблагаемую базу. По сути, налог на прибыль можно вообще свести к нулю. В России опять же аналог такой программы отсутствует.

Оборотные налоги. Средний оборотный налог в Канаде составляет 10%. В Виннипеге, где расположен завод Ростсельмаша – 12%. В Российской Федерации – 18%.

Прочие налоги. За прошлый год налог на недвижимость для канадского завода составил 1,17 млн. долларов США. В Ростове-на-Дону ставка налога на имущество – 2,2% от балансовой стоимости. Плюс, земельный налог: 95 руб./кв. м. Итого, завод в Канаде заплатил за имущество на 540 тысяч долларов США меньше аналогичного российского. В целом же налоговая разница между Россией и Канадой ежегодно составляет более 26 млн. долларов США в пользу последней.

Государственная поддержка развития производства

Выгодные экономические условия в Северной Америке для производственников подкрепляются успешными госпрограммами. Например, на обучение персонала ежегодно выделяются субсидии до 50% его стоимости. В рамках другой программы можно получить до 150 тысяч долларов США на разработку новых компонентов в машиностроении. А участие в программе Power Smart, направленной на снижение энергопотребления, позволяет оснастить производство спецоборудованием всего за 50% его стоимости.

Обеспечение стабильного внутреннего спроса на сельхозтехнику

Из-за низких процентных ставок по кредитам, получение канадскими сельхозпроизводителями прямых субсидий на приобретение техники – редкость. Тем не менее, объем косвенных мер поддержки превышает российские: 160 долларов США за 1 га земли сельхозназначения в Канаде против 40 в России.

В рамках ВТО канадцы ежегодно субсидируют экспорт сельхозпродукции. Россия, вступив во Всемирную торговую организацию, отказалась от поддержки экспорта.

Большую помощь фермерам оказывают североамериканские власти не облагая налогами и акцизами топливо для сельхознужд. На сэкономленные средства появляется возможность модернизировать и развивать хозяйства.

Конкурентоспособность канадских сельхозпроизводителей на мировом рынке обеспечивают не только эти меры. Риски минимизируются и за счет действия госпрограммы страхования маржи в случае возникновения стихийных бедствий. Как результат, в первом полугодии 2013 года рост продаж тракторов в Канаде составил 8%, комбайнов – 21%, в России же всё наоборот – падение на 13% и 26% соответственно.

Развитие экспорта сельхозмашин

В России, как и в Канаде, есть агентство по развитию экспорта. У нас ЭКСАР, у них EDC. Однако у североамериканцев оно дополнительно страхует экспортные сделки и выдает льготные кредиты под 3,8% годовых. В итоге, например, на рынке Казахстана канадский завод реализует 100% своей продукции, а ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» только 3% с кредитной ставкой в 6%. Конечно, ЭКСАР очень помогает отечественным промышленникам, но до EDC им далеко.

Атмосфера ведения бизнеса

Нельзя сказать, что в России вести бизнес трудно. Трудности есть в любой стране. Тем не менее, канадцы делают всё возможное для обеспечения максимально комфортных условий предпринимателям, производственникам. Так называемая система Just in Time (отсутствие автомобильных пробок в городах, развитая система аэропортов и пр.) позволяет осуществлять поставки комплектующих и готовой продукции со значительной экономией не только на перевозках, но и на содержании складов, оплате работы персонала.

Доступность канадских чиновников самого высокого уровня для деловых кругов – вообще за гранью возможного для России. Наши власть имущие чаще всего закрыты для диалога.

Ну и, наконец, финансовая дисциплина контрагентов. В Канаде существует масса механизмов для её повышения. В России же ей только начинают учиться.

Подведем черту под проведенным анализом. Перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен. Попытка его осуществить приведет к прямым убыткам на сумму более 25 млн долларов США и росту цен на продукцию.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью