Подавляющее большинство россиян весьма негативно относятся к предпринимателям. В сознании людей сложился устойчивый образ русского бизнесмена: жадный, склонный к жульничеству и обману тип. Причина лежит на поверхности: многие люди уверены, что в России нельзя заработать деньги законно. Поэтому любой предприниматель просто должен хоть раз да обмануть, где-то украсть, не заплатить налоги. Вот и президент Дмитрий Медведев многократно сетовал на то, что в России роль бизнеса не только недооценивается, но и носит даже отрицательный характер в глазах общества. «Долго вбивали нам в голову то, что предприниматели – это кровопийцы. Такую ситуацию нужно менять», — отмечает глава государства.
Раз, два и обчелся
Недавно Аналитический центр Юрия Левады задался целью выяснить отношение россиян к отечественным предпринимателям. Полученные данные могут повергнуть бизнесменов в шок, ведь в сознании людей сложился довольно нелицеприятный образ русского предпринимателя.
Так, основными качествами бизнесмена в России респонденты назвали жажду наживы (51%) и склонность к жульничеству и махинациям (41%). Среди прочих нелестных для предпринимателей качеств были названы неразборчивость в средствах достижения своих целей (26%), нежелание честно трудиться (26%), авантюризм (24%), низкий уровень общей культуры (20%), отсутствие деловых навыков (14%), непрофессионализм и некомпетентность (12%).
Справка |
Во всех экономически развитых странах доля людей, работающих в малом и среднем бизнесе, превышает 50% общей численности занятого населения. В Германии, к примеру, 65% всего занятого населения работают на малых предприятиях. В России эта цифра куда меньше. По самым оптимистичным подсчетам – что-то около 20%, это значит, что всенародной нелюбовью пользуются примерно 7-8 миллионов человек. |
Чаще всего негативные оценки российским бизнесменам давали люди в возрасте от 25 до 54 лет, имеющие высшее образование, а также руководители и представители силовых структур. Примечательно, что отрицательно в адрес предпринимателей высказывались и сами представители бизнеса.
Откуда ноги растут?
В Советском Союзе предпринимательство было уголовным преступлением. Однако желающих нарушить закон находилось довольно много: спекулянты, цеховики, валютчики. Все они подпадали под определенную статью уголовного кодекса. Кого-то ловили и сажали в тюрьму. Таким образом, воспитывалось определенное неприятие у простых людей — и это воспитание приносило свои плоды.
В 80-х годах XX века началось кооперативное движение: цены у кооператоров были запредельные, а товар часто негодный. Естественно, это не улучшило отношение народа к предпринимателям. В 90-х годах на смену кооперативам пришли приватизация, финансовые пирамиды, китайские рынки и ларьки. Все это было густо «сдобрено» бандитскими разборками, переделами собственности и обширной криминальной хроникой в новостях.
В новом веке ситуация немножко улучшилась. На смену рынкам пришли торговые центры, ларьки заменили супермаркеты и так далее. Стрелять почти перестали. А что можно было поделить — уже поделили. Неизменным осталось одно: простой люд не перестал ругать предпринимателей.
И в ближайшее время не перестанет. Уверена президент Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства Ирина Горбулина. «Очень трудно изжить глубоко внедренное в общественное сознание понятие, что первоначальное накопление капитала неизбежно сопровождается преступлениями и насилием», — подчеркивает она.
Доктор экономических наук, декан экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Иван Бойко отметил, что если бы его спросили: «Каково отношение населения к предпринимателям?», то он бы ответил, что оно отрицательное! Хотя существуют нюансы и полутона, но в целом — отрицательное!
В тоже время, Иван Бойко подчеркивает, что предпринимательство — это тяжелый труд, иногда опасный и неприятный. Многие занимались и занимаются им только потому, что нужны средства к существованию, а не из любви к собственному бизнесу. Ну а в негативном отношении населения к бизнесменам Иван Бойко отчасти винит средства массовой информации.
«По телевизору что показывают? Одного бизнесмена убили, другого посадили, третий опять проворовался, — говорит он. — Вы думаете, такие сведения привлекают народ к предпринимательству? Почему бы не показать, что предприниматель своими волей и силами наладил производство такого-то ценного продукта, оказывает ценную услугу. Вот он платит налоги, вот он полезен обществу…».
Повернись к лесу передом…
Другими словами, бизнес должен повернуться лицом к людям. Многие отечественные экономисты убеждены, что на Западе социальная ответственность — не что иное, как форма пиара, способ минимизации издержек компании. Профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев поэтому считает, что единственный путь устранения неприятия со стороны населения — убеждение словом и делом, что деятельность бизнесменов не только неизбежна, раз уж у нас есть частная собственность, но и полезна другим.
Это интересно! |
Бизнес-идея: производство колбасы Бизнес-идея: изготовление блинов Бизнес-идея: производство и продажа кваса Бизнес-инкубатор — двигатель |
Конечно, построить детский сад, взять шефство над школой, назначить гранты в университетах – могут позволить себе далеко не все бизнесмены. Но сделать, например, скидки для малоимущих и пенсионеров — по силам каждому. По этому пути уже идут многие отечественные компании, и чем больше их будет, тем лучше станет отношение общества к бизнесу.
Президент общественного объединения «ОПОРА России» (в него входят представители малого и среднего бизнеса) Сергей Борисов считает, что для изменения отношения к предпринимателя, должно смениться несколько поколений россиян. Хотя чего-то можно достигнуть уже сейчас, причем «малой кровью». Например, если прекратить негативный пиар предпринимательства на телевидении, как на самом мощном рычаге влияния на общество.
Тем не менее…
И все-таки Россия — удивительная страна. Несмотря на то, что у нас предприниматель чуть ли не главный враг, стать таковыми хотят 39 процентов россиян. Именно такие данные получила компания Kelly Services в результате недавно проведенного исследования.
Парадокс, но при своей нелюбви к бизнесменам открыть собственно дело россияне хотят куда сильнее, чем жители развитых европейских стран и США. Например, в Северной Америке о собственном бизнесе мечтают лишь 18 процентов населения, а в Германии и вовсе 9 процентов!
Логично, что больше всего о своем деле грезит российская молодежь в возрасте от 18 до 29 лет (так называемое поколение Y). Люди более старшего возраста (от 30 до 47 лет) оказались менее самостоятельными — среди них стать предпринимателями хотят лишь 29 процентов.
Как видно, несмотря на не самое лучшее отношение к частному капиталу, в России существует большая группа людей, которые хотят и готовы развивать свой бизнес. Очевидно, отношение окружающих для них не так уж и важно. Куда важнее для будущих бизнесменов, как будет относиться к новоявленным предпринимателям государство: помогать или душить? Для них сегодня это, пожалуй, главный вопрос.