14:14, 24 июня 2010   Просмотров: 1521

Россияне не любят бизнесменов, но хотят быть ими

Автор:

Иван Перминов
Фото с сайта iolis.ru

Подавляющее большинство россиян весьма негативно относятся к предпринимателям. В сознании людей сложился устойчивый образ русского бизнесмена: жадный, склонный к жульничеству и обману тип. Причина лежит на поверхности: многие люди уверены, что в России нельзя заработать деньги законно. Поэтому любой предприниматель просто должен хоть раз да обмануть, где-то украсть, не заплатить налоги. Вот и президент Дмитрий Медведев многократно сетовал на то, что в России роль бизнеса не только недооценивается, но и носит даже отрицательный характер в глазах общества. «Долго вбивали нам в голову то, что предприниматели – это кровопийцы. Такую ситуацию нужно менять»,  — отмечает глава государства.

Раз, два и обчелся

Недавно Аналитический центр Юрия Левады задался целью выяснить отношение россиян к отечественным предпринимателям. Полученные данные могут повергнуть бизнесменов в шок, ведь в сознании людей сложился довольно нелицеприятный образ русского предпринимателя.

Так, основными качествами бизнесмена в России респонденты назвали жажду наживы (51%) и склонность к жульничеству и махинациям (41%). Среди прочих нелестных для предпринимателей качеств были названы неразборчивость в средствах достижения своих целей (26%), нежелание честно трудиться (26%), авантюризм (24%), низкий уровень общей культуры (20%), отсутствие деловых навыков (14%), непрофессионализм и некомпетентность (12%).

Справка
Во всех экономически развитых странах доля людей, работающих в малом и среднем бизнесе, превышает 50% общей численности занятого населения. В Германии, к примеру, 65% всего занятого населения работают на малых предприятиях. В России эта цифра куда меньше. По самым оптимистичным подсчетам – что-то около 20%, это значит, что всенародной нелюбовью пользуются примерно 7-8 миллионов человек.

Чаще всего негативные оценки российским бизнесменам давали люди в возрасте от 25 до 54 лет, имеющие высшее образование, а также руководители и представители силовых структур. Примечательно, что отрицательно в адрес предпринимателей высказывались и сами представители бизнеса.

Откуда ноги растут?

В Советском Союзе предпринимательство было уголовным преступлением. Однако желающих нарушить закон находилось довольно много: спекулянты, цеховики, валютчики. Все они подпадали под определенную статью уголовного кодекса. Кого-то ловили и сажали в тюрьму. Таким образом, воспитывалось определенное неприятие у простых людей — и это воспитание приносило свои плоды.

В 80-х годах XX века началось кооперативное движение: цены у кооператоров были запредельные, а товар часто негодный. Естественно, это не улучшило отношение народа к предпринимателям. В 90-х годах на смену кооперативам пришли приватизация, финансовые пирамиды, китайские рынки и ларьки. Все это было густо «сдобрено» бандитскими разборками, переделами собственности и обширной криминальной хроникой в новостях.

В новом веке ситуация немножко улучшилась. На смену рынкам пришли торговые центры, ларьки заменили супермаркеты и так далее. Стрелять почти перестали. А что можно было поделить — уже поделили. Неизменным осталось одно: простой люд не перестал ругать предпринимателей.

И в ближайшее время не перестанет. Уверена президент Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства Ирина Горбулина. «Очень трудно изжить глубоко внедренное в общественное сознание понятие, что первоначальное накопление капитала неизбежнСоветский кооперативо сопровождается преступлениями и насилием», — подчеркивает она.

Доктор экономических наук, декан экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Иван Бойко отметил, что если бы его спросили: «Каково отношение населения к предпринимателям?», то он бы ответил, что оно отрицательное! Хотя существуют нюансы и полутона, но в целом — отрицательное!

В тоже время, Иван Бойко подчеркивает, что предпринимательство — это тяжелый труд, иногда опасный и неприятный. Многие занимались и занимаются им только потому, что нужны средства к существованию, а не из любви к собственному бизнесу. Ну а в негативном отношении населения к бизнесменам Иван Бойко отчасти винит средства массовой информации.

«По телевизору что показывают? Одного бизнесмена убили, другого посадили, третий опять проворовался, — говорит он. — Вы думаете, такие сведения привлекают народ к предпринимательству? Почему бы не показать, что предприниматель своими волей и силами наладил производство такого-то ценного продукта, оказывает ценную услугу. Вот он платит налоги, вот он полезен обществу…».

Повернись к лесу передом…

Другими словами, бизнес должен повернуться лицом к людям. Многие отечественные экономисты убеждены, что на Западе социальная ответственность — не что иное, как форма пиара, способ минимизации издержек компании. Профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев поэтому считает, что единственный путь устранения неприятия со стороны населения — убеждение словом и делом, что деятельность бизнесменов не только неизбежна, раз уж у нас есть частная собственность, но и полезна другим. 

Конечно, построить детский сад, взять шефство над школой, назначить гранты в университетах – могут позволить себе далеко не все бизнесмены. Но сделать, например, скидки для малоимущих и пенсионеров — по силам каждому. По этому пути уже идут многие отечественные компании, и чем больше их будет, тем лучше станет отношение общества к бизнесу.

Президент общественного объединения «ОПОРА России» (в него входят представители малого и среднего бизнеса) Сергей Борисов считает, что для изменения отношения к предпринимателя, должно смениться несколько поколений россиян. Хотя чего-то можно достигнуть уже сейчас, причем «малой кровью». Например, если прекратить негативный пиар предпринимательства на телевидении, как на самом мощном рычаге влияния на общество.

Тем не менее…

И все-таки Россия — удивительная страна. Несмотря на то, что у нас предприниматель чуть ли не главный враг, стать таковыми хотят 39 процентов россиян. Именно такие данные получила компания Kelly Services в результате недавно проведенного исследования.

Парадокс, но при своей нелюбви к бизнесменам открыть собственно дело россияне хотят куда сильнее, чем жители развитых европейских стран и США. Например, в Северной Америке о собственном бизнесе мечтают лишь 18 процентов населения, а в Германии и вовсе 9 процентов!

Логично, что больше всего о своем деле грезит российская молодежь в возрасте от 18 до 29 лет (так называемое поколение Y). Люди более старшего возраста (от 30 до 47 лет) оказались менее самостоятельными — среди них стать предпринимателями хотят лишь 29 процентов.

Как видно, несмотря на не самое лучшее отношение к частному капиталу, в России существует большая группа людей, которые хотят и готовы развивать свой бизнес. Очевидно, отношение окружающих для них не так уж и важно. Куда важнее для будущих бизнесменов, как будет относиться к новоявленным предпринимателям государство: помогать или душить? Для них сегодня это, пожалуй, главный вопрос.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Турта В.Г. Раработчик Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ)28.06.2010

Капитализм здесь эволюционирует.
Сначала бандиты, затем торгаши. А вот успеем ли мы здесь стать предприянимателями? Мы это те кто создает новые технологии. Сомневаюсь! Тяжело нам здесь. Устроишься
на работу, там административная сволочь начинает вычислять как отпаразитироваться на твоих мозгах, увольняешься - безденежье.
Если не успеет капитализм здесь достичь в кратчайшие сроки
уровня запада, где на вершине, человек создающий прежде всего новейшие технологии... Горе всем здесь будет!
Гарантирую.

Турта В.Г. Раработчик Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ)28.06.2010

Капитализм здесь эволюционирует.
Сначала бандиты, затем торгаши. А вот успеем ли мы здесь стать предприянимателями? Мы это те кто создает новые технологии. Сомневаюсь! Тяжело нам здесь. Устроишься
на работу, там административная сволочь начинает вычислять как отпаразитироваться на твоих мозгах, увольняешься - безденежье.
Если не успеет капитализм здесь достичь в кратчайшие сроки
уровня запада, где на вершине, человек создающий прежде всего новейшие технологии... Горе всем здесь будет!
Гарантирую.

Виктор Вальчук, консультант АРБ - консалтинг27.06.2010

По - моему, исследование грешит обобщением и искажает реальную картину. Кого именно имел в виду гражданин, когда отвечал на вопрос о качествах предпринимателя? Мне представляется, каждый имел в виду что - то свое. Но прежде всего - того предпринимателя, которого демонстрирует наши СМИ. А кого они демонстрируют? Конечно тех, кто попал в нелицеприятные истории, громкие скандалы, и прежде всего - олигархов. Именно эти сюжеты прежде всего и формируют отношение к предпринимателям. Думаю, что если бы вопрос исследования ставился по - другому, давал возможность отдельно оценить олигархов, и тех, кто своим тяжелым трудом создает и развивает малый бизнес, ситуация выглядела бы иначе. Это подтверждает то, что люди на самом деле стремятся стать предпринимателями (39!). Ведь не олигархами же они хотят стать! Любой здравомыслящий человек понимает, что времена эти уже прошли и предпринимательство - просто способ реализовать себя и увеличить свой доход. То есть именно этот вопрос на мой взгляд и говорит о настоящем отношении к предпринимательству.