CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Другое   Америка подставила «Газпром»

Америка подставила «Газпром»

Добавлено: 28.01.2010

Америка подставила «Газпром»

Текущие экономические условия заставляют компании и предприятия искать нестандартные пути выхода из кризисной ситуации и тщательнее прорабатывать методы освоения и удержания рынков. Подобные тенденции не обошли стороной и крупные монополии. На днях вопросы маркетинговой политики компании в условиях финансово-экономического кризиса рассматривал Совет директоров «Газпрома».

«Бриллианты» обмельчали

Основой совещания стал доклад заместителя председателя правления «Газпрома», главы «Газпром экспорта» Александра Медведева. В нем четко обозначились главные проблемы. Во-первых, падение экспорта в 2009 году. Во-вторых, существенное ослабление позиций «Газпрома» в США и рост потребления иностранными партнерами сжиженного газа собственного производства.

По данным газеты «Коммерсант» , которой удалось ознакомиться с текстом доклада, объемы экспортного газа упали до 140 миллиардов кубометров. Причем Европейский союз снизил свои запросы на 44 миллиарда кубометров. газпромНапрямую о финансовых потерях «Газпрома» в докладе не говорится, но издание приводит фразу Медведева о том, что предполагаемая выручка компании от экспорта газа за прошлый год «составит 40-42 миллиарда долларов против 64 миллиардов в 2008 году».

Не последнее место в череде убытков занимает газовый конфликт с Украиной в начале прошлого года. В январе 2009 года, по оценке Медведева, «Газпром» потеряла два миллиарда долларов на списании Европе четырех с половиной миллиардов кубометров газа. По информации газеты «Ведомости» , потери приблизилась к трем миллиардам долларов.

Неутешительна ситуация и в своем отечестве. Несмотря на то, что «Газпром» является единственным поставщиком газа в регулируемом секторе российского рынка, ему на пятки наступают независимые компании. По данным пресс-центра «Газпрома», объемы продаж на внутреннем рынке за последние три года снизились. Так что руководство компании, еще в конце прошлого года заявлявшее в прессе о своих радужных перспективах, не смогло не признать необходимость корректировки стратегической политики на газовом рынке.

Сланцевая лихорадка

Падение экспортных продаж Александр Медведев объяснил тремя основными причинами. Но все они имеют под собой одну подоплеку — наступление на импортные рынки сжиженного природного газа (СПГ).

Во-первых, это наращивание производственных мощностей СПГ в Катаре. Помимо увеличения объемов на 67 процентов до 167 миллиардов кубометров, начиная с весны, он активно демпинговал в Европе. По словам Медведева, даже долгосрочные контракты «Газпрома» в ценовом плане были вдвое дороже. Параллельно с этим увеличили свою производительность и регазификационные терминалы самого Европейского союза. В итоге обратимость сжиженного газа в обычный возросла в Европе на 70 миллиардов кубометров.

газ

Однако основной причиной падения экспорта стало закрытие американского рынка. Оно связанно с усилившейся в США добычей газа из нетрадиционных источников. Речь идет о так называемом сланцевом газе, получаемом из месторождений сланца.

«Если несколько лет назад ни одна из известных нам организаций не прогнозировала быстрый рост добычи газа в США, то сегодня практически все компании говорят о перспективности добычи сланцевого газа, которая может коренным образом изменить весь мировой газовый рынок», — говорится в докладе Александра Медведева.

Мало того, что Америка по некоторым прогнозам в скором времени сможет обеспечивать себя газом самостоятельно, избыток СПГ она уже переправляет европейцам. Кроме этого, США проявляют повышенный интерес к сланцевым месторождениям в Европе. Если принять во внимание тот факт, что стоимость этого газа в три раза ниже европейских цен на продукцию «Газпрома», то ситуация на самом деле начинает выглядеть напряженной.

штокман

Изменения на газовом рынке, уже получившие с легкой руки The New York Times название «сланцевой лихорадки», ставят под угрозу освоение Штокмановского месторождения«Газпрома» в Карелии. Изначально оттуда планировалось поставлять СПГ на рынки США, Канады и Европы. Хотя напрямую в докладе Медведева об этом и не упоминалось, злые языки начали поговаривать о целесообразности дальнейших инвестиций «Газпрома» в Штокман.

Третьей причиной снижения продаж глава «Газпром экспорта» считает несовершенство девятимесячного срока привязки российского газа к корзине нефтепродуктов. По утверждению экспертов, у других стран-производителей этот срок значительно короче — от трех до шести месяцев.

Итак, «Газпром» признал: в ближайшее время его ожидает жесткая конкуренция на мировом газовом рынке. Просчитать возможные последствия пока непросто.

Если даже Россия смирится с потерей американского рынка, то на европейском царит полная неопределенность. Цена на будущий газ будет определена только после того, как станет ясно, насколько затратными окажутся разработки сланцевых месторождений Европы, запасы которых оцениваются в 15 триллионов кубометров.

Эту песню не задушишь, не убьешь

Однако сдаваться российский гигант не собирается. Корректировка маркетинговой политики пока что никоим образом не предполагает коренных изменений. Основную ставку «Газпром» продолжает делать на систему долгосрочных контрактов.

По официальной информации компании, со второй половины 2009 года объемы поставок в дальнее зарубежье начали расти, а в четвертом квартале на 19 процентов превысили европейские продажи аналогичного периода 2008 года. Если при этом будет принят ряд мер по повышению их конкурентоспособности, вряд ли Европа когда-либо полностью откажется от российского газа. В частности, уже ведется работа по ценовой оптимизации и диверсификации экспортной газотранспортной структуры в плане разработки альтернативных маршрутов и обеспечения более эффективного управления газовыми потоками.

трубопровод

Освоение новых рынков — второе перспективное направление. В частности, «Газпром» повернулся на Восток. В настоящий момент идет активная проработка и внедрение проекта поставок природного газа в Южную Корею.

Вместе с этим расширяется внутренний газовый рынок. Продолжается освоение месторождений и создание системы добычи и транспортировки газа в Сибири и на Дальнем Востоке. Наращиваются темпы газификации российских регионов. Наличие активов в энергетическом бизнесе позволяют «Газпрому» получать дополнительную прибыль путем повышения эффективности и снижения себестоимости переработки газа в электроэнергию. К тому же, в будущем планируется строительство новых электростанций и модернизация существующих.

Так что говорить о кризисе «Газпрома» пока рано. Один факт — по итогам 2009 года он переместился на одну позицию вверх с одиннадцатого места в рейтинге 50 крупнейших нефтегазовых компаний мира, который составляет аналитическая компания PFC Energy.  

Так что теперь «Газпром» входит в первую десятку этого рейтинга, наряду с китайским PetroChina и американским ExxonMobil. Если кто-то захочет отвоевать занятые россиянами позиции, то можно гарантировать — битва будет жаркой.


Наталья Дернова
Фото с сайтов open-business.ru, b-port.com, newsru.com, moygorod.de, perevodika.ru

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/other/other_527.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru