CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Потребрынок   Адвокат Ирина Цветкова: «Права потребителей важнее финансовых аппетитов производителей алкоголя»

Адвокат Ирина Цветкова: «Права потребителей важнее финансовых аппетитов производителей алкоголя»

Добавлено: 21.05.2013

Адвокат Ирина Цветкова: «Права потребителей важнее финансовых аппетитов производителей алкоголя»

В последние два года в России предпринимаются попытки законодательно ограничить оборот ПЭТ-тары на рынке алкоголя. Однако пока подобные инициативы блокируются «пивным» лобби, действия которого, по мнению адвоката Ирины Цветковой, ущемляют интересы рядовых потребителей.

Научно доказано, что употребление алкогольных напитков, разлитых в ПЭТ-тару, может иметь непредсказуемые последствия для здоровья. Согласно исследованиям, которые проводились Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова и Институтом биохимической физики им. Н. М. Эмануэля (подразделения РАН), хранение алкоголя (в частности, пива) в ПЭТ-таре приводит к выделению из нее химического вещества дибутилфталата. При попадании в организм человека дибутилфталат может наносить вред здоровью, в частности эндокринной и нервной системе, может являться одной из причин онкологических заболеваний. Это яд, вызывающий токсический гепатит.

Утилизация ПЭТ-тары наносит непоправимый вред экологии. В России (в отличие от европейских стран) не применяется раздельный сбор бытовых отходов. Из-за высокой себестоимости их сортировки (с отделением ПЭТ-тары, подлежащей вторичной переработке) значительные объемы пластиковой тары попадают на свалку. При ее сжигании выделяется диоксин – самый токсичный из всех небелковых ядов, действие которого в десятки и сотни тысяч раз сильнее цианидов, стрихнина и ряда других веществ. При этом технологий, которые позволили бы полностью исключить выделение диоксина в окружающую среду, на мусороперерабатывающих предприятиях сегодня не применяется. Период разложения полиэтилентерефталата в природных условиях – сотни лет.

Продажа пива в бутылках большой емкости (два и более литра) создает предпосылки для развития алкоголизма. Пиво в ПЭТ-таре дешевле, чем в стеклянных бутылках, а значит более доступно широкому кругу потребителей, в том числе молодежи. Эти и другие проблемы усугубляются еще и тем, что около 70% пива разливается в России в низкокачественную ПЭТ-упаковку. Значительные объемы ПЭТ-тары производятся на компактном, зачастую нелегально установленном оборудовании. Отсутствует полноценная система контроля над производством ПЭТ-упаковки (в то время как, например, технологии производства стеклотары строго регламентированы). 

По мнению адвоката Ирины Цветковой, масштабы проблем таковы, что необходимо создать законодательные механизмы, регулирующие использование ПЭТ-тары. Такие попытки предпринимались неоднократно, однако все они неизменно упирались в сопротивление производителей пива, ПЭТФ и ПЭТ-преформ. Что, впрочем, неудивительно. Цена вопроса – почти полмиллиарда долларов в год: такова сумма возможных потерь только производителей пластиковой упаковки в случае введения законодательных ограничений. Кроме того, почти в три раза может уменьшиться прибыль пивоваренных компаний.

Два года назад обсуждался техрегламент Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», который предусматривал запрет на производство и оборот алкогольной продукции в ПЭТ-таре. Однако затем это требование было исключено под давлением Федеральной антимонопольной службы, которая направила в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента. Отклонены поправки к 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В конце 2012 года Росалкогольрегулирование отказалось от идеи запрета на пластиковые бутылки для розлива пива.

Главным аргументом «пивного» лобби являются экономические и социальные риски запрета, который якобы разорит предприятия, производящие пластиковые бутылки, ПЭТ-преформы, гранулят. Резко сократится количество рабочих мест. Считается, что запрет на выпуск пива в ПЭТ-бутылках повлечет за собой сокращение объемов всего ПЭТ-рынка и, как следствие, рост себестоимости ПЭТ-упаковки. Это приведет к удорожанию напитков и продуктов самого дешевого сегмента, в том числе молока, растительного масла, детского питания, минеральной воды, что скажется прежде всего на средне- и малообеспеченных группах граждан.

Следует, однако, заметить, что столь фатальные прогнозы не подтверждаются международным опытом. В некоторых странах применение ПЭТ-тары для алкоголя запрещено либо существенно ограничено. Например, Казахстан (партнер России по Таможенному союзу) законодательно запретил ПЭТФ еще в 2004 году, однако никакого коллапса в пивной и смежных с ней отраслях до сих пор не случилось. Не вполне понятно, к каким негативным последствиям может привести сокращение количества точек продаж алкоголя. Их в нашей стране около 400 тысяч – одна точка на 350 человек. В то время как среднеевропейский уровень примерно в 10 раз ниже.

Создание правовых механизмов, регулирующих оборот ПЭТ-тары, позволило бы снять не только вопросы, связанные с защитой прав потребителей и безопасностью, но и решить некоторые социальные проблемы, связанные с употреблением спиртных напитков. Тем более что защита жизни и здоровья граждан имеет приоритетное значение по отношению к экономическим интересам игроков алкогольного рынка», – уверена адвокат Ирина Цветкова. По ее мнению, необходимо вернуться к обсуждению проблем использования ПЭТ-тары при разработке техрегламентов, регулирующих безопасность упаковки. Основными критериями норм технического регулирования производства и оборота алкогольной продукции должны стать, наконец, качество и безопасность продукции.

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/market/market_1269.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru