Ни для кого не секрет, что за Китаем закрепилось звание мировой производственной площадки номер один. Действительно, на подавляющем большинстве товаров нетрудно найти этикетку «Made in China». Объясняется это просто – долгие годы выпускать почти любые товары в Китае было дешевле и выгоднее, чем на родине брендов. Но постепенно картина начала меняться.
Основные причины того, что Китай стал главной производственной площадкой мира: трудолюбие, усидчивость и исполнительность китайцев, при низких материальных требованиях. Другими словами, китайцы работали хорошо и много, при этом труд их обходился очень дешево.
Поэтому многие компании перенесли все производство в Китай. Хотя головные офисы оставались на родине, например, в Европе или США. В итоге в развитых странах уже выросло поколение-два, которые вообще не знают, что такое продукция, созданная в родной стране.
Итак, проблема возникла с оплатой труда. В последнее время аппетиты китайцев стали расти. Не без участия властей страны. Так, в 2010 году средняя зарплата на китайских фабриках прибавила 10 процентов.
По словам представителей российских компаний, у которых есть производства в Китае, в 1999 году рабочие были готовы трудиться 7 дней в неделю по 12 часов всего за 100 долларов в месяц. Сейчас же никто не готов работать больше шести дней, и это притом, что суббота оплачивается по двойному тарифу, а зарплата выросла до 400-500 долларов.
С первого января 2012 года власти Пекина подняли минимальную зарплату на 8,6 процента – до 1500 юаней в месяц, что соответствует примерно 185 евро. В среднем по стране в 2011 году зарплаты выросли на 20 процентов. Основную причину этого эксперты видят в дефиците рабочей силы. Ведь сегодня основу экономически активного населения составляют китайцы, родившиеся после 1980 года.
Тогда в стране была введена программа контроля рождаемости. В итоге сейчас рабочих рук не хватает, от чего пострадали в первую очередь те, кто использует низкооплачиваемый труд.
«В сложившейся ситуации не так уж и много удивительного, — подчеркивает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. — Экономики развитых стран, как ЕС, так и США, находятся в сложном положении, в странах Запада падает производство и высок уровень безработицы. С другой стороны, азиатские страны, производство в которые в свое время было перенесено из соображений экономии, с каждым годом увеличивают расходы на фонд оплаты труда работников, что сказывается на себестоимости производства продукции. Данное обстоятельство, наряду с ответственностью граждан те же США за собственное будущее способствует росту их интереса именно к отечественной продукции. К тому же, как минимум одно-два поколения выросли на «неродной» продукции, и сформировался определенный отложенный спрос на отечественную продукцию».
Возвращение на родину
Рост зарплат и других производственных издержек, наблюдаемый в Китае уже несколько лет, привел к любопытному результату. Это то, что многие производственные компании либо уже перенесли свои сборочные площадки из страны, либо задумались над этим. Многие переехали во Вьетнам, Камбоджу, Бангладеш. А другие решили вернуть производства на родину.
Например, многие американские компании или уже перенесли производство в США, или задумались над этим. И это компании, которые 10-20 лет назад решили перенести производство из штатов в Китай.
Во многом такое возвращение аналитики объясняют ростом зарплат в Китае и падающей производительностью труда. Притом, что в США производительность труда выше, а недавний кризис заставил планку зарплат поползти вниз.
Кроме того, в США произведенная внутри страны продукция стала одним из главных модных трендов. Все чаще жители США готовы заплатить больше за товар с клеймом «Made in USA», нежели за китайскую продукцию.
Ну а дополнительным подтверждением возрождения американской промышленности стало открытие по всей страны магазинов «Made in USA», в которых продают только товары американского производства. Говорят, недостатка в покупателях там нет.
Иван Муравьев
Фото с сайтов topnews.in, wordpress.com, izvestia.ru,