18:24, 22 сентября 2017, Производство кирпича   Просмотров: 131

Кризис в отрасли производства кирпича в России

Начиная с апреля 2015 г. российское производство керамического кирпича падало вплоть до мая 2017 года, затем начался отскок. Ситуацию на этом рынке отражает таблица, составленная по данным Росстата. 

Лидерами по выпуску этой продукции являются ООО "ЛСР. Стеновые", ООО "Винербергер кирпич", ООО "ОСМИБТ", ОАО "Славянский кирпич", АО "Норский керамический завод", ОАО "Голицынский керамический завод".

В июне 2017 года производство керамического кирпича увеличилось на 9% к маю 2017 года, но по сравнению с июнем 2016 оно показывает отрицательную динамику на 5 %. Эксперты отмечают прямую корреляцию с рынком цемента. Отметим также, что кирпич в отличие от строительных камней из газосиликата или ячеистого бетона может храниться годами на открытых площадках, поэтому многие кирпичные заводы даже при снижении спроса работают на склад.

Годы

2013

2014

2015

2016

Январь – Июнь 2017

Объем производства, млн усл. кирпичей

7119

7365

6788

5 575

2389

Темпы роста, % г/г

104.7%

 

103,4%

 

92.2%

 

82,1 %

 

90%

 

В то же время в России из-за гигантских размеров страны существует несколько региональных рынков. Дело в том, что железнодорожная перевозка кирпича более чем на 1000 км теряет всякий экономический смысл, если же использовать автотранспорт – не более 300-400 км

Больше всего керамического неогнеупорного строительного кирпича в (млн усл. кирпичей) от общего объема за первое полугодие 2017 года, как и в 2016 году, произведено и реализовано в Центральном федеральном округе, являющим самым крупным региональным рынком. Речь идет о наиболее благополучных российских районах - Московском и Петербургском, Поволжье и центре Черноземья.

Самый большой спрос на керамический кирпич в процентном соотношении к общему объему наблюдается в Калининградской области, где на строительство из этого стенового материала приходится 45% всех новых домостроений. Жители этого анклава предпочитают покупать квартиры с автономным газовым оборудованием или в кирпичных домах высотой не выше 9-ти этажей. Большинство застройщиков реагируют на эту региональную специфику, объясняя её модой на немецкие дома.

В среднем по стране доля строительства жилья из «красного» кирпича держится на уровне в 18,7—18,8% и занимает второе место после монолитного домостроения.

Более «невеселая» картинка наблюдается по силикатному кирпичу. За первое полугодие 2017 г. объем его выпуска оценивается в 1 012 млн усл. кирп., или на 11% меньше, чем за такой же период годом ранее. Но что интересно, в Уральском и Сибирском  федеральных округах сохранились прошлогодние показатели производства этого стройматериала.

Средняя заводская стоимость силикатного кирпича в России (без НДС и доставки) осталась на уровне лета 2016 года и составила ориентировочно 5 900 руб./тыс. шт. Это, скорей всего, свидетельствует о нулевой рентабельности производства, что является предвестником банкротства.

Негатив в национальном производстве кирпича обусловлен двумя факторами: с сокращением спроса на жилье из-за падения уровня доходов населения и, как следствие, уменьшением инвестиций в основной капитал. В то же время Министерство экономического развития прогнозируют увеличение инвестиций в основной капитал, как минимум, на уровне 2,7 % в год в периоде 2017-2020 годов. Связано это с ростом стоимости нефти на мировых рынках и адаптацией российской экономики к западным санкциям.

В подтверждении прогнозов МЭР Росстат уже зафиксировал рост объема строительных работ: в мае на 3.8%, в июне – на 5.3%. Также улучшается ситуация на ипотечном рынке и выручка застройщиков.

Вследствие этого оживления на рынке наблюдается перестройка значительного числа производителей кирпича, которые стали менять нормы поведения с покупателями. Отмечается, что клиенты стали более разборчивыми и грамотными, и им уже не удается «впарить» плохую продукцию, как это было еще пять лет назад.

Однако текущее улучшение даст передышку далеко не всем. Её вряд ли смогут воспользоваться кирпичные заводы с энергоемкими технологиями, для которых характерно изношенное оборудование. Таких порядка 33% предприятий, которые по-прежнему чувствуют себя очень плохо. Велика вероятность, что они в ближайшие два-три года обанкротятся. Если это произойдет, то российские строители уже в 2020 году столкнутся с острым дефицитом этого экологически чистого стенового материала.

В целом, ситуацию на этом рынке можно охарактеризовать известным выражением, слегка перефразировав его: спасение «утопающих» кирпичных заводов дело самых «утопающих», тем более что буря стихает. 

Оставить комментарий с помощью