00:00, 15 мая 2018, Услуги

Бизнес план: доставка еды

В США идея бизнеса по доставке еды в 2006 году была самой популярной. С той поры востребованность этого бизнеса растет во многих странах, включая Россию. Скромный стартовый бюджет и невысокие риски сделали это дело настоящим хитом среди молодых людей, думающих о своем независимом заработке. Однако успех приходит лишь к тем, кто сумел разработать грамотный бизнес план по доставке еды.

Анализ рынка и целевой аудитории

Как пишет консалтинговая компания OGScapital, которая занимается разработкой высококачественных бизнес планов в США, Великобритании и Канаде, для удачного старта нужно ясное представление о состоянии рынка в регионе, где планируется открытие бизнеса. Во-первых, необходимо изучить ассортимент и прайсы конкурентов, во-вторых, получить данные о платежеспособности клиентуры, которая могла бы заинтересоваться услугами доставки еды. Маркетологи называют это анализом местного рынка.

«Это позволяет отбросить предвзятые представления о бизнесе и начать «с чистого листа», - пишет OGScapital. - Понимание рынка позволит избежать ошибок, которые допущены другими игроками».

Бизнес по доставке продуктов на дом должен быть адаптирован под местные условия. Нет никакого смысла делать то, что делают остальные. Например, если в районе нет службы, которая работает с 8 вечера до полуночи, стоит захватить эту нишу. Тогда целевой аудиторией станут клерки-трудоголики, студенты, командировочные. Анализ местного рынка позволяет узнать стоимость услуги по доставке еды у других операторов. Если сделать чуть дешевле, это может стать конкурентным преимуществом.

Что нужно для открытия доставки еды

Даже в таком, казалось бы, понятном деле, как организация доставки еды, нужна «дорожная карта», в которой четко прописана последовательность шагов. Приведем типовой план, которому рекомендуется следовать. 

Пошаговый план

  • Изучить местный рынок, определиться с ассортиментом, логистикой, с маршрутами доставки.
  • Составить бизнес план с расчетами.
  • Придумать запоминающийся слоган - например, «Закажи у Наты - привезут салаты» - а также яркий простой логотип.
  • Зарегистрироваться в налоговой инспекции, выбрав форму ИП, найти и арендовать небольшой офис с кухней, отвечающей требованиям СЭС для коммерческого приготовления еды и хранения продуктов.
  • Получить разрешение от Санэпидемстанции, Роспотребнадзора, местного органа Пожарной службы, а также оформить договор на вывоз мусора и договор о проведении дератизации, дезинсекции.
  • Приобрести мопеды, оборудование, мобильную кассу, инвентарь, открыть платформу онлайн-платежей для продаж в режиме интернет-магазина и счета мобильных денег, например, Яндекс.Деньги.
  • Разработать сайт службы доставки, прибегнуть к SEO-продвижению, провести рекламную кампанию в интернете.
  • Нанять сотрудников для принятия заказов и экспедиторов для доставки, а также заключить договоры с оптовыми и розничными продавцами, ресторанами.

После этого можно начинать предпринимательскую деятельность.

Как определится с ассортиментом?

По мнению OGScapital, пункты 1–4 являются подготовительными, хотя именно на них закладывается модель бизнеса. При создании плана можно ориентироваться на следующие виды пищи:

Характеристика еды

Потенциальные клиенты

Фаст-фуд (суши, пиццы, гриль)

Студенты, офисные клерки, холостяки

Органические продукты с поля или с фермы

Образованные люди старше 45 лет

Диетические продукты

Люди, страдающие от диабета

Элитные деликатесы

Богатые потребители

Наборы продуктов для семей

Представители эконом класса, поздно возвращающиеся домой

Блюда национальных кухонь

Национальные диаспоры

Конечно, можно нанять консультанта или вообще оплатить дорогостоящие услуги специализированных консалтинговых компаний, однако можно сделать анализ и самому. Тогда придется заплатить только пошлину за регистрацию ИП – 800 рублей.

Персонал

Согласно наблюдениям портала Hosco, сегодня персонал компаний по доставке еды пересаживается на велосипеды. Значит, речь идет о молодых и динамичных людях. С чьей-то легкой руки курьеров называют «официантами по вызову», хотя они не работают в ресторанах. Это выгодно, потому что, во-первых, увеличивается скорость доставки, ведь не нужно стоять в пробках, во-вторых, удешевляется сама доставка, так как отпадает потребность в автомобилях и бензине.

Впрочем, если все-таки требуется автомобиль, например, в плохую погоду, можно воспользоваться службой Uber и Яндекс.Такси, а также каршерингом. При таком подходе проще войти в бизнес, поскольку оплата труда осуществляется ежедневно и по премиально-сдельной системе: 30 – 50% от комиссии. Следовательно, на зарплату вообще можно не закладывать расходы при старте.

Сотрудники обязаны иметь санитарные книжки.

Аренда помещения

Выбирать помещение нужно, отталкиваясь от выбранной модели бизнеса. Если бизнесмен готов предоставлять полный комплекс услуг от приготовления еды до ее доставки, ему понадобится кухня, удовлетворяющая нормам СЭС для общепита. Придется заказать проект, составить смету и выполнить соответствующие строительные работы. Стартовые расходы увеличатся, как минимум, на 500 тысяч рублей. Кстати, на Западе этот формат прижился разве что у тех предпринимателей, у которых уже имелись собственные кафе или столовые.

Если же предприниматель планирует доставлять только готовые обеды из ресторанов, офис может быть совсем небольшим. По большому счету, от помещения можно вообще отказаться. Рекомендуется скачать приложение Bitrix24, с помощью которого удобно вести планирование заданий для мобильного персонала вне офиса. 

Такое же правило распространяется на доставку овощей и фруктов с городских рынков. Важно правильно составлять договора, согласно которым поставщики гарантируют качество продуктов.

Тем, кто решил, что нужен офис, разумно заложить под 3-х месячную арендную плату от 75 до 300 тысяч рублей.

Стоимость аренды в столице достигает 100 тысяч в месяц за комнату в офисном центре, в провинции – 25 тысяч рублей.

Маркетинг и реклама

Маркетинг базируется на анализе местного рынка - который стремительно меняется. Появляются новые конкуренты, старые игроки, напротив, уходят.

Бизнесмен, который планирует начать доставку ресторанной еды, должен составить интерактивную карту района. На ней следует прорисовать наиболее удобные маршруты к адресам, где находятся постоянные клиенты.

С точки зрения маркетологов, бизнес по доставке еды по своему формату очень схож с бизнесом на интернет-магазине. Именно поэтому важно сосредоточиться на сайте, где можно оформлять заказы. Не следует скупиться на SEO-продвижение.

Важно правильно провести рекламную кампанию. Следует опираться на традиционные мероприятия, которые в большинстве случаев дают хорошие результаты. Приведем их:

  • использование рекламных щитов и штендеров
    • в местах скоплений народа;
    • вблизи автозаправок;
    • рядом с ВУЗов и ТРЦ;
  • наклейка рекламы на автомобили доставки (если таковые имеются);
  • наём промоутеров для раздачи рекламных листовок;
  • проведение скидочных акций для первых клиентов;
  • регулярное размещение информации о службе доставки в СМИ.

По этой статье расходы могут оказаться очень крупными – 70-100 тысяч рублей.

Транспорт

Понятно, что доставка предполагает наличие транспорта. В разделе «Персонал» в качестве варианта предлагалось выдать курьерам личные велосипеды или пересадить их на Uber или Яндекс.Такси.

Однако без своих «колес», скорее всего, не обойтись. В США для доставки продуктов применяют такой транспорт:

  • городские велосипеды формата фэтбайк (Fatbike) с широкими шинами, цена от 10 тысяч рублей;
  • 7-ми скоростной электровелосипед с алюминиевой рамой с быстросъемным литиевым аккумулятором на 36V с емкостью от 10,0Ah (запас хода 35 км), цена от 50 тысяч рублей;
  • электрический скутер с быстросъемным литиевым аккумулятором на
    60V с емкостью от 12,0Ah (запас хода до 70 км), зарядка от обычной розетки, цена от 80 тысяч рублей;
  • обычный мопед с двигателем от 110 куб см, цена от 40 тысяч
    рублей;
  • автомобиль-малютка с репутацией надежной машины от 270 тысяч
    рублей.

Для фирмы из 3-х курьеров следует заложить под транспорт 150 тысяч рублей – для покупки, например, 3-х электровелосипедов.

Зимой легкий электротранспорт практически не применяется - а ведь готовая еда чаще всего заказывается в плохую погоду.

«С ноября по март пользуемся Uber или каршерингом, - говорит Сергей Подольский из Питера, владелец фирмы по доставке еды. – Доходность, конечно, сильно падает, зато сохраняется клиентура. Иметь свой автотранспорт накладно, в том числе из-за налогов».

Нужно решить вопрос с формой оплаты за доставку еды. Лучше всего обеспечить курьеров мобильными онлайн кассами, адаптированными под ФЗ-54 и включенными в реестр ККТ. Правда, стоят они недешево: от 20 тысяч рублей за штуку. То есть под эти цели необходимо заложить, как минимум, 40 тысяч рублей.

Таким образом, на оборудование потребуется от 190 тысяч рублей.

Общие расходы

Консалтинговая компания OGScapital считает, что доставка еды как бизнес в принципе не требует больших начальных инвестиций. Это «палочка-выручалочка» для тех, у кого вообще нет денег - только энергия, желание зарабатывать и свой скутер. Тем не менее, без рекламы и транспортного минимума, как правило, не обойтись.

Общие расходы на открытие фирмы по доставке еды могут составить от 150 тысяч рублей для «волка-одиночки» (реклама + электровелосипед + касса).

Рентабельность и окупаемость

Рентабельность и срок окупаемости мало зависят от выбранной модели бизнеса. Модели могут быть такими:

  • «волк-одиночка»;
  • «три товарища»;
  • «футбольная команда».

Стартовые траты на каждого сотрудника примерно одинаковы, как и доходы, которые он приносит. Однако, чем больше курьеров, тем выше суммарная выручка компании. Имея в штате 10 человек, хозяин фирмы легко получает в месяц по 100 тысяч рублей.

Тариф составляет 10% от стоимости заказа, но не менее 300 рублей в домашней зоне.

 «Волки-одиночки» обычно быстро уходят с рынка либо набирают команду в количестве 10 человек. Фирмы формата «три товарища» (курьеры-учредители) больше 2-х лет не живут – распадаются из-за разногласий.  Бизнес на доставке еды требует единогласия.

«Наемный курьер хочет за 2-3 часа работы получить 1 тысячу рублей, выполнив 5-7 заказов, - говорит Сергей Подольский. – С учетом налоговых отчислений и других побочных расходов это составляет примерно две трети выручки каждого работника. Иначе говоря, один сотрудник приносит прибыли не более 500-600 рублей в день”.

По словам бизнесмена Подольского, в теплое время года начальные инвестиции окупаются за 3-5 месяцев. Если старт произведен зимой, точка безубыточности может быть пройдена за 7-8 месяцев.

Заключение

Бизнес на доставке еды на дом хорош тем, что требует минимальных инвестиций и может вестись в одиночку. К минусам дела относятся низкая ответственность курьеров, риск потери товара (уронил во время транспортировки), нестабильность рынка: то густо, то пусто.  Впрочем, современная жизнь по формуле «дом – пробки - работа – пробки – дом» оставляет все меньше времени для похода по магазинам и для проведения вечера у «печки». Следовательно, шансы, что всё получится, с каждым днем становятся выше.

Оставить комментарий с помощью