12:53, 24 января 2018, Услуги

Открываем антикафе: ни минуты без дохода

Если в обычном кафе человек, заказывая легкую закуску, получает право сколько угодно находиться в заведении, то в антикафе – с точностью до наоборот. Здесь платят за минуты пребывания, а чай, кофе, шоколадки, конфеты, печенье являются бонусом. И в антикафе посетители приходят перекусить и отдохнуть, однако заведения двух типов в корне отличаются.

В антикафе на первом месте стоит, образно говоря, пирожное - и чем оно вкуснее, тем больше денег оставит клиент. А цель антикафе - заинтересовать посетителя досугом. Идея такова: чем интереснее человеку в заведении, тем дольше он захочет в нём находиться – а значит, и денег больше оставит. Имеет значение тематика антикафе – заведение может представлять собой кафе тайм для семейных торжеств, зал для молодежного флешмоба, секцию для видеоигр, комнату для деловых встреч и тренингов. Исходя из тематики и составляют бизнес план антикафе.

Клиентура: как не ошибиться с посетителями

Наибольшего успеха достигли те предприниматели, которые правильно определили аудиторию заведения ещё на начальных этапах.

«Поскольку в тайм кафе главный товар - это время пребывания, ориентируйтесь на ту категорию людей, которым здесь будет очень интересно», - советует эксперт по малому бизнесу Игорь Малюгин.

На основании анализа статей в открытой печати, форумов, интервью с бизнесменами, опросов потенциальных клиентов мы составили таблицу по целевым аудиториям.

Целевая аудитория антикафе Что нужно Длительность посещения Особенности аудитории Где расположить
Подростки (15-17 лет) Wi-Fi, видеоигры, настольный теннис, фитнес 3-7 часов Шумные, агрессивные. Владельцу молодежного антикафе придётся разрешать конфликты Рядом со школами и техникумами, в местах тусовки молодежи
Студенты (17-22 года) Wi-Fi, видеоигры, танцпол, вечеринки, караоке, книги 2-8 часов Наиболее комфортная клиентура. Минимум проблем – максимум прибыли Рядом со студенческими кампусами и общежитиями, недалеко от университетов, ночных клубов
Семьи Большой стол, танцпол 4-10 часов Оставляют после себя грязные залы; не приветствуют посторонних, зато хорошо платят Рядом с ресторанами, в популярных местах
Фрилансеры / деловые люди Wi-Fi, тихая среда, тренинги, переговоры 2-5 часов Нуждаются в небольших закрытых комнатах и оргтехнике. Приветствуют клубный тип заведения     В центральных районах, рядом с офисными центрами, в тихих местах недалеко от транспортных развязок   

Знание положительных и отрицательных сторон клиентуры позволит минимизировать, а то и вовсе исключить конфликты между посетителями.

Часто спрашивают, зачем открывать антикафе, ориентированные, к примеру, на подростков, если те склонны к шумному поведению? Во-первых, это полезно для общества. Это социально-ответственный бизнес – а значит, можно попробовать получить поддержку властей. Во-вторых, аренда залов вблизи школ оказывается значительно дешевле, чем в городских центрах, при той же величине трафика.

Как открыть антикафе и сколько денег понадобится

Чтобы открыть антикафе, необходимо действовать следующим образом:

  1. Зарегистрироваться либо как индивидуальный предприниматель, либо как собственник общества с ограниченной ответственностью.
  2. Получить разрешение от Санэпидемстанции, Роспотребнадзора и местного органа Пожарной службы.
  3. Оформить договор на вывоз мусора и договор о проведении дератизации и дезинсекции.
  4. Найти помещение и заключить арендный договор - как минимум, трехлетний.
  5. Разработать бизнес проект, определить перечень ремонтных работ, составить их подробную смету, заложив статью на непредвиденные работы на уровне 15-25 % от сметы.
  6. Подобрать мебель, оборудование и инвентарь, оптимизировать покупки путем поиска вариантов, лучших по соотношению цены/качества.
  7. Объявить кастинг для персонала, добросовестно подойти к подбору сотрудников.
  8. Разработать маркетинговую политику, мероприятия по презентации заведения, календарь выставок и мастер-классов.

После этого уже можно делать на новом антикафе бизнес.

Далее рассмотрим, на что бизнесмену придётся потратить больше всего денег при открытии:

Интерьер

Детализируя проект тайм кафе, предприниматель с одной стороны должен учитывать сроки окупаемости первоначальных трат, с другой – не забывать о привлекательности интерьера. Роскошный зал для бедных студентов - такой же нонсенс, как и танцпол с караоке для фрилансеров.

Лучше всего арендовать помещение, в котором было кафе. Тогда можно сделать косметический ремонт и с помощью опытного дизайнера изменить концепцию заведения. В противном случае придется делать дорогой ремонт. Правда, зал можно будет обустроить в соответствии со своим видением бизнеса, потратив на помещение 100-150 кв. метров до 1 млн рублей.

Мебель, оборудование и инвентарь антикафе

Бизнес план с расчетами должен учитывать расходы на:

  • мебель (включая стойку для бармена и библиотечные шкафы для книг) – 300 тыс. рублей;
  • книги – 20 тыс. рублей;
  • игровые приставки (PS4) и телевизоры 42 дюйма по диагонали (3 комплекта) – 150 тыс. рублей;
  • 1-2 телевизора 55 дюймов в диагонали – 150 тыс. рублей;
  • оргтехника – 80 тыс. рублей;
  • музыкальные центры, в том числе оборудование для ди-джея, проигрыватели виниловых пластинок – 150 тысяч.

Таким образом, понадобиться примерно 750 тысяч рублей.

Начальные капиталовложения могут быть куда меньше, если проявить смекалку, приобретая оборудование и инвентарь на вторичном рынке. Если целевую аудиторию составляют подростки и студенты, то они не обратят особого внимания на то, что техника «б/у».

Дорогой старт не всегда себя оправдывает, а чрезмерная экономия может отпугнуть потенциальных клиентов.

Зоны антикафе

Что касается планировки антикафе, целесообразно разделить зал на зоны: для видеоигр, для отдыха, для фрилансеров, для танцев, и так далее. Обычно это делают на стадии дизайн-проектирования или ремонта. Позже можно сделать перестановку, проанализировав, какие места самые популярные.

Текущие расходы

При планировании следует учитывать и текущие траты. Среди них наиболее весомыми являются расходы на аренду помещения, отплату труда и коммунальные платежи. Так, в провинции съем помещения под антикафе может обойтись предпринимателю в 30 тысяч рублей в месяц. А на персонал из трех работников разумно заложить до 60 тысяч рублей з/п – это уже с учётом бонусов и премий за хорошую работу. Также «в копеечку» влетят электропотребление, вода, канализация, тепло и охрана. Зимой по этим статьям ежемесячные расходы могут доходить до 30 тысяч рублей.

Маркетинг

Мало открыть антикафе – нужно ещё и подумать над тем, как популяризировать его. Маркетинг потребует от собственника очень серьезных усилий, в том числе обращения в местные СМИ. Надеяться на сарафанное радио, конечно, можно. Но лучше действовать активнее. Дело вряд ли сдвинется с мертвой точки без интригующей рекламы и других маркетинговых мероприятий.

Это правило применимо ко всем видам малого бизнеса, но здесь оно особенно актуально. Антикафе для маленького города - новый формат, не каждый посетитель знает особенности таких заведений.

«В провинции антикафе - экзотика. И это, бесспорно, минус для бизнесмена, - считает Игорь Малюгин, наш эксперт. – Поэтому такой проект потребует креатива. Да, можно взять готовый проект, тем более что в интернете на эту тему публикаций – вагон и маленькая тележка. Однако следует учитывать и местную специфику. К примеру, в Новочеркасске можно попробовать опираться на историю атамана Платова, в Таганроге – на чеховскую театральную тусовку, ну а в Находке – использовать рыбацкую тематику».

Сколько удастся заработать?

Сколько денег принесёт антикафе, тоже прописывается в бизнес плане. Считается, что в городе с населением 150 тысяч жителей примерно 50 человек ежедневно будут посещать антикафе в течение первых 6 месяцев. Цифры, безусловно, спорные и, скорее, говорят о случайных посетителях. Маргарита Рашкина советует опираться на такую информацию.

«Зимой заходят погреться, летом отдохнуть от жары, - говорит она, - кто-то просто убивает время в ожидании встречи. Но эти случайные посетители становятся живыми носителями рекламы. Во втором полугодии трафик удваивается, а затем – через год - утраивается».

Средняя цена минуты в антикафе составляет 1.5 рубля. При этом важно, чтобы обычный посетитель проводил в заведении не менее 2.5-3 часов. Таким образом, при трафике 50 человек в день можно посчитать доход:

90 мин * 1.5 рубля * 50 клиентов = 6 750 рублей

6 750 рублей * 30 дней = 202 000 рублей в месяц

Как итог, прибыль такого провинциального антикафе составит 80 тысяч рублей в месяц в первом полугодии, 160 тысяч - во втором полугодии, 240 тысяч – в третьем. При таком раскладе бизнес окупится менее, чем за года. Это очень хороший показатель.

Стоит ли приобретать франшизу?

В интернете можно найти много привлекательных предложений по открытию антикафе по франшизе. В публикациях в этой связи говорится о минимизации риска - в том духе, что антикафе-франчайзи имеет больше шансов закрепиться на рынке. Это актуально, если речь о столице и региональных центрах, но, повторимся, в периферии большое значение имеет местная специфика.

Впрочем, тем, кто считает, что лучше не изобретать велосипед, франшиза подойдёт. Самые известные варианты в таблице ниже:

Франшиза антикафе Паушальный взнос Роялти
"12 комнат" 600 тыс. рублей 3% от оборота, минимум 30 тыс. рублей
"Time Club" 250 тыс. рублей 5% от оборота
"Циферблат" 350 тыс. рублей 5% от оборота

С одной стороны, франчайзер и впрямь может дать ценные советы по поводу получения разрешений от пожарной организации, СЭС, Роспотребнадзора. С другой стороны, не так уж трудно оформить бумаги самому. Достаточно обойти указанные организации и выполнить их требования.

То же самое можно сказать о дизайне, бухгалтерском учете и юридических аспектах. Конечно, с поддержкой знающих специалистов легче войти в бизнес антикафе, но за это придется оплатить паушальный взнос, кстати, немаленький: от 200 до 800 тысяч рублей, а также производить отчисления в 4-5% от оборота по роялти.

«Если бы бренд какой-нибудь сети антикафе был бы "на слуху", то приобрести франшизу, наверное, было бы разумно», - считает Игорь Малюгин. Пока же таких брендов в России нет.

Антикафе для России является относительно новой формой предпринимательства, хотя и быстро набирающей обороты. В этом кроются как плюсы, так и минусы. Есть резон заняться этим бизнесом, если рядом университеты и популярные среди молодежи места. Мы положительно оцениваем перспективы бизнеса. Рынок таких услуг только начал формироваться, поэтому сильной конкуренции здесь предприниматель не встретит.