13:33, 28 мая 2012, Услуги     Просмотров: 83 239    Время чтения: 5 минут

Бизнес-идея: этнический туризм в России

О том, что не всё благополучно с международным туризмом, свидетельствуют финансовые трудности многих туроператоров, ориентированных на зарубежный отдых. Чтобы сохранить прежние масштабы деятельности, турфирмы идут на запредельные скидки, набирают кредиты, а то и вовсе обманывают людей.

«Многое, что раньше привлекало туристов за рубежом, есть уже в России, – на условии анонимности рассказала сотрудница одного ростовского туристического агентства Лена К. – Египет и Турция уже не воспринимается, как что-то сверхъестественное, как это было лет десять назад. Людей заманивают дешевизной, ведь в Европе отдыхать дорого. Нужны новые продукты, и искать их лучше всего в России. Например, сейчас популярность набирает этнотуризм».

«Большинство людей думают, что живут в русском этническом обществе, — комментирует ситуацию этнограф Анна Карягина, — на самом деле, среда, в которой мы обитаем, является смесью советского наследия и европейского влияния. То и другое не имеет ничего общего с русской самобытностью. Не говоря уже о фольклоре, быте, культуре и языках других народов: татар, башкир, чувашей, якутов, коренных народов Северного Кавказа...».

Умом Россию не понять, её нужно увидеть

этнический туризмЧтобы понять Россию и русский дух, надо совершить водное путешествие по великим русским рекам Дон и Волга, уверен директор судоходной компании «Вояж» Александр Макаров.

«Только представьте, вы живете в гостинице, а за окнами меняются ландшафты и появляются новые города. Сегодня вы в Ростове-на-Дону, – рассказывает он. – Прогулялись по улице Большой Садовой. А завтра вы уже вышли на набережную Саратова. Далее ваш путь лежит через Самару, Казань, Нижний Новгород. Затем вы побываете в Москве и Петербурге. Вскоре перед вашими глазами откроется красота острова Кижи, на котором находится всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста. Потом – остров Валаам, и в конце путешествия – Соловецкий архипелаг, с его уникальной изрезанностью берегов и с загадочными массивами валунов. При этом вы не меняете номер своей «гостиницы» и не тратите время и силы на бесконечные переносы багажа. Вы просто отдыхаете и путешествуете с комфортом».

Так уж повелось, что этнический туризм часто называют музейным. Поскольку считается, что национальная самобытность сохранилась только в местах, по сути являющими музеями под открытым небом. «Я организовывала поездки в станицу Старочеркасскую, – рассказывает Светлана Иванова из Ростова-на-Дону. – была очень удивлена, когда подслушала разговор двух парней из Москвы. Один говорил другому, что эта поездка по всем признакам подходит под этнический туризм».

Гид побеседовала с молодыми людьми и выяснила, что казачество имеет неповторимые этнические атрибуты, такие, как индейцы в Америке, бедуины в Аравии, буддийские монахи в Тибете. По словам гида, подобные поездки обычно организовываются при поддержке местного культурно-этнического центра.

этнический туризмКстати, многие туристы просто мечтают воочию увидеть традиционную русскую избу, основное жилище наших предков на протяжении многих веков. «Видел только на картинке, – пишет Сергей Кошкин. – Пришлось ехать в село Августовка Большечерниговского районного историко-краеведческого музея Саратовской области».

Этнический туризм через интернет

Сейчас многие турфирмы разорились, а кадры, которые зарекомендовали себя, как профессионалы высшей пробы, остались не у дел. Одна такая сотрудница, некая Елена Юрьевна сама запустила сайт, на котором предлагает индивидуальные туры. Она утверждает, что может построить «дорожную карту» путешествия, которое обойдется на треть дешевле туров в агентствах, причем практически по любому маршруту.

Однажды к ней обратились граждане Германии, чьи родители были выходцами из немецких общин Поволжья. Она проработала для них тур в Сарепту, бывшую немецкую колонию, территориально расположенную в Волгограде. Известно, что в музее-заповеднике «Старая Сарепта», основанном гернгутерской религиозной общиной, есть дом немецкого колониста, где воссоздан дореволюционный быт волжских немцев. Елена Юрьевна предложила немцам билеты в обе стороны, страховку, гостиницу, автобусные маршруты, рестораны, меню, и даже подробный план, расписанный чуть ли не по часам. Свои услуги она оценила в три тысячи евро.

И в самом деле, возможности всемирной паутины позволяют создавать не только интернет-магазины, но и виртуальные туристические агентства. «Самый главный вопрос – это репутация, – пишет Елена Юрьевна. – Хорошо, если вас знают, например, по прежней работе, где вы зарекомендовали себя, как надежный партнер. Тогда не обязательно встречаться лично, всё можно обсудить по скайпу». Что касается экскурсионного гида, то и это не проблематично. С помощью планшетного компьютера можно посмотреть документальный фильм или прослушать лекцию по пути следования.

Отзывы и пожелания

этнический туризмОднако сами туристы неоднозначно оценивают такие экскурсии. «Галопом по Европам, – написала форумчанка Красотулька. – Я недавно узнала, что мой прадед был казачьим есаулом. Хотелось узнать, как он жил, что ел, что носил, где купался? Ездила в Старочеркасск, а там одни сабли, пушки да нагайки. Исторического быта совсем мало.

Вот здорово было бы пожить в гостинице, максимально приближенной к естественной жизни казаков, узнать их кухню. Например, как это было в последней поездке в Финляндии, где мы спали в самом настоящем замке». При наличии спроса налицо недоразвитость этнического туризма в России.

«Люди любят историю, это факт, – констатирует форумчанин Vasil. – Самые сильные впечатление дают реальные картинки из прошлого. Начинаешь иначе смотреть на жизнь и на людей тоже. Недавно были с женой в Богатырской слободе на берегу Усы в районе Жигулевских гор. Видели деревянный Кремль. Вау! Вообще, есть желание посмотреть, как жили люди разных наций».

«Наскоком этнический туризм, как продукт отдыха, не осилить, – размышляет кандидат исторических наук Игорь Смирнов. – Нужны серьезные инвестиции для организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов. Советую поработать в направлении этнографических фестивалей. Сейчас много людей с деньгами думают о возрождении России как общности разных этносов. Если грамотно к этому подойти, то можно заработать хорошие деньги».

***
Для малого бизнеса этнический туризм является средой, где практически нет конкуренции. Разработка и продажа этого продукта требует креативности и вполне может быть оправдана при наличии господдержки различных фондов. Главное – предложить заинтересованным людям качественно проработанный бизнес-план.

Александр Ситников
Фото с сайта visitperm.ru, stfond.ru, nakhodka-city.ru, news.rufox.ru

Другие материалы рубрики
Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков