Идея создания своего магазина одежды секонд-хенд достаточно популярна среди россиян, которые хотели бы открыть свое дело. В частности, главный администратор одного уважаемого бизнес-форума в одной из тем на своем ресурсе, где как раз обсуждалось данное предпринимательство, сообщил, что «На момент создания этой темы, предыдущую (также посвященную секонд-хенд – прим. EquipNet.ru) просмотрели более 2 миллионов раз».
И это неудивительно. Тем более что бизнес такого рода в наши дни – после девальвации рубля – стал, можно сказать, еще более актуальным.
Скептики говорят о конкуренции со стороны возрождающейся отечественной легкой промышленности, а эксперты, напротив, в этом деле видят своеобразную тихую гавань для стабильного дохода. Попробуем разобраться, кто из них прав…
Главные вопросы
Главное, что интересует бизнесменов, решивших заработать на продаже «вторичной» одежды, – будет ли с этого прок. В частности, отмечается, что на российском рынке уже появились фирмы, которые сами шьют недорогую одежду. Нередко говорится и о характерной для данного бизнеса конкуренции со стороны мощных сетевиков.
«Маловероятно, что новичок сможет с ними конкурировать – разве что действительно торговать на рынке, а не открывать магазин», – выражает сомнение форумчанин Alice_in_Wonderland.
Надо сказать, доля истины в этом имеется, особенно для тех, кто планирует продавать чуть дешевле, чем стоят новые вещи. Вот типичный пример:
«У нас уже есть магазин секонда, но цены едва ли чуть ниже рыночных. Так, китайская юбка продается, как качественная «Турция» – по 900 рублей, а в секонд-хенде случайно встретила очень похожую – за 700 рублей, – удивляется AnutikGuru42. – По сути, на мой взгляд, потерялся весь смысл, вся, так сказать, изюминка такого типа магазина».
Всё это действительно так, но не стоит в таком случае удивляться и частым банкротствам тех, кто именно так ведет бизнес.
С другой стороны, опрос людей, которые, как говорится, «в теме», показывает, что этот бизнес, если вести его грамотно и не заламывать цены, всё-таки приносит доход, хоть и небольшой. «Но все равно это гораздо лучше, чем ничего, тем более в кризис», – утверждают продавцы, которые уже не первый год занимаются этим делом.
Технические детали
Итак, согласимся с утверждением, что, несмотря на конкуренцию со стороны крупных сетей, секонд-хенд можно рассматривать как нишу, точнее тихую гавань в кризис. В большое плаванье, возможно, и не уйдешь, но бурю пересидеть можно. Интересен этот бизнес и небольшими стартовыми вложениями.
«Я знаю людей, которые открывали свою точку секонд-хенда, имея одну тысячу долларов, и остались на плаву», – говорит независимый эксперт по этому сегменту Артур Кошкин. По его словам, задача новичка состоит в том, чтобы найти надежного поставщика и, в идеале, договорится с ним о рассрочке. В то же время бизнес-планы, предлагаемые различными венчурными и консалтинговыми компаниями, советуют стартовать с пяти тысяч долларов, гарантируя более быструю окупаемость.
Что касается конкретики, то для стартапа достаточно будет не более 20-30 кв. метров торговых площадей, при этом первая закупка товара должна быть весом не менее 600 кг. Удачным бизнес будет считаться, если в неделю в среднем будет реализовываться по 80-120 кг «вторичной одежды». Под магазин следует арендовать помещения с прямым выходом на улицу и лучше всего на первом этаже. Если трафик посещений будет меньше 40-50 посещений в первые несколько недель, лучше сменить адрес.
«Вывеска должна быть четкой, но ненавязчивой, – говорит Артур Кошкин. – Что-либо советовать потенциальному покупателю тоже не надо. Психологически это будет неправильно».
Если дело пойдет, как говорит эксперт, то точка безубыточности будет пройдена достаточно быстро – где-то за полгода, после чего доход хозяина магазина будет составлять 20-25% от оборота.
Дельные советы
Традиционно за подсказками обратимся к профессионалам. Несмотря на то, что товарооборот оценивается в кг «вторичной одежды», все-таки лучше держать руку на пульсе, чтобы знать, что лучше пользуется спросом.
К примеру, для начала, чтобы войти в курс дела, следует приобретать оптимально собранные смеси одежды, готовые к продаже – так называемые миксы.
Они бывают самого разного назначения:
Например, детские куртки в мешке весом 12 кг на базе можно купить за 60 долларов. «Покупают секонд-хенд для продажи и через различные интернет-магазины, – говорит Артур Кошкин. – Я недавно купил красивые сумки по $5 за штуку, а выставил по 700 рублей. Улетели».
«Весь товар записываю в тетрадку (лучше в линию):
- артикул (№ мешка – номер вещи по порядку);
- описание товара;
- вес;
- себестоимость (включаю и транспортные расходы);
- цена.
Когда вещь продана – артикул обвожу кружочком. Очень легко просчитать процент проданных вещей из партии, – делится опытом форумчанин Premyera. – Этикетки средние, примерно 5x7. Артикул пишу на оборотной стороне этикетки. Я пользуюсь игольчатым этикет-пистолетом. При этом не нужно подробное описание товара на ценнике».
«Если решили открыть второй магазин, подумайте, не создаете ли вы сами себе конкурента, – дает пищу для размышлений Елена Ящина, хозяйка небольшой сети торговых точек секонд-хенда. – А учет лучше всего вести с помощью экселевских таблиц (Excel 2007-2013), которые удобны для импортирования в базы данных. Там же можно печатать ценники».
Иными словами, в этом бизнесе нужна смекалка и удача, а покупатели найдутся. Тем более что такая форма торговли одеждой, как мы уже говорили, по-настоящему начинает оправдывать себя именно в трудные времена, действительно являясь тихой гаванью в кризис.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru