История вендинговых автоматов началась еще в 1783 году, когда часовщик из Женевы Иоганн Якоб Швепп изобрел сатуратор (аппарат для насыщения жидкости диоксидом углерода), который и стал прообразом первого автоматического продавца авторства Джона Мэтьюса. Активная продажа газированной воды посредством автоматов началась в 1832 году в США, главным образом в аптеках.
«С тех пор принципиальных изменений в конструкции вендинговых автоматов не произошло, — рассказывает инженер-историк Самуил Кацман из Москвы, — правда, с усложнением денег усложнился и приемник купюр и монет, причем, переход на другую валюту часто разорял мелких и средних операторов вендинговых автоматов, как это произошло в Европе, с началом введения евро».
В целом же операторы вендинговых автоматов являются самыми настоящими патриотами этого вида бизнеса.
«Во-первых, эти автоматы – идеальные работники, — уверяет предприниматель Максим Кораблев из Ростова-на-Дону. — Они не требуют зарплаты, не воруют, не прогуливают и готовы работать круглосуточно. Во-вторых, этот бизнес не требует производственных площадей и крупных стартовых вложений, достаточно купить один автомат и арендовать пару квадратных метров в торговом центре, и бизнес пошел. В-третьих, этот бизнес имеет хорошую рентабельность, позволяющую расширять собственную сеть».
Кофе превыше всего
Предприниматель Максим Кораблев не стал изобретать велосипед, и взялся за проверенный продукт — кофе в одноразовых стаканчиках.
«Эта позиция во всем мире является самой востребованной и проверенной временем, — написал он в своем блоге. – Поэтому я решил не рисковать, а пошел по проторенной тропе, пологая, что лучше заплатить чуть больше за аренду в хорошем торговом центре, чем угадывать сиюминутные потребительские настроения на немноголюдных площадках».
Вообще, по мнению большинства игроков этого рынка, максимальную прибыль приносит именно продажа кофе в стаканчиках. Связано это с тем, что кофе является тонизирующим напитком и снимает усталость, так свойственную современному горожанину. По словам предпринимателя, кофе молотый в зернах покупают чаще, чем растворимый, поскольку качество последнего хуже.
Кроме того, «у нас много курящих людей, — комментирует ситуацию со спросом на кофе в стаканчиках, — психолог Андрей Баранов. – Для них существует увязка «сигарета-кофе», а во многих торговых центрах нет места для курения, поэтому вредную привычку замещают стаканчиком кофе».
Так или иначе, причин выпить кофе в общественных местах предостаточно, причем настолько, что у автомата порой выстраиваются очереди.
По следам начинающего бизнесмена
Если есть спрос, значит и должно быть адекватное предложение, которое при разумном планировании бизнеса способно принести хорошую прибыль. Максим Кораблев практически на пальцах пояснил фактический расклад этого бизнеса и источник дохода. По его словам, в супермаркете средней интенсивности один торговый автомат в день может реализовать от 40 до 50 стаканчиков. Особенно высок спрос зимой, после праздников и в сумрачные дни, а минимален – летом в жаркую погоду.
«Себестоимость одного стаканчика составляет примерно семь-восемь рублей, — пишет Кораблев, — таким образом, ориентировочный доход от продажи 40- 50 стаканчиков при средней цене 22-23 рублей за порцию составит 700 рублей в день, из которых вычитается арендная плата (от 500 до 2000 рублей в месяц или бесплатно) и затраты по обслуживанию. В итоге с одной вендинг-машины месячная выручка до налогообложения оценивается от двадцати тысяч рублей».
Понятно, что один, два и даже три автомата может обслуживать сам владелец. «Бизнес «по-взрослому» начинается с десяти и более автоматов, — уверен Самуил Кацман, — в таком случае, придется нанять сотрудника, главной задачей которого будет производственное обслуживание автоматов». На сегодняшний день тариф обслуживания одного автомата в среднем по России составляет 50 рублей в день, соответственно, заработная плата сотрудника, во введении которого находится десять автоматов, составляет 15 тысяч рублей. Поэтому с увеличением числа вендинговых автоматов возрастает и нагрузка на содержание оборудования, правда, непропорционально.
Что надо знать
Безусловно, чтобы много зарабатывать, необходимо правильно расставить автоматы и оптимизировать маршрут их обслуживания, поясняет Кораблев. Выигрывает тот, кто способен переждать потребительский штиль и не упустить пиковый спрос.
«Когда начинаешь получать нормальные деньги, от семидесяти тысяч рублей и выше, — пишет он, — появляется осознание ответственности за бизнес и резко возрастает требовательность к себе и к сотрудникам. Поэтому главный лозунг оператора вендинга – не потеряй ни рубля».
При больших оборотах, когда деятельность оператора подходит под определение розничной торговли, следует, переходит на единый налог на вмененный доход.
Вообще, предприниматели советуют покупать автоматы у проверенных и надежных продавцов, которые дают гарантию. При выборе компании следует обращать внимание на то, осуществляет ли компания сервис. Зачастую, если автомат при наличии заводской гарантии ломается, то его отправляют к производителю. Но есть и такие фирмы, в частности, VendMe, которые не только продают вендинговые автоматы, но и берут на себя все обязательства по их сервисному обслуживанию и ремонту.
Важно это и для того, чтобы не было нежелательных конфликтов с сотрудниками санэпидемстанций, которые с подозрениями относятся к б/у автоматам или автоматам без сервисного обслуживания на месте. Плюс к этому, фирмы-поставщики вендинговых автоматов, как правило, обеспечивают свои поставки послепродажным сопровождением в виде снабжения ингредиентами и системами очистки воды.
Этот бизнес имеет все шансы стать одним из самых успешных в России, поскольку вендинговая ниша еще далека от насыщения. Особенно, если под началом предпринимателя работают идеальные сотрудники – автоматы.
Александр Ситников