Свечи сейчас чаще рассматривают в качестве элемента декорирования домов и заведений или оригинального подарка. В России спрос на этот товар высокий и, по прогнозам, будет расти. Так что производство свечей представляет собой интересную бизнес-идею с небольшими вложениями.
Как правильно организовать дело, что учесть, какую прибыль можно получить – обо всем этом мы расскажем в нашем бизнес-плане.
2. Актуальность бизнеса и краткий анализ рынка
3. Технология изготовления свечей
4. Как открыть свечной бизнес и что нужно?
5. Регистрация бизнеса
6. Оборудование
7. Помещение
8. Сырье и материалы
9. Персонал
10. Реклама и сбыт
11. Рентабельность и окупаемость: финансовый план
12. Риски бизнеса
Какие свечи можно делать в домашних условиях?
В России продают свечи нескольких видов:
- Столовые, бытовые. Обыкновенные свечи, для производства которых используются недорогие материалы.
- Церковные. Делятся на несколько подвидов: для прихожан, служебные, патриаршие, пасхальные, диаконские. Хорошо продаются в храмах, церквях и рядом с ними. Могут быть различных форм и цветов, состоят из воска.
- Декоративные. Выглядят ярко, необычно и очень оригинально. В производстве применяются различные материалы. Они заметно дороже — для их изготовления необходим ручной труд, образ продукта создается дизайнером. Такими свечами украшают помещения, рестораны, их дарят на праздники.
- Ароматические. Во время горения распространяют мягкие ненавязчивые ароматы. Это достигается за счет добавления эфирных масел в расплавленную смесь.
Актуальность бизнеса и краткий анализ рынка
В большинстве регионов России свечи уже давно не используют в качестве источника света, однако в других сферах они остаются востребованными. Свечи нужны для религиозных обрядов разных конфессий, как подарок и элемент декорирования интерьера.
В России работает более десятка крупных производителей свечей: «СОФРИНО», «Омский свечной завод», «Свечной двор», «Вереск плюс». Кроме них есть десятки предприятий меньшего масштаба и частные мастера.
Даже несмотря на множество участников на рынке, вход для новых производителей открыт. По оценкам специалистов, спрос на свечи в стране продолжит расти, и к 2023 году в рамках базового прогноза вырастет на 7%.
Технология изготовления свечей
Стандартная технология производства свечей (литьевой метод) состоит из нескольких стадий.
- Подготавливается форма (матрица). Она смазывается растительным маслом, снизу по центру закрепляется фитиль. Нить крепится в натянутом положении.
- Парафиновая либо другая основа растапливается на водяной бане. Нельзя допускать прямого контакта парафина с огнем. Нагревается сырье до температуры 85-90°С, не выше: при температуре более 200°С парафин взрывается. Лучше раздробить сырье на куски – это ускорит процесс плавки.
- В нагретую смесь добавляют все остальные вещества согласно составу: стеарин, красители, ароматизаторы, добавки. Состав размешивается.
- Жидкая смесь разливается по формам. Свечи застывают в течение нескольких часов и после либо декорируются вручную, либо упаковываются.
Как открыть свечной бизнес и что нужно?
Изготовление свечей мы будем осуществлять на мини заводе, оснащённом полуавтоматизированной линией по производству. Большая часть инвестиций пойдет на закупку техники. Каждый месяц часть денег будет уходить на покупку сырья. Хотя для свечного бизнеса не нужны существенные первоначальные вложения.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для бизнеса по производству свечей.
Расходная статья |
Цена, руб. |
Регистрация |
10 тыс. |
Аренда помещения, 30 кв. м |
25 тыс. |
Оборудование |
500 тыс. |
Сырье (на месяц при полной загрузке) |
600 тыс. |
Заработная плата, 4 чел. |
120 тыс. |
Дополнительные расходы |
100 тыс. |
Итого |
1,355 млн |
Расчеты актуальны для города с населением до 1 млн чел. К дополнительным отнесены затраты на коммунальные платежи, рекламу, подготовку помещения.
Регистрация бизнеса
Сначала предпринимателю необходимо выбрать форму ведения бизнеса.
Если планируется начать производство в домашних условиях, лучше выбрать форму ИП (индивидуального предпринимателя). Но нужно понимать — количество каналов сбыта товара будет ограничено.
Если же свечки будут производиться на оборудовании в более крупных объемах, регистрировать бизнес лучше в форме ООО (юридического лица). Это позволит заключать договора по поставкам с крупными заказчиками / посредниками.
При регистрации указывается код ОКВЭД 36.63.7 «Производство прочих изделий, не включенных в другие группировки».
Производство свечей не требует получения обязательного сертификата соответствия ГОСТ Р. Из разрешительных документов нужно получить только положительные заключения от СЭС и пожарной службы.
Оборудование
Какое оборудование понадобится, зависит от планов бизнесмена. Если открывать небольшое производство в домашних условиях, потребуются:
- печь для плавки сырья;
- литьевой станок;
- заливочные формы из алюминия или пластика;
- устройство для плетения фитиля.
При наличии более серьезных планов – при открытии производственного цеха – закупается специализированная техника:
- свечной станок;
- пресс-экструдер;
- бак для плавления сырья;
- упаковочный аппарат.
Все это можно купить в составе единой производственной линии. Сейчас на рынке есть оборудование российского и зарубежного производства.
Также потребуется комплект матриц (форм), в которых застывают свечи после производства. Цены на матрицы зависят от степени оригинальности и сложности конечного продукта.
Помещение
Для производства свечей не нужно большое помещение — именно поэтому наша бизнес-идея может быть реализована в домашних условиях. Но даже при открытии крупного производства оборудование не занимает много места.
Для организации свечного бизнеса необходимо помещение площадью порядка 30 кв. м. Оно состоит из цеха с установленной в нем производственной линией и складского помещения. Важны несколько моментов. Во-первых, необходимо сделать хорошую вентиляцию. Во-вторых, как в цеху, так и на складе нужно поддерживать постоянную температуру в пределах 20°С. Свечки не любят перепадов температур, а в жару и вовсе начинают оплывать.
На складе рекомендуется поставить стеллажи для хранения продукта. Свечи не должны соприкасаться друг с другом. В цехе должен быть огнетушитель.
Сырье и материалы
В качестве расходных материалов для свечи используют:
- Парафин технический и / или пищевой. Это сырье — самое дешевое.
- Стеарин. Жировое вещество, добавка к парафину. За счет стеарина улучшаются характеристики свечи – она дольше горит, не гнется.
- Воск пчелиный или соевый, вощина. Восковые свечки горят дольше и ярче. Чтобы изготавливать товар из этого сырья, нужно иметь особые навыки. Воск как сырье дороже.
- Гель (гелевый воск). Желеобразное вещество из минерального масла и полимерама. С его помощью создаются прозрачные и очень красивые свечи с объемными рисунками и рельефами.
- Хлопковая нить для фитилей.
Производство отдельных видов продукта может потребовать дополнительных материалов – красителей, эфирных масел, канцелярских принадлежностей для ручной обработки.
Персонал
На первом этапе производство не потребует много работников. В цеху могут работать 2 человека. Производственная линия делает большую часть работы сама, конечно, под надзором персонала. Сотрудники следят за рабочим процессом, обеспечивают подачу сырья, обслуживают технику, принимают, складируют готовый товар.
Для построения сбытовой сети лучше нанять менеджера по продажам. Он будет заниматься поиском клиентов и заключением договоров.
На бухгалтера ляжет задача по учету документооборота. Удобнее всего нанять его по аутсорсингу (удаленно).
Развозить товар по точкам сбыта может нанятый водитель либо сам предприниматель. Если доставлять самому, это снизит ежемесячные расходы на первое время.
Реклама и сбыт
Есть немало каналов реализации свечей:
- сувенирные магазины, прилавки в торговых центрах, эзотерические салоны;
- заведения сегмента HORECA: кафы, рестораны, гостиницы, отели;
- религиозные организации, включая церковные;
- дизайнерские студии и event-фирмы;
- салоны красоты, офисы, массажные салоны.
Интернет-продажи – еще один важный канал сбыта, позволяющий продавать товар конечному покупателю. Сбывать продукцию можно в онлайн-магазинах, на форумах, через социальные сети.
Исходя из этого выстраивается маркетинговая стратегия. Нужно лично либо через менеджера по продажам договариваться с владельцами магазинов, ресторанов и других фирм. Коммерческие предложения рекомендуется пересылать по адресам электронной почты потенциальным клиентам.
Полезно сделать свой сайт, страничку в Instagram, группу в социальных сетях и продвигать их.
Рентабельность и окупаемость: финансовый план
Сумма первоначальных затрат – 1,355 млн руб.
С помощью производственной линии за смену (8 часов) можно изготовить до 300 кг свечей различных размеров. Значит, за рабочий месяц (22 дня) изготовить реально до 6,6 т продукта.
В цехе будут производить свечи востребованных видов. Средняя цена их составит 200 руб./кг. При условии реализации всего товара, созданного за месяц, выручить можно 1,320 млн.
Общий размер ежемесячных затрат составит 840 тыс. руб.
Чистая прибыль – 480 тыс. руб.
В идеальных условиях (то есть при условии продажи всего товара, произведенного за месяц) бизнес окупится уже за 3 месяца. Однако такого успеха ожидать не стоит. Нужно время на то, чтобы найти постоянных клиентов и регулярные заказы. Более реальный срок окупаемости — 9 месяцев (и то при условии активной работы по продвижению).
Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Основные показатели |
Значение |
Сумма первоначальных инвестиций |
1,355 млн руб. |
Ежемесячные расходы |
840 тыс. руб. |
Макс. производительность в месяц |
6,6 т |
Месячный доход |
1,320 млн руб. |
Чистая прибыль в месяц |
480 тыс. руб. |
Срок окупаемости |
От 3 до 9 месяцев |
Риски бизнеса
Начинающему свечной бизнес предпринимателю следует учитывать ряд рисков, с которыми он может встретиться:
- Сезонность. Бытовые и хозяйственные свечки популярны в течение всего года, а вот более дорогие дизайнерские чаще востребованы во время праздников — на Новый год, в весенние праздники, в важные церковные даты. Летом объем продаж снижается.
- Высокая конкуренция. Начинать работать лучше в регионе, где конкуренция минимальна. Чтобы привлечь покупателей, придется приложить немало усилий: выбрать верные цены, провести хорошую рекламную кампанию.
- Закрытый рынок сбыта церковных свечей. Если предприниматель намерен организовать производство церковных свечей, он должен знать, что в этой сфере большинство заказов уже поделено между игроками. Добиться стабильных заказов от церковных служителей возможно, но непросто.
Бизнесмен может открыть свечной бизнес по франшизе. В этом случае компания-франчайзер поможет малому партнеру организовать дело максимально грамотно и избежать критических ошибок.