14:19, 01 ноября 2018, Производственный бизнес

Производство керамической плитки

Керамическая плитка – популярный строительный материал, применяемый при отделке «мокрой зоны» в жилище (кухня и санузлы) и производственных помещений. На рынке РФ представлен широкий ассортимент изделий отечественного и зарубежного производства, но имеющийся в продаже товар не удовлетворяет всего спроса. Все больше плитки требуется строительным компаниям и частным клиентам. Согласно исследованиям, россияне любят делать ремонт в своих домах и квартирах. За последние 5 лет этим занималось 83% граждан страны.

Сфера бизнеса открыта для новых участников – у предпринимателей есть хорошие шансы занять рыночную нишу и наладить постоянное производство. В этой статье мы приведем бизнес план по открытию мини завода, основной задачей которого будет изготовление керамической плитки. Также представим примерный расчет сроков окупаемости проекта, расскажем о важных нюансах дела.

Краткий анализ рынка в России

За последние годы объем производства керамической плитки заметно увеличился: с 2012 по 2016 гг. этот показатель вырос со 156,1 млн кв. м до 167,6 млн кв. м. Быстрее всего производство росло в 2013 году – на 6,1%.

В 2017-м было изготовлено 163,8 млн кв. м - налицо заметное падение. Это связано со снижением спроса со стороны конечных покупателей. Снижение покупательской активности обусловлено кризисными явлениями в российской экономике. Больше всего выросло производство настенной плитки – на 7,8% (74,7 млн кв. м). Производство напольной плитки упало на 2,9% (89,1 млн кв. м).

Экономисты прогнозируют, что в период 2018-2021 гг. производство этого материала будет расти на 1-3.7% ежегодно. У 2021-му объёмы выпуска достигнут 181,7 млн кв. м

Виды керамической плитки

Керамическая плитка классифицируется по нескольким критериям:

  • сырье: котто, керамогранит, клинкер, метлах;
  • технология производства: количество обжига, глазурование поверхности;
  • способ формовки: вручную, методом литья, прессования, экструзии;
  • вид фактуры: пористость, наличие мозаики, вставки камня, эффект искусственного старения;
  • назначение: для кухни и пола, ванной, бассейна, камина.

Можно производить плитку сразу нескольких видов. Продукцию следует делать более привлекательной для покупателей - наносить уникальные рисунки, использовать качественные шаблоны, пресс-формы.

Также необходимо выбрать размер изделий. Наиболее востребованные (в см): 20х20, 20х30, 20х40, 33х33, 40х40.

Как открыть производство кафельной плитки

Основная статья расходов при организации бизнеса – оборудование. Основу ежемесячных расходов составляет сырье.

Таблица 1. Размер первоначальных расходов для бизнеса по производству керамической плитки.

Расходная статья

Стоимость, руб.

Регистрация, сертификация

70 тыс.

Аренда помещения, 100 кв. м

50 тыс.

Оборудование

2 млн

Сырье (на месяц)

1 млн

Заработная плата

200 тыс.

Дополнительные расходы

150 тыс.

Итого

3,47 млн

Расчеты актуальны для города с населением до 1 млн чел. В дополнительных расходах учтены затраты на коммунальные платежи, рекламу, косметический ремонт помещения.

Документация и регистрация бизнеса

Для начала нужно выбрать организационную форму бизнеса. Если в планах дальнейшее расширение ассортимента и объемов производства, лучше выбрать ООО (юридическое лицо). Такая форма сложнее в оформлении и учете, однако она позволит сотрудничать с крупными строительными компаниями, оптово-розничными сетями федерального масштаба. В противном случае можно работать как ИП (индивидуальный предприниматель).

При регистрации бизнеса указывается код ОКВЭД 26.3 «Производство керамических плиток и плит».

К товару предъявляются требования ГОСТов:

  • ГОСТ 27180-2001 – плитка керамическая;
  • ГОСТ 6887-90 – плитка для пола;
  • ГОСТ 6141-91 – плитка облицовочная для внутренних стен;
  • ГОСТ 13996-93 – плитка фасадная керамическая.

Потому для начала производства потребуется получать сертификаты соответствия.

Технология производства керамической плитки

  1. Сырье замешивается. Глина, песок и другие материалы в порошкообразной форме в нужных пропорциях добавляются в бетономешалку, разбавляются водой и смешиваются в однородную массу.
  2. Смесь заливается в формы и далее обрабатывается в зависимости от конкретного способа:
    • метод прессования предполагает формовку с помощью высокого давления (порядка 400 кг/см2);
    • при литье влажная масса распределяется по формочкам;
    • при методе экструзии на ленту автомата подается масса, имеющая консистенцию теста. Машина нарезает плитку заданных размеров.
  3. Глазурование. На поверхность наносится тонкая стекловидная смесь минералов, которая придает нужный цвет и заметно повышает прочность.
  4. Отрезки по ленте пропускают через печь. Происходит обжиг температурой 900-1300°С.
  5. Готовый товар проверяется, брак отсеивается (с трещинами, сколами, деформациями).


Помещение

Небольшой завод по изготовлению керамической плитки должен состоять из рабочего цеха, складских помещений для хранения сырья и готовой продукции, помещений для персонала, санузла, административной комнаты.

С учетом габаритов современного оборудования нужно подобрать производственное помещение размером не менее 100 кв. м со всеми необходимыми коммуникациями: электро- и водоснабжением, канализацией, вентиляцией, отоплением.

В рабочем цеху, где установлено оборудование, нужно поддерживать температуру и влажность воздуха на оптимальных отметках. Помещение должно быть просторным, с потолками не ниже 5 м.

Для начала работы нужно получить разрешение от Пожарной инспекции о соответствии необходимым требованиям.

Мини-завод лучшего всего организовать в промышленном районе города либо на окраине населенного пункта.

Сырье

Выделяют 2 группы материалов, необходимых для создания керамической плитки.

Первая группа - сырье для основы изделия. Это тугоплавкая глина и каолин. Каолин по-другому называется белой глиной, состоит из минерала каолинита, придает изделию высокую прочность. Также используются кварцевые пески – они нужны для эффекта снижения усадки, создания каркаса. Еще один материал - так называемые плавни (полевой шпат, шлаки и др.)

Ко второй группе относится добавочное сырье: глазурь, ПАВы, пластификаторы, разжижители, необходимые для придания вязкости, плотной стекловидной структуры.

Исходные материалы можно купить как отечественные, так и импортные. Российское сырье дешевле, но хуже по качеству в сравнении с сырьем европейских производителей.

Оборудование для производства керамической плитки

Для производства товара в промышленных масштабах потребуется такое оборудование:

  • бетономешалка;
  • вибростанок;
  • туннельная печь;
  • камера для нанесения рисунков.

В бетономешалке смешиваются все компоненты состава. Смесь получается однородной и высокого качества. Затем она поступает вибростанок, который удаляет воздушные пузырьки из смеси – это повышает прочность готового продукта. В печи смесь, формованная в шаблонах, обрабатывается при высокой температуре, удаляется вся лишняя влага. После изделия попадают в специальную камеру, где автомат наносит на поверхность запрограммированные рисунки. Современные машины при окрашивании используют различные техники - на поверхности можно наносить рисунки любой сложности.

Персонал

Для бизнеса по производству плитки из керамики не требуется большого штата работников. Оборудование имеет высокую степень автоматизации. Сотруднику остается лишь осуществлять контроль.

Потребуются 2 сотрудника, следящих за подачей сырья и бесперебойностью производственного процесса. В цех также необходим 1 мастер-технолог, который будет старшим по производству. Его задачи - контроль состояния оборудования, организация технологического процесса, проверка качества и приемка готового продукта.

Еще на завод нужен 1 разнорабочий (минимум). Он будет заниматься погрузочно-разгрузочными работами, работой в складах.

Также понадобятся водитель-логистик (взять со своим автомобилем), менеджер по продажам и бухгалтер (нанять по аутсорсингу).

Сбыт и продвижение

Продавать керамическую плитку можно оптом и в розницу:

  • строительным и ремонтно-строительным компаниям;
  • на строительные рынки, по оптово-розничным сетевым магазинам;
  • напрямую частным покупателям (через открытие своего магазина).

С компаниями нужно заключать долгосрочные контракты по поставкам, которые позволят стабилизировать производственные и финансовые показатели бизнеса.

Полезно создать свой сайт, с описанием продуктов и коммерческого предложения, использовать методы продвижения в интернете. Закажите рекламу в газетах и специализированных журналах, раздавайте листовки возле мест продажи товара. Полезно посещать различные выставки, где можно найти потенциальных потребителей и заключить крупные контракты.

Если начальных средств достаточно, откройте свой магазин, чтобы покупатели могли увидеть «вживую», что конкретно вы предлагаете.

Расчеты рентабельности и окупаемости производства кафеля

Размер первоначальных инвестиций составляет 3,47 млн руб.
Режим работы стандартный – 22 дня в месяц по 8 часов в смену. За это время можно изготовить порядка 5 тыс. кв. м плитки.
При цене 1 кв. м в 400 руб. в месяц можно выручить 2 млн руб.
Себестоимость месячной партии - 1,3 млн руб. Соответственно, объем чистой выручки в месяц составит 700 тыс. руб. В таком случае бизнес окупится и выйдет в ноль за 5 месяцев.



Нужно помнить, что это идеальные условия - если за месяц будет продаваться весь изготовленный товар. На начальном этапе развития бизнеса нужно быть готовым к тому, что большое количество плитки будет оставаться на складах. Но если в месяц будет продаваться хотя бы половина произведенной продукции, срок окупаемости составит 10 месяцев.

Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес-идеи.

Основные показатели

Значение

Сумма первоначальных инвестиций

3,47 млн руб.

Ежемесячные расходы

1,3 млн руб.

Производительность в месяц

5 тыс. кв. м

Месячный доход

2 млн руб.

Чистая прибыль в месяц

700 тыс. руб.

Срок окупаемости

От 5 до 10 месяцев

Если исходить из экономических расчетов, бизнес по производству керамической плитки может окупить себя в разумные сроки, высвободить дополнительные средства для реинвестирования и расширения.

Конечно, это возможно только при грамотной организации дела. Сбытовые сети рекомендуется финансово стимулировать, чтобы товар находился на лучших позициях и привлекал «взгляд» покупателя. Также нужно продумать мероприятия по стимулированию спроса – промоакции и другие предложения. Учитывайте, что плитка - сезонный товар. Он хорошо «уходит» в теплое время года - планируйте производство керамической плитки с оглядкой на это.