15:00, 03 августа 2018, Производственный бизнес

Производство асфальта

Извечная и неустранимая дорожная проблема - вот залог успеха бизнеса на производстве асфальта и асфальтобетона в России. Эти материалы широко используются в дорожном строительстве, спрос на них постоянно растет. Инфраструктура городов и населенных пунктов развивается – требуется все больше асфальта для улиц и тротуаров.

Из статьи читатель узнает, как организовать производственный процесс, в какие сроки можно выйти на точку безубыточности и начать получать чистую прибыль.

Асфальт или асфальтобетон?

Нужно понимать разницу между асфальтом и асфальтобетоном, поскольку обыватели часто не различают эти материалы.

  1. Асфальт - это смесь битума, гравия и песка. Соотношение ингредиентов может быть различным. Например, асфальт с высоким содержанием битума (>30%) считается натуральным, с малым (<30%) – искусственным.
  2. Асфальтобетон является смесью, в которой доля самого асфальта не превышает 15%. В его состав добавляют дополнительные инертные вещества, которые улучшают показатели, эксплуатационные характеристики смеси (тонкодисперсные минеральные добавки).

Асфальтобетонные смеси чаще используют при строительстве дорог. Они дольше служат, лучше выдерживают нагрузки. Благодаря составу этот материал обладает способностью к укатке, уплотнению для повышения прочности, увеличения срока службы.

Далее в тексте под термином «асфальт» будем подразумевать асфальтобетон.

В каких областях строительства используется асфальт?

Асфальт необходим для:

  • Укладки дорог для автотранспортных средств.
  • Обустройства зон для передвижения пешеходов (тротуаров, дорожек, детских и других площадок).
  • Благоустройства земельных участков, прилегающих к зданиям (частным, многоквартирным и общественным). Хотя здесь все чаще используется тротуарная плитка.
  • Создания покрытия на аэродромах и производственных площадках.
  • Производства клеев, мастик, лакокрасочных материалов.
  • Изготовления изоляционных материалов (как электро-, так и гидро-).
  • Создания кровельных материалов (рубероид, битумная черепица).

Рассмотрим идею производства асфальтобетона для дорог и тротуаров.

Основные виды асфальтобетона

Есть несколько видов асфальта, применяемого в дорожном строительстве.

В составе крупнозернистого асфальта щебень размером 2-4 см. Материал отличается высокой степенью прочности и используется в качестве нижнего слоя дороги, ее фундаментной основы.

Мелкозернистый асфальтобетон применяется при непосредственной укладке дорог - при создании двухслойного покрытия он кладется наверх. Щебень в его составе занимает 0,5-1,5 см.

В песчаном асфальте основой является смесь песка и щебня менее 0,5 см размером. Он не может выдержать давления от колес автомобилей. Необходим для создания пешеходных тротуаров и дорожек.

Также есть горячий и холодный асфальтобетон. Первый перед укладкой нагревается до 100-120°C, второй остается вязким даже при обычной температуре. Его можно укладывать при температуре до -10°C.

Технологии производства асфальтобетона

Есть 2 основные технологии изготовления стройматериала:

  1. Горячий и теплый асфальтобетон производится с помощью оборудования. Производственный процесс таков:
    • Готовят инертные материалы. Пропорции разные: щебень – 44,5-55,6%, песок – 48-29,4%.
    • Смесь нагревается до 200°C, потом охлаждается до 160°C.
    • Добавляются вяжущий материал (битум) и минеральный структурирующий порошок (пропорция 7,5-15%).
    • Все ингредиенты смешиваются до получения однородной смеси.
  2. После приготовления асфальт сразу кладут. Хранить его можно при температуре 150-180°C, чтобы он не застыл и не потерял качества.
  3. Холодный асфальтобетон не приходится греть до высокой температуры. Инертные материалы смешиваются в теплом состоянии. Этот асфальт можно хранить (в мешках), продавать и использовать при необходимости.

Рекомендуем производить дорожный материал по обеим технологиям.

Первоначальные инвестиции в дело

Расходы на открытие дела и общая сумма необходимых инвестиций указаны в таблице ниже.

Таблица 1. Сумма и разбивка по статьям расходов на открытие небольшого асфальтного завода.

Расходная статья

Сумма, руб.

Регистрация

10 тыс.

Аренда офиса, помещения, кв. м.

70 тыс.

Покупка техники (мини АБЗ, виброкатка и др.)

3,5 млн.

Сырье

500 тыс.

Аренда среднетоннажного автомобиля, сумма в мес.

50 тыс.

Заработная плата

150 тыс.

Дополнительные расходы

200 тыс.

Итого

4,48 млн.

Общая сумма первоначальных затрат равна 4,48 млн руб. Округлим до 4,5 млн руб. Основные расходы – это закупка оборудования.

Расценки в таблице актуальны для города с населением до 500 тыс. человек.

Регистрация и документы

Предпринимателю нужно зарегистрироваться и стать субъектом предпринимательской деятельности. Лучше работать в качестве юридического лица (ООО) – это позволит заключать контракты с крупными организациями. ИП не дает таких возможностей, хотя и проще в оформлении.

При регистрации указывается код ОКВЭД 26.82.2, обозначающий производство асфальта и битума.

Преимущество бизнеса на асфальтобетоне в том, что не нужно получать обязательных сертификатов. Но все же перед производством стоит изучить следующие ГОСТы:

  • ГОСТ 9128 – асфальт;
  • ГОСТ 6617 – строительный битум;
  • ГОСТ 9548 – кровельный битум;
  • ГОСТ 22245 – дорожный битум.

Нужно согласовать свое производство с нормами государственного стандарта. На основе этого можно получить добровольные сертификаты соответствия, что поспособствует успеху и хорошей репутации компании на рынке.

Помещение

В этом бизнес плане приведены расчеты для мобильного асфальтно-бетонного завода (АБЗ). Стоимость (впрочем, как и производительность) этого оборудования ниже. Зато его можно транспортировать.

Для работы потребуются помещения:

  1. Небольшой офис в городе. Это будет юридический адрес фирмы, и место для заключения договоров с клиентами. Подготовка и ремонт офиса не требует больших вложений.
  2. Производственное помещение. В цехе будет изготавливаться и храниться холодный асфальтобетон для реализации в магазинах. Кроме того, здесь расположим технику. Помещение можно найти на окраине города. Нужно обустроить склады для сырья и готовой продукции, служебные помещения.


Оборудование для производства асфальтобетона

Основное оборудование, которое потребуется для работы – передвижной мини-АБЗ прицепного типа. Производительность установки 8-10 т/ч, что позволяет проводить ремонтные работы на дорогах, создавать новые дорожки. Технические характеристики такого оборудования приведены ниже.

Таблица 2. Технические параметры передвижного мини асфальтобетонного завода.

Наименование показателя

Значение показателя

Производительность

8-10 т/ч

Пропускная способность

0,3 м3

Асфальтовый котел

Объем

1,22 м3

Объем бака

70 л

Температура

20-200°С

Время нагрева

2 ч

Двигатель, мощность

14,7 кВт

Генератор

Мощность

12 кВт

Номинальное напряжение

400 В

Смеситель, объем

1,22 м3

Скип

Мощность лебедки

4 кВт

Грузоподъемность

800 кг

Скорость передвижения

18 км/ч

Габариты (Д×Ш×В, м)

6,8×2,3×3,4

Вес, т

5,5 т

Для перевозки техники и товаров потребуется среднетоннажный грузовой автомобиль.

Персонал

Для работы нужен опытный технолог – квалифицированный работник, который подскажет, как делать качественный асфальтобетон, оптимизировать затраты на материалы, будет следить за процессом производства и качеством конечного продукта.

Также нужны и другие работники:

  • грузчики;
  • разнорабочие;
  • бухгалтер;
  • управляющий.

Должность управляющего первое время может исполнять сам бизнесмен, бухгалтера можно привлечь по аутсорсингу. Грузовик, чтобы не тратить ресурсы на его покупку, следует взять в аренду (с водителем).

Разнорабочие нужны для укладки асфальта на месте работ (компания будет предлагать весь комплекс услуг). Потребуется покупка ручного виброкатка – он уплотняет асфальтобетон, заменяет большую и дорогую технику.

Для уменьшения расходов вместо виброкатка можно использовать специальные приспособления для ручной трамбовки.

Реализация продукции

В России к ремонту дорог возвращаются каждой весной. Это связано как с климатическими условиями, так и с невысоким качеством асфальтобетона и неумелой укладкой. То есть потребность в материале есть всегда, и она высокая. Можно выделить несколько основных категорий потенциальных клиентов.

Во-первых, дорожно-строительный компании. Речь идет как о жилищно-коммунальном хозяйстве (городской администрации), так и о частных компаниях, выполняющих дорожные работы по контракту. И если договориться с ЖКХ бывает сложнее (у них часто есть свои долгосрочные контракты с асфальтобетонными заводами), то частникам сбывать асфальт намного проще. Все дело здесь в цене.

Во-вторых, предприниматели и компании, следящие за состоянием тротуаров, парковок, подъездных путей. Их как субподрядчиков нанимают частные и юридические лица.

В-третьих, это частные лица, желающие облагородить свой земельный участок.

Доход и точка безубыточности

Сумма первоначальных затрат составила 4,5 млн руб.

Ежемесячно на обеспечение деятельности завода будет уходить около 1 млн руб. (себестоимость).

При выполнении работ по ремонту автомобильных дорог, строительству тротуаров (в общей площади 500 тыс. кв. м в месяц) выручка от этого направления составит около 600 тыс. руб.

При реализации 100 т холодного асфальта в месяц через розничные сети (фасовка по 30 кг) выручка – 1,2 млн руб.

Общая месячная выручка составит 1,8 млн руб., чистая прибыль 800 тыс. руб. В этом случае полностью окупить первоначальные затраты, пройти точку безубыточности можно за 5 с половиной месяцев. Потом предприниматель будет получать чистый доход.

Этот расчет актуален только в случае загруженности предприятия работой и при наличии постоянных заказов.

Маркетинг

Производителей асфальта в России не так и много, а то предложение, что имеется, не покрывает спроса. Для успеха важно продвигать свою фирму. Есть несколько каналов коммуникации с потенциальными потребителями.

  1. Распределение -материалов по почтовым ящикам организаций. Можно договориться со строительными супермаркетами, раздавать / оставлять флаеры там. С представителями магазинов полезно заводить знакомства - нужно оставлять им свои визитки, через них выходить на нужных людей.
  2. Прямые контакты с фирмами. Сам бизнесмен станет торговым представителем, будет совершать визиты в компании, которым требуется асфальтобетон.
  3. Официальный сайт.
  4. Размещение рекламы в газетах и журналах.

Высокое качество сервиса позволит фирме зарекомендовать себя и получить долгосрочные контракты. Но искать клиентов лучше еще до начала производства, на этапе организации дела.

Изготовление асфальта требует финансовых вложений, однако, если грамотно организовать производство и сбыт, бизнес окажется рентабелен и окупит себя достаточно быстро.

В успехе дела большую роль играет качество материала. Не стоит делать ненадежный асфальт «на год», чтобы получить те же заказы спустя короткое время. При таком подходе бизнес быстро изживет себя. Сейчас информация расходится быстро, и фирма, работающая «на совесть», в короткие сроки обретет массу постоянных клиентов.

Наш бизнес план создания мини-завода по производству асфальтобетона поможет вам быстро вникнуть в детали и предположить, сможете ли вы реализовать эту перспективную идею.