Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что «Кондитерские изделия (сласти, сладости, сладкие блюда) – высококалорийные и легкоусваиваемые пищевые продукты с большим содержанием сахара, отличающиеся приятным вкусом и ароматом». В толковом словаре Ожегова дается более точное значение слова «кондитерский». Это всё, что «…относится к производству сладких пищевых продуктов (сладостей) и торговле ими. Сахаристые кондитерские изделия (конфеты, шоколад, пастила). Мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, торты)».
Речь идет о том, что мы все без исключения любим. «Я обожаю кондитерские изделия, – говорит семнадцатилетняя Вика из Сочи. – Я где-то читала, что после сладостей у человека вырабатываются гормоны удовольствия или счастья – эндорфины. Те самые, которым нужна глюкоза, производная от сахара». Неслучайно потребность в пищевом удовольствии считается одной из самых значимых в жизни человека.
Именно поэтому бизнес-идея кондитерской во все времена и у всех народов была одной из самых успешных. «Кондитеров почитали в средневековой Франции, более того, их знали в лицо короли, – рассказывает предприниматель Николай Смирнов, хозяин кондитерской лавки «Сладкоежки и сладкоеды». – Это ровно тот случай, когда успех зависит только от кондитера. Поверьте, если будет вкусно, придут к вам и завтра, и послезавтра…».
Формула успеха
С подобной оценкой согласен и Игорь Малюгин, аналитик стартапов. «Я знаю ряд успешных проектов, которым не страшны никакая конкуренция и никакие кризисы, – говорит этот специалист. – Например, мне писали коллеги из Ростовской области и говорили, что они ездят специально в Новочеркасск, в кондитерскую «Снежинка», чтобы отведать её продукцию. Качество и вкус – вот что является двигателем кондитерского бизнеса». При этом экспертное сообщество в один голос утверждает, что в этой формуле успеха есть еще одна составляющая: оборудование.
Именно от него зависит точность соблюдения технологии и рецептуры. «Стоит лишь на одной операции «сфальшивить», и вкус будет не тот, – поясняет технолог-кондитер Алла Иванькова. – Считайте, что завтра нынешние покупатели уже не придут. В частности, если печь пропекает неравномерно и нестрого соблюдает температурный режим, то талант кондитера и трудолюбие коллектива будут сведены на «нет». По её словам, предприниматель, который планирует зарабатывать на этом рынке, должен взвешенно подойти к выбору технологического оборудования, начиная от машины для просеивания муки и заканчивая термоусадочным аппаратом.
Выбор специалиста
Здесь необходимо учесть баланс интересов. Считается, что для любого бизнеса важен старт, и чтобы он не стал фальстартом, требуется оптимизировать величину первоначального капитала и уровень потенциального дохода. «В начале XIX века в Нью-Йорке ежедневно открывались сотни кондитерских, – рассказывает историк Михаил Крайнев. – Причем многие из них почти сразу же закрывались. В пояснительных записках в суд банкроты в одних случаях писали, что выбрали слишком дорогое оборудование, а в других – плохо работающее».
«Всё это актуально и сейчас, и у нас. Это означает, что покупка всего комплекса оборудования не должна «раздавить» новоявленного предпринимателя и при этом одновременно обеспечить его нормально работающей технологической базой, – комментирует историка Николай Смирнов. – Можно купить супердорогое оборудование и иметь такой же доход, как и при приобретении бюджетного, но достойного комплекса. Например, хорошо зарекомендовавшая себя линия мощностью до 200 кг/час готовой продукции от завода пищевого оборудования «ИНФЕЛ» имеет ценник всего 452,5 тысяч рублей».
Между тем, речь идет фактически о полноценном кондитерском цехе. Бизнесмены, которые установили эту линию, утверждают, что данный комплекс можно разместить в помещениях площадью от 50 квадратных метров, при этом потребляемая электрическая мощность не превысит 30 кВт. Что касается персонала, то для работы такой кондитерской потребуется всего 4 человека.
Впрочем, для тех, кто уверен в хорошем спросе, интерес могут представлять более дорогие и мощные комплексы, в частности кондитерская линия с производительностью до 600 кг/час готовой продукции того же самого завода «ИНФЕЛ». Это компактное оборудование также может разместиться на площади от 50 до 100 квадратных метров. И для его обслуживания потребуется та же бригада из четверых работников. При этом комплекс имеет трехкратное преимущество по выпускаемому объему. Купить его можно за 1 415 000 рублей.
Отзывы и пожелания
Надежность и качество любого оборудования можно определить и по косвенным параметрам. В Европе для этого используется оценочная стоимость вторичного (по-нашему – бывшего в употреблении) оборудования. Чем она ниже, тем больше бизнесменов заявили о желании его сменить. «Касается это всего, – поясняет Игорь Малюгин. – Например, одни марки автомобилей за три года теряют до 40% от первоначальной стоимости, тогда как другие – не более 15%. Это говорит о разочаровании в первых, и о довольстве вторыми. Так вот, на заводе пищевого оборудования «ИНФЕЛ» в продаже вообще отсутствуют бывшие в употреблении линии».
О том, как работает оборудование, рассказывают покупатели. Вот один из примеров.
«Уже начат выпуск печенья «Ромашка», «Ракушка», «Курабье» и «Диетическое» по новой рецептуре, – пишет Светлана Пономарева из ООО «Социальный комплекс» Ашинского металлургического завода (где установлена техника «ИНФЕЛ»). – Приобрести и оценить вкус новинок можно в сети магазинов «Металлург», в заводских столовых и кулинарии «Хозяюшка». В ближайшее время мы планируем расширять ассортимент продукции. Наша новая помощница, машина, способна выпускать 30 видов печенья из заварного, песочного и творожного теста, а также делать начинки для корзинок и вафель».
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru