После того, как режиссер Джеймс Кэмерон удивил весь мир фильмом «Аватар», трехмерная виртуальная реальность стала хайтековским увлечением многих людей, то есть своеобразной модой. Зрители погрузились в придуманную реальность и стали получать от этого эстетическое удовольствие. Между тем психологи давно заметили, что сильный положительный или отрицательный стресс отпечатывает в мозгу модель реакции на это событие. В дальнейшем увидев нечто подобное, человек непроизвольно радуется или огорчается соответственно.
То же самое происходит и с продукцией с 3D изображением. Эмоции от «Аватара» на уровне подсознания проецируются и на эти товары. «Первым делом на это отреагировали производители телевизоров и включили опцию 3D видеоизображения в меню, что резко увеличило продажи электроники, – рассказывает бизнес-ангел, эксперт сообщества стартапов к. э. н. доцент Игорь Малюгин. – Малый бизнес тоже не остался в стороне, в частности наладив производство различных 3D картин и даже 3D полов и стен. Однако у этого направления имеются многочисленные ниши».
Одна из таких ниш представляет собой нанесение на майки голографического или объемного изображения. Несмотря на то, что физический эффект голографии отличается от 3D видеоизображения, получаемого с помощью очков, восприятие трехмерного виртуального пространства для человека идентично. Впрочем, визуально трехмерного изображения проще добиться с помощью объемных термоаппликаций. Тем более что технология печатания таких рисунков не представляет никакой сложности.
Термоаппликация – просто, но со вкусом
Известно, что базовым фотоматериалом для записи голограмм являются фотопластинки, способные отвечать высоким требованиям в части разрешающей способности. Однако в последние годы удалось разработать и начать производство голографических фотополимерных материалов в качестве регистрирующие среды для записи голографического изображения. Именно эти пленки используются для нанесения голографических картинок на ткани, правда, выпускаются они в готовом виде, так как изготавливаются методом высокоточного прессования рельефной поверхности.
С другой стороны печать голографических изображений мало пригодна для малого бизнеса. «Лучше воспользоваться технология переноса 3D картинок методом термопрессования, тем более что эта методика проста, – говорит предприниматель Игорь Коломийцев из Владивостока. – По сути, это известная с детства игрушка для нанесения рисунка с помощью переводной картинкой и утюга. Здесь – тоже самое. Берете термотрансферную пленку с готовым 3D рисунком и с помощью домашнего термопресса наносите на майку». И все-таки эта технология имеет свои недостатки, связанные с большим предложением некачественного контрафакта.
В принципе можно и самим печатать объемные рисунки, используя термопленку 3D XPD от компании SISER. Такая термоаппликация представляет собой комбинирование рисунка, изготовленного методом струйной печати сублимационными чернилами с помощью обычного струйного принтера, и разноцветных вставок из фрагментов из термопленки 3D XPD, имитирующих объемность. В итоге получается полноценная 3D картинка на майке. Освоить такую технологию несложно, в тоже время это позволяет расширить ассортимент.
Оборудование и материалы
Для полноценной работы потребуется компьютер с программой Adobe Photoshop, струйное печатающее устройство и качественный термопресс. Таким образом, для старта потребуется порядка 100 тысяч рублей, включая траты на термопресс. Лучше всего покупать горизонтально-поворотный термопресс, например, Bulros K-5, который может использоваться для переноса изображений на как бейсболки, рукава, текстиль, так и на керамика, металл, кожу, картон, пластик, а также на кружки и тарелки.
Сама по себе, термоаппликация допускает нанесение сублимационных чернил на разные промежуточные носители, в том числе и на бумаги для термопереноса. Однако, футболки и майки подвергаются стирке и носке, что ужесточает требования к термопечати. «Я бы не советовал бы пользоваться кустарными средствами – бумагой и утюгом, – говорит специалист по качеству текстильных изделий Иван Мересьев. – Только пресс гарантирует абсолютно равномерное прогревание всей площади изделия. Приварить изображение бытовым утюгом можно, но после первой же стирки, края рисунка начнут отклеиваться».
В целом, эта технология требует кропотливой работы, поэтому футболки, на которых привариваются 3D рисунки, стоят значительно дороже. «Расчет себестоимости показывает, что продажах в пределах 400 рублей за футболку, рентабельность составляет 50-70%», – поясняет Игорь Коломийцев.
Надо знать секреты!
Майки с объемными рисунками, безусловно, смотрятся привлекательно. Однако для их изготовления необходимо знать профессиональные секреты. Объемность, а вместе с ней и эффект 3D, зависит от продолжительности повторного термопрессования. «Первый раз вы наносите весь рисунок, а при втором заходе увеличиваться будут фрагменты из пленки 3D XPD, – говорит Игорь Коломийцев. – Чем дольше вы держите пленку под прессом (повторно), тем ярче эффект 3D. Здесь всё зависит от вашей фантазии».
Продавая такие майки все-таки надо дать рекомендации по их уходу. В частности предупредить, что стирать их можно при температуре не выше 40 оС, причем не более 40 стирок, вывернув наизнанку изображение. Конечно же, категорически нельзя использовать отбеливатели и ускоренную сушку. Футболку можно гладить утюгом при средней температуре без пара, и требуется использовать защитную бумагу или кальку.
Игорь Малюгин считает, что этот товар будет востребован детской и юношеской аудиторией в формате рисунков популярных игр и фильмов. Также постоянно будут продаваться «прикольные» темы в качестве подарков.
Это бизнес, не требующий значительного старта. Отрицательной его стороной является наличие некачественного полуфабриката и подделок под известные бренды, что приводит к отбраковке значительного объема изделий. Положительным моментом является невысокий уровень конкуренции и ведение дела чуть ли не в домашней обстановке.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru