16:02, 30 сентября 2015, Автобизнес     Просмотров: 119 844    Время чтения: 5 минут

Бизнес-идея: работаем по системе каршеринга

Наверное, все слышали, что за границей можно взять автомобиль в аренду, причем буквально на десять минут. Мол, все для удобства клиента. Теперь об этом виде бизнеса заговорили и в России. Произошло это после ряда публикаций в СМИ и репортажей по телевидению, где рассказывалось об открытии каршеринговых компаний.

«Безусловно, это удобно для клиентов, а значит, будет востребовано», – убежден Максим Брамерман, российско-израильский бизнесмен, который имеет подобную фирму в городе Ашдод, что расположен недалеко от Тель-Авива. Его-то мы и попросили стать нашим гидом в этом новом для нас бизнесе.

Мнение потенциальных клиентов

Опыт показывает, что нет в мире универсальных правил успеха. Иными словами, не всё, что востребовано в том же Израиле, обязательно станет популярным у нас. Поэтому интересно было бы узнать, что думают о повременной аренде автомобилей простые жители российских городов.

Андрей (22 года, студент, Ростов-на-Дону): «Интересно, конечно. Говорят, что дешевле, чем такси. Но я лично такую фирму не открыл бы. Хотя и конкурентов особых на рынке нет, но народ ведь чужие машины беречь не будет».

Марина Владимировна (43 года, преподавательница, Краснодар): «Думаю, что я пользовалась бы этой услугой. Ездить я могу, но свою машину продала: ставить негде. А порой что-то привезти все-таки надо. Каршеринг – удобный формат».

Afgan1984@ (форумчанин, водитель со стажем): «Я на месте директора такой фирмы не всем доверил бы машины. Пацанам бы точно не дал. А так идея интересная».

Этот небольшой обзор мнений, причем включающий в себя не только чисто «клиентский» взгляд на этот бизнес, но и взгляд на каршеринг глазами потенциальных предпринимателей, полностью соответствует уже сложившимся тенденциям в практике этого бизнеса в зарубежных странах и, следовательно, демонстрирует нам вполне оформившуюся готовность российских городов принять эту услугу на своих улицах.

При этом основные, совершенно справедливые тезисы о каршеринге, бытующие в российском обществе как среди потенциальных потребителей этой услуги, так и среди бизнесменов, можно свести к трем моментам:

  • наличие спроса;
  • отсутствие конкурентов;
  • проблемы с вандализмом.

Классический формат каршеринга

Итак, каким же образом происходит вход в этот бизнес? Схематически он чаще всего выглядит так:

  1. Сначала вырабатываются методологические принципы. К примеру, решается, что сдавать и принимать машины можно будет только со стоянки фирмы (т.к. такая схема работы для российских условий более приемлема, в дальнейшем будем рассматривать в основном ее). Далее изыскиваются необходимые средства или привлекается инвестор.
  2. Арендуется удобная огороженная площадка, а также не менее 10 автомобилей. Подписываются соответствующие договоры. Предпринимаются меры по охране движимого имущества. Офис компании при этом желательно снимать рядом. Это удобно для оформления клиентских договоров.
  3. Все автомобили оборудуются GPS/ГЛОННАС-навигаторами, информация с которых подается на офисный компьютер. Заключаются договоры с автосервисом на обслуживание. Нанимаются сотрудники из расчета один менеджер на 10 машин (далее количество персонала оптимизируется по мере необходимости).
  4. Запускается рекламная кампания. Начинается собственно предоставление услуг каршеринга. Экономическая политика строится с целью скорейшей окупаемости проекта.

На наиболее широкий спрос каршеринговые компании могут рассчитывать, разумеется, в крупных городах. «Сама работа с клиентами обычно выглядит так: человек приходит ко мне в офис и говорит, что он хочет заключить договор каршеринга, – рассказывает Максим Брамерман. – Мы письменно оговариваем все детали, в том числе насчет срока использования автомобиля, а также по поводу добросовестности его эксплуатации. Подписываем договор, клиент платит деньги и просто направляется на нашу стоянку за своим арендованным авто».

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Существует и другая форма сдачи автомобилей в аренду: не с заранее подготовленной площадки, а с места, где машину оставил предшествующий клиент. Ее использование целесообразно для крупных, уже успевших набраться опыта компаний, работающих в наиболее густонаселенных мегаполисах.

В таком случае клиент пользуется специальным приложением на смартфоне, которое демонстрирует ему месторасположение ближайших свободных автомобилей. Оплата за услугу при этом снимается поминутно со счета мобильного устройства.

Информация к размышлению

В российских условиях, если учесть специфику нашей страны в целом и тот факт, что данный вид предпринимательства у нас пока развит крайне слабо, разумеется, могут существовать свои «национальные» особенности каршеринга. К примеру, почти все опрошенные нами эксперты предлагают, чтобы не попасть впросак с юридической точки зрения, сначала открыть транспортную компанию, в уставе которой прописать право фирмы на передачу своих автомобилей на почасовую аренду физическим лицам.

Кроме того, своя специфика может быть и в самом главном вопросе – вопросе приобретения машин для этого бизнеса. «На западе такие компании закупают машины, а в России их можно брать в аренду у частников, – советует Игорь Малюгин, эксперт по стартапам. – Сейчас сложно выгодно продать подержанную машину, а получать доход от её сдачи понравилось бы многим хозяевам двух и более автомобилей».

Брамерман, развивая тему, советует организовать товарищество собственников транспортных средств. «Такой подход минимизирует издержки, – считает бизнесмен. – При этом, как я уже говорил, клиент забирает машину со стоянки и туда же возвращает. Возможно, это не совсем удобно, зато облегчает старт».

Безусловно, финансовая составляющая при таком подходе не является проблемой, что само по себе большой плюс. Входной билет в каршеринг в таком случае может уложиться в 100-200 тысяч рублей.

Что касается цен, то они должен быть, по крайней мере, в два раза ниже, чем тарифы таксистов. Во всяком случае, такую позицию выбрали московские каршеринговые компании. По имеющейся информации, в столице машины по схеме каршеринга в пересчете по времени сдаются за 10 рублей в минуту.

Однако Игорь Малюгин советует все-таки ранжировать цены для разных клиентов по разному, исходя из их опыта и безаварийности вождения. «Посмотрите ОСАГО: если его стоимость минимальна, а стаж большой, то и проблем не предвидится», – считает он.

В целом, бизнес-проект каршеринговой компании считается успешным, если средства окупаются в течение трех лет.

Подводя итог, еще раз хочется сказать, что это предпринимательство, на наш взгляд, интересно минимальной (фактически – нулевой) конкуренцией и новизной. А если это так, то почему бы не попробовать?

Александр Ситников, специально для Equipnet.ru

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Другие материалы рубрики