11:09, 16 января 2019   Просмотров: 1584

"Радиоастрон" выполнил и перевыполнил те задачи, которые перед ним ставились

Космический телескоп "Спектр-Р" перевыполнил возложенные на него научные задачи

Российский космический телескоп "Спектр-Р" (проект "Радиоастрон") перевыполнил изначально планировавшиеся научные задачи, считает научный руководитель миссии, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев.

Ранее сообщалось, что 10 января со "Спектром-Р" была потеряна связь. Аппарат жив и функционирует, но не принимает команды с Земли. Роскосмос пытается вернуть контроль над аппаратом, но пока безуспешно. В случае, если попытки ник чему не приведут, научная программа спутника будет прекращена.

"У разных ученых будет разный взгляд на начальную научную задачу "Радиоастрона". Каждый ученый ожидал от него чего-то своего. Я бы сказал, что на сегодня "Радиоастрон" выполнил и перевыполнил те задачи, которые российские ученые и мировое сообщество перед ним поставило", — сказал он в интервью РИА Новости.

Он напомнил, что в последние несколько лет телескоп работал за пределами первоначальной научной программы, рассчитанной на 5 лет (спутник был запущен на орбиту в 2011 году). "В каких-то вещах мы смогли добиться гораздо большего, чем рассчитывали, какие-то вещи стали неожиданными для нас, где-то нам повезло меньше. Например, центр галактики Дева-А мог бы быть более прозрачным. Мы все-же надеялись через плазму в центре Девы-А увидеть тень черной дыры. И углового разрешения нам хватало. Но еще перед запуском "Радиоастрона" мы понимали, что должно повезти с точки зрения поглощения излучения. Точнее, его отсутствия. Не повезло", — констатировал Ковалев.

По его словам, за время работы "Радиоастрона" с его помощью было сделано несколько научных открытий. Например, проект позволил определить истинную яркость квазаров, которая оказалась в 10-100 раз ярче, чем предел, предсказанный теорией, что привело к пересмотру природы излучения квазаров.

Помимо того, ученые выяснили механизм формирования выбросов горячей плазмы из центров галактик. Оказалось, что их формирует закрутка не от центральной черной дыры, а от аккреционного диска вокруг нее.

"А вот этот результат для нас был совсем неожиданным. "Радиоастрон" открыл новый эффект рассеяния радиоволн в плазме. Мы считали, что любой закрытый облаком межзвездной плазмы объект для нас будет выглядеть размытым как "фонарь в тумане". Однако оказывается, что на фоне размытой картинки выявляются мелкие "точки". По ним можно определять свойства турбулентности и плотность облака, а затем использовать эту информацию для восстановления "испорченного" изображения объекта. Этот эффект необходимо учитывать в попытках увидеть тень от центральной черной дыры в нашей галактике. Этого раньше никто не понимал", — рассказал ученый.

Источник: РИА Новости