
Во многих компаниях заявляют, что работники – это их самый важный актив. И большинство считает такой подход очень мудрым. Я с этим утверждением не согласен. Я думаю, подобная терминология сильно вредит организационной культуре.
Термин «актив» означает что-либо материальное или нематериальное, чем можно владеть и/или контролировать, с целью получения прибыли. И два слова в этом определении вызывают тревогу. Это слово «владеть», означающее «иметь в собственности», и слово «контролировать», то есть «оказывать авторитетное доминирующее влияние».
Внесем ясность. Имущество – это «что-либо материальное или не материальное, по отношению к чему владелец имеет право собственности». Обычно, в качестве имущества мы представляем предметы, которые можно купить или продать. Эти предметы могут как обесцениваться, так и приносить прибыль.
Далее, «авторитетное доминирующее влияние» означает «командование, контролирование, управление или руководство вышестоящей инстанции или власти».
Теперь, разобравшись в терминологии, можно понять, почему применение определения «актив» по отношению к рабочей силе является некорректным.
Люди не хотят, чтобы ими командовали, контролировали, владели. И рассматривая работников в таком ключе, вы не построите сильную организационную культуру. Такой подход будет отбивать у ваших сотрудников всякое желание принимать участие в совершенствовании компании, вкладывать в нее свои силы.
Непрерывное совершенствование должно способствовать обучению, пробуждению энтузиазма, и воспринимать всех людей нужно как равных. В этом случае идеально подходит определение «коллеги», то есть «люди, с которыми вы работаете». Это звучит гораздо позитивнее. Более детальное определение – «товарищ, союзник, тесно связанный человек».
Культура непрерывного совершенствования построена именно на таких отношениях. Каждый работник – это союзник, товарищ. Каждый принимает непосредственное участие в процессе совершенствования. Более того, такая культура общения с людьми должна быть для компании не только внутренней, но и внешней.
Я считаю, что процесс непрерывного совершенствования должен быть направлен на то, чтобы работников в компаниях воспринимали именно как коллег.
Eric Bigelow, эксперт программ Непрерывного Совершенствования
http://www.industryweek.com