Давние пользователи интернета могут помнить бои против коммерциализации Сети в начале 1990-х, когда появился браузер Mosaic (он поддерживал звуки, видеоклипы, формы поддержки, историю и т.д.). В то время сторонники свободного интернета страстно осуждали первых рекламодателей веб и пытались обрушить их сайты с помощью атак. Борьба была прекращена, поскольку потребители проголосовали за свободную информацию за счет рекламы в абонентских сервисах.
Как ни странно, именно с помощью интернет-рекламы и коммерциализации веб достигнуты важные цели сопротивления: сохранить интернет как среду для свободных публикаций и коммуникаций. Исследование TNS показывает, в каких целях используют Сеть интернет-пользователи:
- использование поисковой системы для поиска информации (81%),
- просмотр новостей (76%);
- онлайн-банкинг (74%);
- просмотр прогноза погоды (65%);
- изучение товара или услуги перед покупкой (63%);
- посещение сайта бренда или продукта (61%),
- оплата счетов (56%);
- просмотр видеоклипов (51%);
- посещение сайта сравнения цен (50%);
- прослушивание музыки (44%).
Все эти виды деятельности субсидируются рекламодателями, или занимают место традиционной рекламы и поиска информации, а также оффлайновых покупок и банковских операций. Свободный доступ к информации и развлечениям, наряду с высокой скоростью и удобством проведения операций, являются великолепными предложениями для потребителей. Социальные сети с их простотой соединения людей трансформируют общественную жизнь.
Как мы можем количественно оценить экономическое воздействие интернета? В исследовании, подготовленном совместно с Hamilton Consultants для Interactive Advertising Bureau, подсчитаны три показателя вклада интернета, поддержанного рекламой, в экономику США:
- Занятость. В интернете работают 1,2 миллиона человек непосредственно для проведения рекламы и коммерции, создания и поддержания инфраструктуры и облегчения ее использования. Каждый интернет-работник поддерживает около 1,54 дополнительных рабочих мест в других секторах экономики, в общей сложности 3,05 млн. человек, или примерно 2 процента работающих американцев. Долларовой стоимости их заработной платы составляет около $300 млрд., или около 2 процентов от ВВП США.
- Платежи. Прямая экономическая стоимость интернета, предоставляемого остальной экономике США, оценивается в $175 миллиардов. Она включает в себя $20 млрд. рекламных услуг, $85 млрд. розничных сделок (без учета стоимости товара), и $70 млрд. прямых платежей поставщикам интернет-услуг. Кроме того, Интернет косвенно формирует экономическую деятельность, которая имеет место в других секторах экономики. Используя тот же коэффициент, что и для занятости — 1,54, то интернет с рекламой создает годовой объем $444 миллиарда.
- Время. На работе и в свободное время около 190 миллионов человек в Соединенных Штатах тратят, в среднем, 68 часов в месяц на интернет. По консервативной оценке это время оценивается в $680 миллиардов.
Рекламная поддержка интернета также помогает экономике, стимулируя инновации, предпринимательство и рост производительности, особенно среди малых предприятий, которые создают большинство новых рабочих мест в США. Кроме того, крупные компании в этом секторе, такие как Cisco, Google или Adobe, были оазисом относительной стабильности во время текущего экономического спада и увеличивали торговый баланс США через свои зарубежные продажи.
Рассмотрим также социальные преимущества интернета, которые сложнее оценить количественно. Но с учетом упрощения доступа к информации, а также большей гибкости в балансировании работы и семейных обязанностей посредством удаленной работы. Экономический спад ускоряет потребительский интерес к социальным сетям и онлайн-сообществам в качестве источника поддержки. И уже 19 процентов всех браков США — результат знакомства молодоженов через интернет.
Когда кто-то начинает пытаться ограничить интернет, давайте будем помнить о его огромном и все возрастающем экономическом и социальном значении. Интернет является экономическим гигантом, который управляет американской (и не только) конкурентоспособностью и производительностью.
Автор: Harvard Business School professor John Quelch
http://hbswk.hbs.edu