12:19, 14 февраля 2012   Просмотров: 1830

Kodak: Притча об американской конкурентоспособности

Когда американские компании перемещают часть своих производственных операций за рубеж, в основном из-за дешевизны производства и стоимости рабочей силы, они рискуют перемещением знаний, инноваций и новых возможностей для роста.

Возьмите, например, Kodak, 120-летнюю американскую компанию, которая подала заявление о банкротстве в нынешнем январе. Эта некогда процветающая фотографическая компания разработала первую цифровую камеру в 1975 году. Тем не менее, Kodak так и не смог удержаться на гребне цифровой волны. И это изобретение, по иронии судьбы, стало началом конца легендарной американской фирмы.

Большая часть фото-технологий была изобретена в США, но американские компании потеряли все это

Вилли К. Ши занимал пост президента Kodak Digital & Applied Imaging business на рубеже XX и XXI веков. Вскоре после начала работы в Kodak, он посетил высоко автоматизированную производственную линию компании и понял, что все значимые компоненты, используемые в производстве цифровых камерах Kodak – объективы, затворы, ЖК-экраны – были произведены очень далеко от заводского цеха в Рочестере, штат Нью-Йорк. Потому, что американские компании уступили большую часть технологий, связанных с производством камер, Японии много лет назад. Более того, он понял, что мобильные телефоны, которые были также сделаны за пределами Соединенных Штатов, начнут теснить цифровые камеры.

Kodak, банкротство«Большая часть «камерных» технологий были изобретены в США, но американские компании потеряли все», — говорит Ши, ныне эксперт по промышленной конкурентоспособности. — В связи с решениями менеджеров в далеком прошлом, Соединенные Штаты потеряли свои возможности, чтобы владеть всеми критическими компонентами, которые необходимы для производства цифровых камерам».

Катастрофические последствия

Аутсорсинг производственных операций происходит уже на протяжении десятилетий. И основан он на предположении, что перемещение тяжелой и грязной работы за границу не повлияет на конкурентные преимущества американских компаний на мировом рынке.

Но это предположение неверно. Его последствия оказались катастрофическими, уверен Ши.

На самом деле, при разработке и реализации производственного процесса часто вспыхивают искры идей, которые приводят к созданию новых инновационных продуктов. Поэтому, когда американские компании позволяют производствам высокотехнологичных продуктов, таких как ЖК-телевизоры или чипы памяти, исчезнуть из местного ландшафта, они могут случайно потерять и опыт для получения следующего поколения передовых продуктов, например, экранов с технологией E-Ink для электронных книг.

Аутсорсинг заканчивается постепенным уничтожением того, что Ши называет «промышленным достоянием» Америки – коллективных возможностей НИОКР (Research & Development — R&D), инжиниринга и производства, которые имеют решающее значение для разработки новых продуктов. Эту концентрацию опыта можно найти в таких местах, как Кремниевая долина, где имеются кластеры специалистов и фирм, стимулирующих инновации.

Большая часть ущерба американской конкурентоспособности в областях науки и техники уже нанесена. Соединенные Штаты потеряли позиции в области хранения энергии и экологически чистого производства энергии. Например, производство ионно-литиевых батарей для мобильных телефонов и ноутбуков, кремниевых солнечных элементов, а также силовых полупроводниковых приборов для солнечных батарей. В результате, говорит Ши, страна рискует потерять технологию тонкопленочных солнечных батарей, последнее слово в технологиях солнечной энергии.

Ведущие американские производители аккумуляторных батарей проспали этот бизнес, когда предпочли вместо этого сосредоточиться на одноразовых батареях, которые позволяли им зарабатывать свой хлеб с маслом. Японцы быстро заполнили пустоту в производстве аккумуляторных батарей, используя свои возможности сначала в портативных аудио продуктах, как плееры Walkman, видеокамерах, ноутбуках и мобильных телефонах, и относительно недавно — в гибридных и электрических транспортных средствах.

«В электрическом автомобиле, аккумулятор составляет до 50 процентов стоимости материалов, — говорит Ши. — Мы сейчас не можем создавать аккумуляторы для электромобилей в Соединенных Штатах, и это потому, что решения, принятые в других отраслях, позволили промышленному достоянию умирать».

Компании, безусловно, ограничивает свою способность к инновациям

Руководители, которые защищают аутсорсинг, утверждают, что нет достаточного количества американских рабочих с нужными навыками и американских заводов с той же скоростью производства, как в других странах. И, кроме того, путем перемещения работы за пределы Соединенных Штатов можно получить достаточно прибыли, чтобы развивать инновации в домашних условиях.

До недавнего времени, Apple производила свою продукцию в США, и даже построила собственный завод. Но сегодня iPhone, iPad и другие продукты Apple сделаны за границей, в основном в Китае, потому что это быстрее и дешевле.
Проблема для американских политиков и компаний, конкурирующих на мировом рынке, заключается в следующем: аутсорсинг вышел за рамки простого конвейерного труда.

Вернемся к истокам

Как низкооплачиваемая работа по сборке, из Соединенных Штатов также исчезает и более сложная и высокооплачиваемая дизайнерская работа. Почти все ноутбуки, мобильные телефоны и другие портативные устройства в настоящее время разработаны в Азии.

Американские производители программного обеспечения изначально отдавали на аутсорсинг индийским компаниям только написание простого, но объемного кода. Теперь они начали подписывать с теми же индийцами контракты на проектирование более сложных архитектурных решений.

Отдавать подобные проекты на аутсорсинг опасно, говорит Ши. Это может заблокировать шансы американских компаний участвовать в разработке новейшей высокотехнологичной продукции и получать необходимый опыт.

Соединенные Штаты не всегда позволяли сплавлять свои технологические инновации вниз по течению. После Второй мировой войны, страна была безусловным лидером по инновациям в полупроводниках в 50-х и 60-х годах; в производстве чипов, аэронавтике и спутниковой связи в 60-80-х. Многие образцы высокотехнологичной продукции можно было найти только в США. Эти успехи были обусловлены в значительной степени государственными инвестициями в фундаментальные исследования науки и массового производства.

«Во время Второй мировой войны, как считает американская общественность, именно наука выиграла войну с атомной бомбой, радарами, компьютерными технологиями, антибиотиками, — говорит Ши. — Было ощущение, что если мы инвестируем в науку и технологии, это приведет к новым рабочим местам и процветанию, а также сделает Соединенные Штаты бесспорным лидером».

Правительство продолжало подкармливать научные исследовании здоровой дозой финансирования в рамках 1990-х годов. Но эти инвестиции начали давать сбои в 2003 году и остаются недостаточными до сих пор.

Роль правительства

Вилли К. Ши уверен, что если Соединенные Штаты хотят удержаться от дальнейшего падения в своей способности конкурировать на стадии производства, то правительство должно усилить поддержку научных исследований и сотрудничать с миром бизнеса и науки. Кроме того, правительственные чиновники и бизнес-лидеры должны наметить перспективный план и сосредоточить усилия, чтобы сохранить важные технологии в Соединенных Штатах. А также целенаправленно работать над такими проблемами, как изменение климата, зависимость от нефти, лечение опасных для жизни заболеваний.

При этом Ши не считает аутсорсинг злом. Во многих случаях он необходим, но нужно быть более вдумчивыми и занимать более разумную позицию. При этом американские компании должны делать долгосрочные инвестиции в НИОКР, а руководство должно прекратить «преувеличивать выигрыш и преуменьшать опасность» аутсорсинга производства и сокращения R&D.

Вилли К. Ши и профессор Гарварда Гари П. Пизано изучали, как другие страны осуществляют инвестиции в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. И они считают, что Соединенные Штаты могли бы извлечь некоторые уроки из опыта других стран, которые «схватили в ряде отраслей быка за рога».

В Китае, например, в 1986 году четверо ученых встретились с представителями правительства для разработки «списка пожеланий» стратегических возможностей страны. В итоге сегодня Китай захватил цепь поставок для электронной промышленности и будет оставаться доминирующим игроком на долгие годы.

Другой пример — Тайвань. Сегодня в этой небольшой стране с населением 23 миллиона человек сосредоточено 70% мировых мощностей по производству полупроводников. Это помогло Тайваню стать ведущим игроком на рынке плоских дисплеев и энергосберегающего освещения. Все потому, что страна была последовательной в своих инвестициях в технологии.

«Соединенные Штаты по-прежнему являются богатой и самой большой экономикой в мире, — говорит Ши. — Но в какой-то момент мы должны начать национальную дискуссию о том, какие возможности имеют большое значение для Соединенных Штатов в двадцать первом веке. И мы должны инвестировать в них. Люди уже не так уверены, что сегодня наука может решить все наши проблемы, но наука имеет решающее значение для поддержания национального достояния. К тому времени, когда общество поймет, я надеюсь, что будет еще не слишком поздно».

Хотя речь в этой статье идет о проблемах американской промышленности, написана она, как будто о России. Не правда ли? Поэтому я призываю наших читателей, среди которых немало производителей, задуматься о проблеме потери национальной конкурентоспособности. Будем рады услышать ваши мнения.


Оставить комментарий с помощью