08:51, 28 августа 2012   Просмотров: 1737

«Лучшая помощь государства - не вмешиваться в дела малого бизнеса»

СубботинАртем

создатель терминала по продаже сим-карт

Говорят, что вендинг – это бизнес для ленивых. Продавая товары через торговые автоматы, можно сэкономить на найме сотрудников, да и на некоторых других вещах. Несмотря на то, что во всем мире вендинговый бизнес активно развивается и процветает, в России дела в этом направлении идут не так хорошо. Но, тем не менее, прогресс есть. Появляются не только автоматы, торгующие кофе и шоколадками, но и аппараты, продающие зонты, что весьма актуально для дождливого Петербурга. 

Молодой предприниматель из Ижевска - Артем Субботин и разработчик Александр Масленников придумали, как продавать через терминалы сим-карты. Друзья не просто скопировали уже готовую модель аппарата, а самостоятельно разработали с нуля программное обеспечение и сканер для паспорта. Отправившись на выставку с тестовым образцом, предприниматели и представить себе не могли, какой ажиотаж вызовет их разработка. Продажи автомата стартуют в сентябре. Заказов хватит до конца года, уверяет Артем. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. О том, как труден путь инновационного бизнеса в России, предприниматель рассказал корреспонденту EquipNet.ru.

- Как к вам пришла идея выпускать терминалы, торгующие сим-картами?

- Я думаю, что любое изобретение появляется от лени, либо в качестве решения какого-то насущной проблемы. Мы придумали терминал, исходя из необходимости. С 2009 года мы с партнером развивали в Ижевске бренд компании «Билайн» - у нас были стойки и монобрендовые салоны. К началу 2011 года у нас насчитывалось порядка 27 салонов и около 80-90 мобильных точек продаж. И проблемы не заставили себя ждать! Была ужасная текучка кадров. Как-то раз мы с партнером объезжали точки продаж, к тому моменту мы уже намотали приличное количество километров.

терминал по продаже сим-картПосмотрев на работу промоутеров, мой друг сказал: «Вот бы заменить этих девочек, которые постоянно пропадают на каких-нибудь роботов». «Ага, на терминалы», - ответил я. Мы посмеялись и забыли об этом. Но через пару недель я понял, что на самом деле, наши девочки не делают ничего такого, с чем бы не справился терминал. Идея компании заключалась в том, что промоутер буквально выхватывал человека из толпы и начинал продавать ему услуги. Но на деле получалось, что девушки не охотно шли на контакт с людьми. То есть продажи были в основном пассивными. И такая проблема наблюдалась не только у нас, но и в других регионах и у других операторов.

- Терминал - полностью авторская разработка? Вы ее запатентовали?

- Да, мы получили патент. Но на самом деле, не все так просто. Сначала мы написали в патентное бюро письмо, нам ответили, что нужно исправить, переделать. И вот наконец-то после 7 или 8 письма, нам сказали, что все окей, и сейчас мы ждем патентный номер. Пока мы его не получили. Этот процесс занял практически год. А сам патент появится у нас только года через два, то есть там все очень долго.

- Каких специалистов вы привлекали к работе?

- Идея принадлежит мне, функционал тоже мой. Я примерно представлял, как все должно быть устроено. А все, что касается железа, протоколов, самого сложного – этим занимался Александр Масленников, который, кстати, является соучредителем нашей компании. Всеми программными штуками изначально занимался программист Александр, но мы с ним расстались, потому что он не мог уделять много времени проекту. А сейчас мы сотрудничаем с крупной фирмой, которая пишет для нас весь код.

терминал по продаже сим-карт- Сколько по времени заняла разработка терминала?

- Где-то полтора года. Все железо и функционал были готовы к марту этого года. 10 марта я прилетел из Бангкока в Москву, и мы уже выставляли терминал на выставке «Вендэкспо-2012».

- Вы сами производите терминалы или заказываете их у кого-то?

- Мы делаем только тестовые версии терминалов, а сами устройства производят подрядчики. Сами производством мы не занимаемся, только разработкой. У нас есть полигон в Воткинске, там мы проводим испытания терминалов.

Наши компании-подрядчики расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Курске и Челябинске. Схема деятельности такова – у нас есть патент, технические условия и сама идея. Мы обсчитываем заказ по стоимости, отправляем его подрядчику. Все подрядчики у нас сертифицированы. Мы знаем, какие детали они будут использовать для изготовления терминала. Они делают необходимое количество терминалов и отправляют их клиенту.

- Как устройство распознает подлинность паспорта? И как сверяет личность покупателя с данными документа?

- Все очень просто! Там есть одно интересное звено – человек. Изначально наше устройство по распознаванию обходилось без оператора. То есть был разработан специальный алгоритм, который сканировал изображение с паспорта, брал оттуда фотографию и сравнивал с фотографией человека, который пришел подключаться. Делал сверку и выдавал процент схожести. От этого процента зависело, будет ли клиент допущен до следующего шага. Но как показала практика, даже люди с новыми паспортами получали максимум один или два процента схожести.

Сейчас у нас технологии развиты не настолько хорошо, чтобы машина могла определить, принадлежит ли паспорт абоненту. Пока что этим занимается оператор. Как все происходит? Клиент сканирует паспорт, происходит фотографирование лица, дальше он проходит остальные шаги и получает сим-карту. Затем пакет файлов – паспортные данные, информация о сим-карте и номере абонента и фотография лица человека, который подошел к терминалу отправляются в нашу систему. Оператор сверяет фотографии. Если они совпадают, сим-карта отправляются в базу оператора, если нет – блокируется.

терминал по продаже сим-карт- Вы считаете, что терминал не способен заменить оперетора, продающего сим-карты?

-Полностью терминал человека не заменит! Но у нас на обслуживание 50 терминалов требуется всего три сотрудника.

- Какие преимущества клиент получает «общаясь» с вендинговым автоматом, а не продавцом?

- Терминал удобен для тех, кому тяжело общаться с людьми. На самом деле, есть те, кто стесняется подойти и подключиться. Еще есть такие места, где операторам сложно работать. Например, проходные заводов, куда пускают по пропускам, аэропорты, или не совсем благополучные и криминальные районы, где люди просто не согласятся работать. Тем более, наши терминалы работают круглосуточно.

- Каков спрос на ваш терминал, и кто ваши клиенты?

- Сейчас мы получили пакет заказов, состоящий из 50 заявок. То есть с сентября и до следующего года мы будем обеспечены работой. Пока мы не заключаем договора, потому что необходимо полностью отрегулировать все процессы.

- Правда, что вашей разработкой интересуются банки?

- Да, запросы из банков приходят. Но заказчики, к сожалению, пока сами не могут до конца понять, что им нужно. Но на самом деле, в банковском секторе, как и в сфере операторов связи, есть одна проблема – они боятся быть первыми! Практически все сотовые операторы проявили заинтересованность в нашей разработке, но они опасаются стать первыми испытателями. Когда кто-то из операторов закажет у нас терминал, поставит его, протестирует, подтянутся и другие. А пока из первых заказчиков у нас -«Теле2».

- Как вы разрекламировали свой терминал?

- Пока мы рекламой не занимались. Единственное, я выложил статью на habrahabr.ru о ходе нашей деятельности. И оттуда уже пришло довольно много человек. Мы выложили на YouTube видео, его просмотрело уже больше 26 тысяч человек. О нас писали московские и местные издания, кто-то писал о нас в блогах. В сети достаточно информации, но так как тема узкая, то мы сразу появляемся на первых строчках в выдаче поисковиков.

- Зачем вы ездили в Китай, и удалось ли вам наладить сотрудничество с китайскими компаниями?

терминал по продаже сим-карт- Не так давно я ездил в Китай и наладил сотрудничество с компанией, которая для нас собирает диспенсеры – это такие штуковины для выдачи сим-карт. Примерно через месяц они будут собирать для нас сканеры паспорта. Пока мы их делаем самостоятельно на своем производстве в Воткинске. Ну и в будущем в Китае будут собираться все компоненты, которые мы разработали для терминалов.

- Расскажите вкратце об особенностях ведения бизнеса с китайцами? На что следует обратить внимание?

- Если вкратце, то с китайцами вести бизнес сложно. На самом деле, у них своя «религия» ведения бизнеса. Можно годами ездить и до конца ее не постичь. Китайцы любят истории семьи, детей. Они будут в восторге, если вы покажете им фотографии с ребенком. Особенно, если детей несколько. В Китае иметь больше одного ребенка могут позволить себе только очень богатые люди.

Тонкостей много. Начиная от того, как подавать визитку. Может, видели в фильмах, как самураи подают меч двумя руками и с поклонами? Примерно тоже самое происходит и с визитками в Китае. Еще мне подсказали, что если в течение дня нужно осмотреть несколько фабрик, можно обратиться к хозяину производства, чтобы он позвонил в следующую в списке компанию и они прислали за вами машину. На самом деле, это здорово экономит время. Таким образом, я посетил за все время около 25 фабрик. Конечно же, вас бесплатно накормят, напоят чаем, отправят в гостиницу. И не вздумайте платить за себя в кафе! Вообще скажу, что нюансов очень много и вряд ли они влезут в формат интервью.

терминал по продаже сим-карт- Как обстоят дела с конкурентами – есть ли они у вас в России или за рубежом?

- Первое время, как вышла статья на habrahabr.ru, нам звонили пару человек и говорили, что это их идея. «Хорошо», отвечали мы. – «Говорите номер патента, мы проверим». «Дело не в патенте, а в том, что идея принадлежит нам, и вы не смеете ее использовать»! Также на выставке подходили люди и говорили, что идея буквально витала в воздухе. Мы давно уже придумали, но не реализовывали. Но, честно говоря, мы решили не думать о таких вещах!

- Во сколько, если не секрет вам обошелся запуск проекта?

- На данный момент потрачено порядка 130-140 тысяч долларов. Это без запуска рекламной кампании и основного производства. Это только разработка ПО, железа, прототипов.

- Государство вам как-то помогло в реализации проекта? это ведь все-таки инновационный бизнес?

- Да. Оно нам не мешало. На гранты мы не подавали - потом устанешь по ним отчитываться. Спросите у резидентов «Сколково», какие они кипы документов носят для отчета? Лучшая помощь государства - это не вмешиваться в дела малого бизнеса.

- Планы на будущее?

- Каких-то грандиозных наполеоновских планов мы не строим. Мы не собираемся захватить Россию или мир, мы не хотим заставить все вокруг нашими терминалами. Просто идея нам понравилась, и мы ее реализовали. Мы начинаем продажи в сентябре. Посмотрим, как пойдут дела. Если все хорошо, будем продолжать работать по этой схеме. Не пойдут, переключимся на что-нибудь другое.


Екатерина Гонова
Фото А.Субботин 

Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Насыр частный предприниматель02.09.2012

мне понравилась ваша идея хотел бы проверить его в деле с воем городе в Узбекистане по каким координатам я могу с вами связаться мой данные почта 3100378@mail.ru номер телефона 8371 3100378