На первый взгляд кажется, что любая упаковка – это в сущности тот же конфетный фантик, главными задачами которого являются защита продукта и удобство его употребления. В реальности функции упаковки шире. Дело в том, что в наши дни в розничной торговле правит бал самообслуживание. Следовательно, упаковка должна быть:
• во-первых, информативно полезной;
• во-вторых, заметной на фоне других товаров;
• в-третьих, удобной как для магазинных полок, так и для личного использования;
• в-четвертых, увеличивающей срок хранения товара;
• в-пятых, защищающей его потребительские свойства.
«Что толку от хорошего товара, если его не покупают, – поясняет Иван Крушин, независимый торговый эксперт. – Успех приходит к продукту, обладающему привлекательными маркетинговыми свойствами. При этом потребитель знакомится с новым товаром именно через упаковку. Как следствие, для любого предпринимателя, работающего с продуктами питания, да и не только с ними, грамотное решение вопросов фасовки и упаковки их продукции является одним из важнейших условий успеха в бизнесе».
Между тем, этот фактор зачастую недооценивается. Причем это касается и самих бизнесменов, и многочисленных бизнес-статей в интернете, авторы которых редко касаются данного аспекта бизнеса.
Давайте попробуем восполнить этот пробел.
Вчера и сегодня
За последние несколько десятков лет упаковка, а также технологии ее изготовления и использования претерпели значительные изменения. О том, как упаковывали товары, например, в советских магазинах, можно прочитать на сайте «Назад в СССР». Плотная бумага, пакеты из этой бумаги, полиэтиленовые мешочки, консервные банки – вот и весь арсенал, который был в распоряжении розничных продавцов и производителей продукции.
Понятное дело, в наши дни такие продавцы просто разорились бы из-за значительных дополнительных расходов (ведь по большей части эти способы упаковки подразумевали применение ручного труда), да и кто теперь станет покупать продукт, упакованный чужими руками? Что и говорить, это было не только примитивно, но и негигиенично.
Современные фасовка и упаковка существенно отличаются от того, что было раньше. Приведем ключевые отличия:
- Автоматизация. Основную работу делают специальные упаковочные машины. Ручной труд почти не используется.
- Значительное расширение количества видов упаковки, благодаря которому почти каждому продукту можно подобрать идеально соответствующую ему тару.
- Улучшенная информативность, нанесение на упаковку таких данных, как состав продукта, вес, литраж и т.д., дающее возможность подробно ознакомиться с особенностями товара, не открывая самой упаковки.
- Рекламность, возможность применения на упаковке различных маркетологических «фишек» для продвижения товаров и брендов.
- Появление маркировок и специальных графических символов (в первую очередь – штрих-кодов), позволяющих вести точный учет товарооборота как на складах, так и непосредственно в магазинах.
«Но главное достижение современной фасовочно-упаковочной отрасли – это все-таки, как ни крути, полная автоматизация всего и вся, – говорит Павел Голяков, руководитель Департамента хлебопекарных и кондитерских производств компании «Русская Трапеза». – Она является, если хотите, общим знаменателем всех перемен. Удобство хранения, учета, перемещения, доставки товара – всем этим мы обязаны именно упаковочным автоматам. Если прибавить к этому пропаганду (в хорошем смысле слова) бренда, маркетинговую и рекламную нагрузку, которую несет современная упаковка и которую также помогает обеспечивать автоматизация фасовочно-упаковочных процессов, то выходит, что без нее просто не выжить в сегодняшнем конкурентном мире».
Производственно-логистические центры малой и средней мощности – новое веяние в бизнесе
При этом еще совсем недавно считалось, что своя собственная автоматизированная поточная фасовка и упаковка – это удел только крупных компаний. А предприятия, относящиеся к среднему и малому бизнесу, могут заказывать эти услуги на стороне, например, в специальных логистических или производственно-логистических центрах. Однако число подобных центров невелико, и есть они, как правило, только в крупных городах.
«А в небольших городах и поселках чаще всего таких мощных логистических центров попросту нет, зато есть активный малый и средний бизнес, – поясняет Иван Крушин. – Само собой, для них везти свою, скажем, сельхозпродукцию в большие города лишь для того, чтобы упаковать, в принципе невыгодно. Тем более, сейчас, когда на нашем рынке появились доступные упаковочные машины, надежные и работающие по принципу «купил, установил, включил – и все заработало». Сейчас для таких компаний становится выгоднее строить свои производственно-логистические центры либо, кооперируясь с другими местными сельхозпроизводителями, строить подобные предприятия в качестве отдельных бизнесов в тех городах, где они осуществляют свою деятельность».
Таким образом, эксперты пророчат упаковочным автоматам второе пришествие в бизнес, на сей раз в производственно-логистические центры малой и средней мощности.
Грамотный подход к автоматизации фасовки и упаковки
Вот простой пример. Евгений Смирнов, алтайский фермер, специализирующийся на гречке, поделился с корреспондентом EquipNet.ru своими проблемами, связанными как раз с тем, что в его поселке нет своего логистического центра с установленными упаковочными автоматами. Ему приходится везти свой товар за двести километров, только чтобы упаковать, так как местные магазины не принимают гречку, если она не расфасована в удобную упаковку.
«В конечном счете, стоимость товара возрастает на треть, – говорит Евгений Смирнов. – Такая же проблема у собственников небольших хлебозаводов. В то же время у потребителя каждая копеечка на счету. В результате чего, разумеется, появляются проблемы со сбытом. А вот если бы у нас получилось наладить работу собственного фасовочно-упаковочного цеха – все было бы иначе».
«Учитывая масштабы российской глубинки, многие районы которой сопоставимы с небольшими европейскими государствами, оснащение малых и средних предприятий, торговых баз и складов упаковочными машинами является ключевой задачей, – поясняет Павел Голяков из «Русской Трапезы». – Например, там, где местные производители готовы поставлять сыпучие или порошкообразные продукты: муку, крупы, сахар, специи – можно применять упаковочные автоматы РТ-УМ-23, РТ-УМ-ГС, Sbi-260 и другие. Конкретный выбор зависит от бюджетных возможностей того или иного производственно-логистического центра, а также от производительных потребностей».
И в самом деле, популярный небольшой упаковочный автомат РТ-УМ-23, весом всего 400 кг, способен за минуту произвести до 70 упаковок. При этом в качестве упаковочного материала применяется термосвариваемая пленка толщиной от 20 до 100 мкм.
Применяется в этом качестве на машинах от «Русской Трапезы» и пленка АФ со специальными свойствами, в т. ч. барьерная пленка для упаковки с газом семечек, орехов, мясных полуфабрикатов, замороженных продуктов. Такой подход резко увеличивает потребительские свойства продукта, сохраняя его вкусовые свойства при более длительном хранении.
Когда дело касается упаковки овощей и фруктов, специалисты «Русской Трапезы» рекомендуют машины серии Sbi-260, Sbi-370 вкупе с весовыми линейными или весовыми комбинационными дозаторами. А мясные полуфабрикаты отлично упакуют горизонтальные флоу-пак машины РТ-УМ-ГШ, РТ-УМ-ГШ-Серво и РТ-УМ-ГШ-С12 (машина с нижней подачей пленки), которые могут быть оснащены опцией подачи защитного газа для упаковки продукта в модифицированной газовой среде, с соответствующим увеличением срока хранения. Что касается разлива молока, сметаны и других жидких и пастообразных продуктов, то и здесь имеются специализированные фасовочно-упаковочные машины, например SBi-150f, GTL-Optima.
Как показывает опыт многих бизнесменов, работающих в сельском хозяйстве, которые уже произвели инвестиции в упаковочное оборудование, подобные капиталовложения окупаются максимум за 1 год. Принципиально и то, что обычные склады и базы в этом случае трансформируются в современные упаковочные цеха или даже отдельные предприятия, которые могут фасовать не только свою продукцию, но и оказывать услуги по фасовке сторонним заказчикам. Иными словами, недооценивать фасовку и упаковку как действительно сверхважные бизнес-процессы значит резко снижать собственную конкурентоспособность.
В любом случае, выбирая упаковочные автоматы и машины, следует обращать самое пристальное внимание на характеристики и производителя. Впрочем, с оборудованием от «Русской Трапезы» по этому поводу можно не беспокоиться. Более надежного российского бренда в данной индустрии просто не существует.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru
ООО «РУССКАЯ ТРАПЕЗА»
199178, г. Санкт-Петербург, Малый проспект В. О., дом 57, корп. 3
E-mail: info@r-t.ru
https://r-t.ru