Специальная техника ломается ничуть не реже, чем легковые автомобили или бытовые приборы. Более того, нередко строительные или грузовые машины используются в неблагоприятных климатических условиях (например, за полярным кругом), что тоже не добавляет им жизни. Ремонт спецтехники – дело хлопотное.
В первую очередь, потому что для ремонта погрузчика или крана требуются настоящие специалисты, а не «гаражные» мастера. Тут встает вторая проблема – станций техобслуживания для строительных или грузовых машин значительно меньше, чем для легковых. Не забываем и про то, что если сломается «легковушка», ее владелец просто пересядет на общественный транспорт до конца ремонта. Если ломается спецтехника – встает бизнес, грузоперевозки, производство. Время – деньги, поэтому важна оперативность СТО. И наконец, четвертое – даже если ремонтная мастерская выполнит свою работу на «отлично», никто не гарантирует, что новые детали прослужат так долго, как планировалось.
Вопрос о контрафактных деталях для спецтехники далеко не праздный. С одной стороны, производителей подделок больше интересует легковой автопром – здесь проще сбыть свою продукцию. По некоторым данным, доля контрафакта на этом рынке составляет от 25% до 60%. Подделывают не только свечи, масляные и топливные фильтры, но и горюче-смазочные материалы.
Со спецтехникой сложнее. Здесь мало людей случайных, тех, кто не разбирается в своем деле. Однако у поддельных запчастей есть одно неоспоримое преимущество – дешевизна. И в погоне за выгодой ремонтное предприятие может сознательно выбрать контрафактную продукцию.
В своем комментарии порталу Equipnet.ru менеджер по продажам ООО «Трак» (г. Екатеринбург) Юрий Алексеевич указал, что данная проблема – актуальна.
– Наша компания занимается ремонтом автомобильных кранов. И естественно, для ремонта нам необходимо регулярно покупать новые комплектующие и запчасти. Мы работаем с ОАО «Автокран» – «ивановцами», являемся их официальным дилером. Однако в том же Иваново, кроме самого завода-изготовителя, детали к этим автокранам можно купить и еще у нескольких предприятий. Причем, стоимость их ниже, чем у производителя. Мы на собственном опыте убедились, что они оказались ненадлежащего качества и сделаны из бракованного материала. Был, например, вообще поразительный случай: купили гидроклапан, поставили на машину – не работает. Оказалось, что сам клапан был цельнометаллической болванкой, попросту муляжом.
Наш эксперт отметил, что чаще всего из деталей к автокранам подделывают гидравлическую аппаратуру. Внешне «паленую» гидравлику никак не отличить от качественной, она себя проявит только в работе, когда появится течь или другие неполадки. Нередко страдают и механические части, здесь стоит обратить внимание на качество металла, есть ли на его поверхности дефекты.
Что касается станков, то здесь уверенности у клиентов больше. Как нас заверили в компании «Дюкон» (г. Санкт-Петербург), одно из направлений деятельности которой – ремонт разного рода станков, эта область слишком узкопрофильна для производителей контрафакта. Как правило, предприятия, занимающиеся ремонтом сварочных, компрессорных, деревообрабатывающих и других станков, сотрудничают напрямую с заводами-изготовителями.
Как же обезопасить свою технику от поддельных деталей? Консультанты Equipnet.ru советуют следующее:
- обращаться только к проверенным ремонтным предприятиям. Не поленитесь заглянуть на сайт завода-изготовителя вашей техники – они всегда публикуют своих официальных дилеров;
- СТО обязана предоставлять гарантию того, что в случае поломки недавно установленных деталей, их снова заменят. Ведь это ремонтная мастерская закупает запчасти, поэтому и должна нести ответственность за их качество;
- вас обязательно должна насторожить низкая цена на новые детали. Дешевизна – один из основных признаков контрафактной продукции;
- не менее подозрительно выглядит, когда запчасти к отечественной технике производит какая-нибудь заграничная фирма. Импортная продукция должна быть дороже, так как в ее стоимость входят таможенные пошлины и транспортировка. Если же цены одинаковы – значит, производитель сэкономил на чем-то другом, например, на качестве материала.
И не забывайте, что если регулярно проводить полные техосмотры, заранее готовиться к смене сезонов, то ваша спецтехника прослужит без ремонта гораздо дольше.