14:05, 30 марта 2009   Просмотров: 550

Техника для земляных работ – перспективы развития отечественного машиностроения

Главный инженер ЗАО «Мосстроймеханизация-5» Галим Есениязов оптимистически оценивает перспективы развития отечественного машиностроения, рассказывает о преимуществах и недостатках отечественных брендов и делится собственным опытом эксплуатации землеройной техники.

«Рэйз Точка Ру»: В последние десять лет на российском рынке подъемно-транспортного оборудования «правит бал» импортная техника. Отражается ли эта тенденция на парке машин и механизмов ЗАО «МСМ-5»? Галим Есениязов: Боюсь, что да. Соотношение импортной и отечественной техники в парке МСМ-5 — это около 10 процентов отечественной и 90 процентов импортной техники. Однако в целом по Москве ситуация иная, я считаю, что это соотношение можно оценить примерно в 60 процентов отечественной против 40 процентов иностранной техники. В последние годы мы почти полностью перешли на иностранную технику, но предложения российских производителей вновь начинают вызывать интерес. В скором времени мы надеемся довести долю машин российских производителей в нашем парке до 30 процентов, в основном за счет большегрузных самосвалов.

Р: Как известно, с 1996 года ваша компания добавила к деятельности по механизации строительный бизнес. Диверсификация потребовала расширения машинного парка? Г.Е.: Да, актуальный вопрос. Сегодня мы испытываем недостаток минитехники. Мы всегда были механизаторами, а когда взяли строительство на себя, возникла проблема с несоответствием нашей техники и выполняемых операций. Все еще возникают ситуации, когда экскаватор весом 30 тонн делает мелкие работы. Я думаю, для нас идеальное соотношение крупногабаритной техники и машин малой грузоподъемности — 50/50, а сейчас в нашем парке менее 5 процентов мобильной техники малой грузоподъемности. Недавно мы купили английские экскаватор и погрузчик Fermex, экскаватор-погрузчик малой грузоподъемности JCB.

Р: Вызывает ли у вас интерес землеройная техника российского производства? Г.Е.: Да, безусловно. Как специалист, могу сказать, что у Воронежского экскаваторного завода очень порядочные машины. Отличную продукцию выпускает Ковровский экскаваторный завод, МК «Кранэкс» (бывший Ивановский завод кранов и экскаваторов). Во многих отношениях наша техника не отстает от импортных аналогов. Во-первых, она износостойкая и морозостойкая. Во-вторых, очень легко достать и заменить детали. Очень много ценных изобретений заложено в этой технике. Например, на воронежских экскаваторах внутри корпуса распределителя, где проходят золотники, вставлены дополнительные втулки из очень дорогой, хорошей стали. Втулки хорошо запрессованы и закалены, обладают улучшенными эксплуатационными качествами. Я считаю, что это ноу-хау. Ни один иностранец еще не догадался изготовить корпус из простой стали, а внутри сделать вставку из стали повышенной износостойкости. Но, к сожалению, все еще приходится констатировать, что наши производители землеройной техники отстали от мировых лидеров. Статистика свидетельствует, что время работы без поломок у российской техники меньше, чем у иностранных марок, да и общий срок службы короче. Если экскаваторы Hitachi, Liebherr, Solar могут при самой интенсивной эксплуатации проработать без отказов и поломок около 4 лет, то отечественные экскаваторы — это 2 года безотказной работы, только на профилактическом сервисе. Потом начинаются поломки, хотя в целом срок эксплуатации — 10 лет. С бульдозерами та же ситуация. Komatsu и Caterpillar не требуют ремонта и работают без поломок первые 5 лет работы, а наши — 2 года. Я считаю, что главная проблема российских заводов — пренебрежение мелочами. Создают огромные экскаваторы весом 60 тонн, а качество узлов, которые весят от нескольких граммов до килограмма, упускают из виду. И из-за этого большие, хорошие, умные экскаваторы отстают от мирового уровня. Или кабина. Кажется, мелочь, но что это значит? Не созданы условия для машиниста. А кто у нас принимает окончательное решение о покупке? Машинист — садится, оценивает свои ощущения, эргономику, комфорт. Оставляют желать лучшего шланги высокого давления, инжекторы, штоки. Если убрать эти недостатки, то воронежский экскаватор мог бы работать на уровне Hitachi или южнокорейского Solar. Ковровские экскаваторы очень неплохие, много работают за границей. Я их часто вижу в арабских странах, видел в Египте. Конечно, в них присутствуют общероссийские недостатки — не продуманы мелочи: шланги высокого давления, клапаны, которых не купишь, штопор, манжеты… Не можете сделать — покупайте! Япония до сих пор покупает манжеты в Швеции. Элементарные вещи нужно сделать, хотя бы краску поменять, и уже совершенно другие эксплуатационные качества. Исправить — и «Ковровец» работал бы не хуже японцев. Но вообще это хороший экскаватор, совсем немного нужно, чтобы довести его до идеала. Однако главное его достоинство всегда заключалось в доступности, в сравнительно небольшой цене. Недавно он подорожал и значительно потерял в плане конкурентоспособности.

Р: Вы затронули еще одну важную тенденцию рынка строительной техники в России. Все чаще эксперты отмечают, что продукция российских производителей по цене приближается к зарубежным аналогам. Согласны ли вы с этими оценками? Г.Е.: Действительно, такая тенденция очень заметна. Я уже отметил повышение цены на ковровские экскаваторы, и воронежские экскаваторы тоже могут ее проиллюстрировать. Качество у них очень хорошее, но цена довольно высокая для российской техники. Hitachi с объемом ковша 1 м3 стоит 130 тыс, а аналогичный воронежский и ивановский — 100-110 тыс долларов.

Р: Возникает вопрос, могут ли вообще российские заводы предложить продукцию с подходящим соотношением цены и качества… Г.Е.: Да, в этом отношении могу похвалить, например, Чебоксарский завод промышленных тракторов — ОАО «Промтрактор». Когда мы увидели их машины первый раз, просто ахнули. Там учтено все. По уровню технологичности он напоминает Caterpillar. Например, чтобы снять ходовую тележку, раньше надо было половину трактора разбирать. А сейчас — раскрутил четыре болта и снял. На них стоит ярославский двигатель, который можно найти на каждом шагу и каждом складе с закрытыми глазами. Очень хорошо продумана кабина, радует управление бульдозером, буквально одним пальцем можно управлять. Очень современная конкурентоспособная машина. Этот трактор у нас вызвал гордость, уверенность, что у российских производителей дело пойдет. У тракторов «Промтрактора» есть разные категории мощности, начиная от 9 лошадиных сил и заканчивая 600. Мы купили сразу 7 тракторов Т-11, в ближайшее время собираемся покупать еще 7 и тоже Т-11. Наша следующая покупка на «Промтракторе» — трактор Т-25 на 500 лошадиных сил, которым мы заменим импортную технику. При этом чебоксарский трактор в 3 раза дешевле зарубежных аналогов, поэтому в 2006 году мы решили закупать только отечественные бульдозеры. Скажу больше, они так понравились нашим сотрудникам, что несколько лет назад наш гендиректор решил на средства МСМ-5 провести презентацию Т-11 и Т-250 на наших строительных объектах. Мы пригласили более 100 специалистов со всей России, журналистов, приехал мэр Москвы. Презентация длилась целый день, все остались очень довольны этой техникой. Результаты презентации были отличные, завод теперь едва успевает выполнять новые заказы.

Р: Давайте подытожим беседу. Не могли бы вы назвать принципы, которыми руководствуетесь при выборе техники, и дать рекомендации российским производителям? Г.Е.: При выборе техники специалисты МСМ-5 руководствуются тремя основными принципами. Во-первых, это качество продукции, во-вторых, эргономичность, в-третьих, мы выбираем технику с максимальной скоростью передвижения, скоростью подъема ковша и поворота. Ну, и наконец, рекомендации. Знаете, как получается хорошая машина? Я знаю, как работают японцы. Каждую мелочь они прежде всего будут выспрашивать у машиниста. Только после этого теоретические вещи — мощность, крутящий момент, обсуждают с инженером. Если бы наши заводы учитывали все пожелания, ситуация была бы совершенно иная. А так — выпустили машину и 30 лет ничего не меняем. Вот если сумеем сломать такую психологию, у нас будут прекрасные машины. Металла у нас хватает, инженеров хватает, все ресурсы есть.

Интервью подготовлено Яной Михайловской (raise.ru).

Бульдозер Промтрактор Т-11 Бульдозер Промтрактор Т-2001Я


Оставить комментарий с помощью