14:49, 27 августа 2010   Просмотров: 805

Практика бизнеса: правила успешного общения с ревизором

Автор:

Сергей Семенов
Фото с сайтов er31.ru, nakhodka-city.ru, politjournal.ru

Одна из главных проблем российских предпринимателей — неожиданно нагрянувший инспектор с очередной проверкой. Конечно, правительство старается смягчить ситуацию, например, обязав соответствующие организации публиковать в интернете график проверок. Кроме того, было резко снижено число внеплановых проверок. Однако все это не избавило инспекторов от нелюбви бизнесменов. Но, зачастую, проверка не так страшна, как кажется. Главное, соответствующе к ней подготовиться и встретить инспекторов во всеоружии. А как это сделать, мы сейчас и расскажем.

Роспотребнадзор

Итак, к вам пришли представители Роспотребнадзора. Что же ждать предпринимателю от этих суровых людей? Обычно они проверяют то, как организация соблюдает права потребителей, или санитарные правила и нормы.

Как и любые ревизоры, люди из Роспотребнадзора могут потребовать от вас соответствующую документацию, но лишь относящуюся к их сфере ответственности. Ее, конечно же, надо предоставить в оригинале, но вот с собой инспектор может забрать лишь копии.

Можно и отказать инспектору в предъявлении требуемых им документов. Но это будет занесено в протокол, а в дальнейшем расценено, как отсутствие необходимых документов. Последствия подобной формулировки для компании могут быть непредсказуемыми.

Нужно помнить и о внеплановых проверках со стороны Роспотребнадзора. В этом случае инспектор может проводить проверку как самостоятельно, так и в присутствии сотрудника проверяемой организации. Но он должен в любом случае проинформировать о предстоящей внеплановой проверке руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.

Общества защиты прав потребителей

Это интересно!

Бизнес на франчайзинге

Налоги для предпринимателя

Бизнес-идея: производство колбасы

Бизнес-идея: изготовление блинов

Бизнес-идея: производство и продажа кваса

Как составить бизнес-план

Как построить бизнес на трухе

Как самостоятельно зарегистрировать ИП

Самостоятельная регистрация юридического лица

Секреты выбора подержанного оборудования

Франчайзинг: Что? Зачем? Почему?

Аутсорсинг: Что? Зачем? Почему?

Химчистка как бизнес с высоким доходом

Сенсация: доступный бизнес с 300-процентной рентабельностью!

Обзоры рынков

Бизнес-планы для малого бизнеса

Пожалуй, проверки подобных общественных организаций наиболее неудобны бизнесу. Дело в том, что порядок их проведения не описан в законодательстве, так что у соответствующих контролеров, порой, появляется практически неограниченная свобода действий.

Но не будем о плохом и разберемся, что вправе проверять подобные структуры. А проверяют они следующее: «соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей…».

В общем, все довольно расплывчато. Так что готовиться к визиту этих товарищей стоит особенно ответственно. Главное — заранее убедиться, что с основными элементами соблюдения прав потребителей у вас все в порядке. И первостепенна здесь вывеска магазина (а именно эти организации, как правило, и инспектируют общества защиты прав потребителей). На ней обязательно должно быть фирменное наименование предприятия, адрес и режим работы.

Внутри магазина на видном месте должны находиться свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, действующая редакция закона «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», книга отзывов и предложений. Последняя может и не быть на виду, но должна выдаваться покупателю по первому требованию.

Кроме того, в магазине обязательно должна быть информация о товарах, либо работах и услугах. К ней относятся:

— наименование технического регламента или иное установленное законодательством свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
— цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
— гарантийный срок, если он есть;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
— срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Федеральным законом № 2300-1;
— сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
— адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
— информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
— информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
— если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Инспекция по охране труда

Инспекция по охране труда следит за условиями, в которых работают сотрудники предприятия, а также обращает внимание на трудовые отношения и охрану труда. Если инспектор находит какие-либо нарушения в зоне свой ответственности, то он выдает предписания об их устранении и привлечении к ответственности виновных в сложившейся ситуации. Что важно, инспектор должен побеседовать как с работодателем, так и с работниками, дабы проанализировать и выявить обстоятельства и причины обнаруженных нарушений.

Многие предприниматели очень недолюбливают инспекторов по охране труда. При этом организации, где работа построена по всем правилам, а сотрудники оформляются без нарушений, бояться трудинспекторов абсолютно не из-за чего. Ну а чтобы все могли запросто общаться с ревизорами из этого ведомства, нужно соблюдать нехитрые правила. Главное из них — подготовить к визиту инспектора следующее:

— учредительные документы;
— коллективный договор;
— положения о премировании и о надбавках;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— трудовые договоры сотрудников;
— штатное расписание;
— табель учета рабочего времени и расчета зарплаты;
— расчетные и больничные листы;
— графики отпусков, личные карточки сотрудников;
— приказы по персоналу;
— трудовые книжки;
— книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
— инструкции по охране труда;
— документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров;
— журнал инструктажа по технике безопасности.

Отметим, что представитель инспекции по охране труда может побеседовать с любым сотрудником организации. Но не стоит разрешать ему это делать слишком долго, так как работник, сам того не желая, может случайно обронить фразу, которая даст ревизору повод для проведения «проверки с пристрастием». Кстати, руководитель предприятия может присутствовать при подобных беседах и отвечать на ряд вопросов инспектора.

Государственный пожарный надзор

Данный надзорный орган проверяет, как предприниматель соблюдает правила пожарной безопасности. Сложность в том, что документов с соответствующими требованиями более полутора тысяч, и все они действующие! Но в первую очередь пожарный инспектор требует у проверяемой организации приказ руководителя и инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Приказ описывает класс пожарной опасности объекта, указывает ответственных за пожарное состояние, пути и направления эвакуации людей и многое другое. В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть указаны порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений.

Как и трудовой инспектор, ревизор от противопожарной службы может говорить с любым сотрудником предприятия. Однако этого лучше не допускать, и руководителю предприятия, либо другому ответственному лицу, рекомендуется лично общаться с инспектором.

Но прежде чем ждать ревизора, необходимо посетить территориальную службу МЧС, дабы установить взаимоотношения с противопожарной службой. Конечно, можно лишь отправить в МЧС уведомительное письмо, но такой метод не самый лучший. Во-первых, он чреват долгим ожиданием. Во-вторых, через три дня после получения ответа от МЧС будьте готовы к внеплановой проверке. Ну а если вы решили вообще проигнорировать эту инспекцию, то знайте, что рано или поздно она к вам обязательно явится, и тогда штраф вам точно обеспечен.

Но не будем о грустном. Итак, вы решили не испытывать судьбу и отправились в службу МЧС, чтобы заявить о своей организации. Сотрудники МЧС должны будут уточнить вам следующие моменты:

— место вашего предприятия в единой системе гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на территории размещения;
— роль и долю участия в предупреждении, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— маршруты, дороги, коммуникации, устойчивую работу которых обязано обеспечивать предприятие;
— список организаций, отвечающих и обеспечивающих обучение персонала и населения безопасным действиям в случаях чрезвычайных ситуаций различного характера;
— список организаций, обеспечивающих и производящих средства защиты, монтаж и оборудование систем сигнализации и пожаротушения;
— адреса, телефоны и иные способы связи с организациями для взаимодействия по вопросам ГО и ЧС и пожарной безопасности,
— адреса и телефоны пожарной команды, инспектора, за которым территориально закреплено предприятие;
— адреса эвакуации персонала при угрозе ЧС и при ликвидации последствий ЧС;
— адрес и способы связи с территориальной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и противопожарной безопасности.

Федеральная миграционная служба

Сразу отметим, что плановый визит инспекторов ФМС грозит далеко не всем организациям. Такие проверки миграционная служба проводит лишь в тех компаниях, которые получили квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Но от внеплановых проверок не застрахован никто. Инспекторы могут, например, на основе жалоб населения неожиданно приехать с проверкой на объекты, где традиционно используются иностранные рабочие. Это, в частности, стройки, рынки, точки общепита.

Чтобы успешно пережить проверку со стороны ФМС, необходимо предъявить инспектору трудовые договоры и разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. При этом у работника должны быть документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие законность его пребывания на территории России и подтверждающие право на трудовую деятельность.

Ну и закончим данный материал несколькими советами, которыми не стоит пренебрегать при визите любого ревизора. Во-первых, попросите сотрудника четко и громко представиться. Во-вторых, внимательно ознакомьтесь с его служебным удостоверением, а лучше снимите с него копию или перепишите все данные. В-третьих, уточните в проверяющей организации, действительно ли у них работает такой сотрудник и должен ли он проводить у вас проверку.

Эти три нехитрых шага позволят предпринимателю защитить себя от мошенников, которые часто маскируются, например, под инспекторов по охране труда. Ведь если вы не раскроете такого псевдо-ревизора, то результат проверки может быть очень печальным.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Александр02.09.2010

Спасибо. Мне, как начинающему предпринимателю, ваш материал очень пригодился. Как успел заметить, у вас прослеживается явный тренд к подобным ликбезным текстам. так держать, это очень важно, нужно и реально полезно

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков